Профессионально-прикладная физическая подготовка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования: на всех этапах развития общественной жизни основной производственной силой является человек. Современное индустриальное и высокотехнологическое общество предъявляет огромные требования к общим и специальным физическим и психическим качествам, двигательным способностям, высокому уровню знаний и работоспособности человека. Также своё влияние оказывает загрязнение окружающей среды, несовершенная организация труда, психоэмоциональные перегрузки, приводящие к ухудшению здоровья, понижению уровня работоспособности, возникновению заболеваний.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая ТиМФВ 2!!!!!!!!.docx

— 132.16 Кб (Скачать)

     В результате использования производственной физической культуры наблюдается снижение утомляемости рабочих в течение  смены, повышение их работоспособности  и производительности труда.

     При внедрении средств физической культуры в режим труда (учебы) работающих (учащихся) требуется соблюдение определенных условий: физические упражнения должны способствовать укреплению здоровья, стимулированию работоспособности человека, не нарушать рабочей (учебной) установки, сочетаться с технологическим процессом и другими формами отдыха, соответствовать уровню физической подготовленности и состоянию здоровья трудящихся, учащихся и студентов [8].

     Работоспособность человека на протяжении рабочего дня  претерпевает ряд закономерных последовательных изменений. Обычно при достаточно высоком  темпе трудовых действий, при значительной интенсивности и продолжительности  рабочего дня показатели работоспособности  вначале возрастают, затем стабилизируются и, наконец, снижаются. При этом наблюдается чередование трех периодов:

     а) период врабатывания (примерно первые 1 – 2 ч работы). В этот период происходит соответствующая координационная настройка в различных системах организма, в частности, концентрируется внимание, устанавливаются необходимый темп, ритм и точность рабочих операций;

     б) период стабилизации (средняя продолжительность 4 – 5 ч). В этот период наблюдаются устойчивые, повышенные показатели работоспособности;

     в) период снижения работоспособности (период утомления). Он характеризуется прогрессирующим снижением производительности труда.

          Такое изменение может повторяться за смену дважды — до и после обеденного перерыва. После обеда снова требуется дополнительное время врабатывания, которое значительно короче, чем начальное утреннее врабатывание. Период утомления после обеда выражен более сильно, и само утомление наступает раньше, чем до обеда, то есть фаза относительно устойчивого состояния работоспособности более коротка. Нередко на фоне снижения работоспособности в конце рабочего дня она может временно повыситься. Это явление получило название «конечного порыва». Оно возникает в силу мобилизации работающих систем как своеобразная психологическая реакция на момент предстоящего окончания работы.

     Динамика  работоспособности в течение  рабочей смены зависит не только от внутренних факторов (состояния  различных органов и систем организма), но также и от внешних факторов: характер производственной деятельности, психическая нагрузка, гигиенические условия, квалификация работающего, его возраст, пол, стаж и физическое состояние организма, направленное использование физической культуры (производственная гимнастика) [19].

         Научная организация труда (НОТ) заключается в том, чтобы основе новейших современных достижений науки и техники выработать и практически использовать такие методы и формы организации трудовой деятельности, которые позволяли бы с максимальной эффективностью использовать технику, совершенствовать технологию производства, повышать производительность труда. НОТ обеспечивает сбережение сил трудящихся, сохранение их здоровья, с ее помощью можно бороться с неблагоприятными воздействиями на организм человека. Это достигается не только высокой организацией труда, но и соответствующей подготовкой и всесторонним воспитанием трудящихся.

     Вопросы подготовки людей к труду, охраны их здоровья и всестороннего и  гармонического развития решаются в  процессе многих специально направленных мероприятий и видов деятельности. К ним относятся специальная теоретическая и техническая (практическая) подготовка, обучение, мероприятия по охране и укреплению здоровья трудящихся, организация рационального здорового отдыха, обеспечение положительного эмоционального фона трудовой деятельности. В комплексе мер по улучшению условий труда и отдыха трудящихся и в интересах сохранения их здоровья и повышения производительности труда важное место занимает физическая культура.

     Связь физической культуры и НОТ состоит  в том, что в процессе труда физические упражнения помогают бороться с утомлением, сохранять на достаточно высоком уровне работоспособность, способствуют формированию более совершенной координации движений в процессе работы, укреплению здоровья, создают условия для общения, дружбы, для совместной творческой деятельности.

     Основная  цель физической культуры в системе НОТ – активное содействие всесторонней подготовке трудящихся к труду, сохранение постоянной и надежной готовности к работе, повышение результативности трудовой деятельности и сохранение здоровья и работоспособности трудящихся на достаточно высоком уровне.

