Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа
Актуальность исследования: на всех этапах развития общественной жизни основной производственной силой является человек. Современное индустриальное и высокотехнологическое общество предъявляет огромные требования к общим и специальным физическим и психическим качествам, двигательным способностям, высокому уровню знаний и работоспособности человека. Также своё влияние оказывает загрязнение окружающей среды, несовершенная организация труда, психоэмоциональные перегрузки, приводящие к ухудшению здоровья, понижению уровня работоспособности, возникновению заболеваний.
В результате использования производственной физической культуры наблюдается снижение утомляемости рабочих в течение смены, повышение их работоспособности и производительности труда.
При внедрении средств физической культуры в режим труда (учебы) работающих (учащихся) требуется соблюдение определенных условий: физические упражнения должны способствовать укреплению здоровья, стимулированию работоспособности человека, не нарушать рабочей (учебной) установки, сочетаться с технологическим процессом и другими формами отдыха, соответствовать уровню физической подготовленности и состоянию здоровья трудящихся, учащихся и студентов [8].
Работоспособность
человека на протяжении рабочего дня
претерпевает ряд закономерных последовательных
изменений. Обычно при достаточно высоком
темпе трудовых действий, при значительной
интенсивности и
а) период врабатывания (примерно первые 1 – 2 ч работы). В этот период происходит соответствующая координационная настройка в различных системах организма, в частности, концентрируется внимание, устанавливаются необходимый темп, ритм и точность рабочих операций;
б) период стабилизации (средняя продолжительность 4 – 5 ч). В этот период наблюдаются устойчивые, повышенные показатели работоспособности;
в) период снижения работоспособности (период утомления). Он характеризуется прогрессирующим снижением производительности труда.
Такое изменение может повторяться за смену дважды — до и после обеденного перерыва. После обеда снова требуется дополнительное время врабатывания, которое значительно короче, чем начальное утреннее врабатывание. Период утомления после обеда выражен более сильно, и само утомление наступает раньше, чем до обеда, то есть фаза относительно устойчивого состояния работоспособности более коротка. Нередко на фоне снижения работоспособности в конце рабочего дня она может временно повыситься. Это явление получило название «конечного порыва». Оно возникает в силу мобилизации работающих систем как своеобразная психологическая реакция на момент предстоящего окончания работы.
Динамика работоспособности в течение рабочей смены зависит не только от внутренних факторов (состояния различных органов и систем организма), но также и от внешних факторов: характер производственной деятельности, психическая нагрузка, гигиенические условия, квалификация работающего, его возраст, пол, стаж и физическое состояние организма, направленное использование физической культуры (производственная гимнастика) [19].
Научная организация труда (НОТ) заключается в том, чтобы основе новейших современных достижений науки и техники выработать и практически использовать такие методы и формы организации трудовой деятельности, которые позволяли бы с максимальной эффективностью использовать технику, совершенствовать технологию производства, повышать производительность труда. НОТ обеспечивает сбережение сил трудящихся, сохранение их здоровья, с ее помощью можно бороться с неблагоприятными воздействиями на организм человека. Это достигается не только высокой организацией труда, но и соответствующей подготовкой и всесторонним воспитанием трудящихся.
Вопросы
подготовки людей к труду, охраны
их здоровья и всестороннего и
гармонического развития решаются в
процессе многих специально направленных
мероприятий и видов
Связь физической культуры и НОТ состоит в том, что в процессе труда физические упражнения помогают бороться с утомлением, сохранять на достаточно высоком уровне работоспособность, способствуют формированию более совершенной координации движений в процессе работы, укреплению здоровья, создают условия для общения, дружбы, для совместной творческой деятельности.
Основная цель физической культуры в системе НОТ – активное содействие всесторонней подготовке трудящихся к труду, сохранение постоянной и надежной готовности к работе, повышение результативности трудовой деятельности и сохранение здоровья и работоспособности трудящихся на достаточно высоком уровне.
Конкретными задачами физической культуры в системе НОТ являются:
1)
рационализация и
2) создание прочной основы общей физической подготовленности для развития профессионально важных физических способностей и двигательных навыков;
3)
теоретическая разработка и
4)
внедрение профессионально-
Физическая культура в системе НОТ помогает сокращать потери рабочего времени, обеспечивает профилактику заболеваний, так как постоянное и методически грамотное использование средств физической культуры повышает устойчивость организма людей к неблагоприятным воздействиям условий труда и быта.
Физкультурно-
Существуют следующие формы производственной физической культуры:
Вводная гимнастика – организованное, систематическое выполнение специально подобранных физических упражнений перед началом работы с целью быстрейшего врабатывания организма. Врабатывание — это период времени, который необходим для перехода с одного на другой, более высокий уровень функционирования.