     Конкретными задачами физической культуры в системе  НОТ являются:

     1) рационализация и совершенствование  профессиональной и двигательной  деятельности работников данного  производства, поиски и внедрение  наиболее экономичных форм двигательной  деятельности для данных конкретных  производственных операций;

     2) создание прочной основы общей  физической подготовленности для развития профессионально важных физических способностей и двигательных навыков;

     3) теоретическая разработка и внедрение  в практику работы на производстве  оптимальных условий режима труда  и отдыха, внедрение производственной  гимнастики, организация активного  отдыха, физкультурно-спортивных и  оздоровительных мероприятий в конце рабочего дня, недели, в период отпусков;

     4) внедрение профессионально-прикладной  физической подготовки.

     Физическая  культура в системе НОТ помогает сокращать потери рабочего времени, обеспечивает профилактику заболеваний, так как постоянное и методически грамотное использование средств физической культуры повышает устойчивость организма людей к неблагоприятным воздействиям условий труда и быта.

     Физкультурно-оздоровительные  мероприятия включаются в план социального  развития каждого предприятия, план научной организации труда. Конкретные данные, характеризующие использование средств физического воспитания в производственных коллективах, включаются в содержание коллективных договоров, соцобязательств трудящихся. По мере выполнения плана проверяется оздоровительный и экономический эффект внедрения этих мероприятий в систему НОТ, влияние их на повышение работоспособности и производительности труда и в целом на всестороннее воспитание трудящихся [19].

        Существуют следующие формы производственной физической культуры:

          Вводная гимнастика – организованное, систематическое выполнение специально подобранных физических упражнений перед началом работы с целью быстрейшего врабатывания организма. Врабатывание — это период времени, который необходим для перехода с одного на другой, более высокий уровень функционирования.

     Вводная гимнастика решает следующие задачи: повысить жизнедеятельность организма, способствовать созданию рабочей обстановки и тем самым сократить период «вхождения» в работу. С одной стороны, это содействует улучшению и укреплению здоровья работающих, а с другой — повышает производительность их труда. Примерная продолжительность вводной гимнастики 5–7 мин. Типичный комплекс вводной гимнастики состоит из 6–8 упражнений, близких к рабочим движениям и оказывающих разностороннее влияние на организм. Темп выполнения упражнений должен быть таким, как обычный темп рабочих движений, или несколько выше. Физические упражнения помогают восстановить координационные механизмы, повышают возбудимость и функциональную подвижность (лабильность) нервно-мышечного аппарата и анализаторов, способствуют более быстрому вхождению в темп и ритм рабочих движений [19].

         Физкультурная пауза служит для того, чтобы предупредить развитие утомления, улучшить функциональное состояние организма и тем самым способствовать поддержанию на высоком уровне рабочего ритма, темпа, концентрации внимания. Достигается это включением в работу мышц, не принимавших активного участия в процессе труда. Это возбуждает центры, бездействующие в работе, и одновременно вызывает более глубокое торможение других, участвовавших в трудовой деятельности. В отличие от вводной гимнастики физкультурная пауза состоит из 5–7 упражнений и выполняется во время рабочей смены. Физкультурная пауза оказывает наиболее благоприятное влияние, если она проводится в момент, предшествующий развитию утомления, при появлении первых признаков снижения работоспособности. Преждевременное проведение физкультурной паузы может «сбить» рабочую настройку, что приведет к снижению работоспособности.

           Научно доказана целесообразность использования в режиме труда ряда профессий (конструкторы, педагоги, операторы счетно-вычислительных машин, водители автотранспорта) комплексов упражнений в виде физкультминуток.

     Включаемые  в режим рабочего дня, они снижают  утомление и повышают работоспособность организма. В зависимости от производственных условий занятия проводятся коллективно или индивидуально. Физкультминутки не требуют большой затраты времени, что позволяет применять их несколько раз (4–5) в течение рабочей смены, независимо от того, включена ли в режим дня физкультурная пауза. Это способствует устойчивому повышению работоспособности трудящихся, особенно в ночную смену. Очень полезны такие занятия для людей, чей труд требует напряжения внимания и носит монотонный характер.

     Физкультурные минутки относятся к малым  формам активного отдыха, проводятся в течение 1–2  мин и состоят из 2–3 упражнений. Физкультурные минутки могут быть общего и локального воздействия и использоваться в течение как рабочего дня, так и в учебное время, по мере необходимости. Физкультурные минутки локального воздействия направлены на отдых тех анализаторов или мышечных групп, в которых в первую очередь ощущается усталость.

          Микропауза активного отдыха – это самая короткая форма, длящаяся 20–30 с. Цель микропауз – ослабить утомление путем снижения возбудимости центральной нервной системы, нормализации мозгового и периферического кровообращения, снижения утомления отдельных анализаторных систем. В микропаузах