Вводная гимнастика решает следующие задачи: повысить жизнедеятельность организма, способствовать созданию рабочей обстановки и тем самым сократить период «вхождения» в работу. С одной стороны, это содействует улучшению и укреплению здоровья работающих, а с другой — повышает производительность их труда. Примерная продолжительность вводной гимнастики 5–7 мин. Типичный комплекс вводной гимнастики состоит из 6–8 упражнений, близких к рабочим движениям и оказывающих разностороннее влияние на организм. Темп выполнения упражнений должен быть таким, как обычный темп рабочих движений, или несколько выше. Физические упражнения помогают восстановить координационные механизмы, повышают возбудимость и функциональную подвижность (лабильность) нервно-мышечного аппарата и анализаторов, способствуют более быстрому вхождению в темп и ритм рабочих движений [19].
Физкультурная пауза служит для того, чтобы предупредить развитие утомления, улучшить функциональное состояние организма и тем самым способствовать поддержанию на высоком уровне рабочего ритма, темпа, концентрации внимания. Достигается это включением в работу мышц, не принимавших активного участия в процессе труда. Это возбуждает центры, бездействующие в работе, и одновременно вызывает более глубокое торможение других, участвовавших в трудовой деятельности. В отличие от вводной гимнастики физкультурная пауза состоит из 5–7 упражнений и выполняется во время рабочей смены. Физкультурная пауза оказывает наиболее благоприятное влияние, если она проводится в момент, предшествующий развитию утомления, при появлении первых признаков снижения работоспособности. Преждевременное проведение физкультурной паузы может «сбить» рабочую настройку, что приведет к снижению работоспособности.
Научно доказана целесообразность использования в режиме труда ряда профессий (конструкторы, педагоги, операторы счетно-вычислительных машин, водители автотранспорта) комплексов упражнений в виде физкультминуток.
Включаемые в режим рабочего дня, они снижают утомление и повышают работоспособность организма. В зависимости от производственных условий занятия проводятся коллективно или индивидуально. Физкультминутки не требуют большой затраты времени, что позволяет применять их несколько раз (4–5) в течение рабочей смены, независимо от того, включена ли в режим дня физкультурная пауза. Это способствует устойчивому повышению работоспособности трудящихся, особенно в ночную смену. Очень полезны такие занятия для людей, чей труд требует напряжения внимания и носит монотонный характер.
Физкультурные минутки относятся к малым формам активного отдыха, проводятся в течение 1–2 мин и состоят из 2–3 упражнений. Физкультурные минутки могут быть общего и локального воздействия и использоваться в течение как рабочего дня, так и в учебное время, по мере необходимости. Физкультурные минутки локального воздействия направлены на отдых тех анализаторов или мышечных групп, в которых в первую очередь ощущается усталость.
Микропауза активного отдыха – это самая короткая форма, длящаяся 20–30 с. Цель микропауз – ослабить утомление путем снижения возбудимости центральной нервной системы, нормализации мозгового и периферического кровообращения, снижения утомления отдельных анализаторных систем. В микропаузах активного отдыха используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, дыхательные упражнения, приемы самомассажа, ходьба по помещению. На протяжении рабочего (учебного) дня они могут применяться многократно, по мере необходимости, индивидуально, вместе с другими формами [17].
Характеристика средств производственной производственной физической культуры:
Средствами ПФК (производственной физической культуры) являются физические упражнения, оказывающие положительное воздействие на функции организма. Под влиянием физических упражнений восполняется дефицит движений, укрепляется связочно-суставный аппарат, увеличивается амплитуда движений в суставах, возрастает подвижность позвоночного столба и грудной клетки, устраняются нарушения осанки, улучшается состояние костной и связочной тканей. В процессе занятий увеличивается сила и выносливость мышц, развивается их способность к произвольному напряжению и расслаблению, достигается высокая степень координации мышечных усилий, улучшается чувствительная функция мышц [19].
Таким
образом к разновидностям профессионально
– прикладной физической культуры
относятся ППФК, военно – прикладная
физическая культура, производственная
физическая культура.
Глава
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО
НАПРАВЛЕНИЯ В ТРУДОВОЙ
И ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА
ПРИМЕРЕ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ)
2.1. Лёгкая атлетика как компонент профессионально– прикладной физической культуры
Специализированное направление физической культуры широко используется во всех видах деятельности человека в том числе в сфере трудовой и военной деятельности.
Использование физической культуры в сфере трудовой и военной деятельности является компонентом профессионально – прикладной физической культуры. Одним из самых распространённых видов спорта, используемых в профессионально – прикладной физической культуре является лёгкая атлетика. Лёгкая атлетика – самый массовый вид спорта. Разнообразие легкоатлетических упражнений, широкие возможности варьирования нагрузки позволяют успешно использовать их в занятиях людей разного пола, возраста и различной степени физической подготовленности. Большинство из этих упражнений могут выполнятся не только на стадионе, но и на простейших площадках или просто на местности.
Лёгкой атлетике отводится главное место во всех ступенях Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса.
Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка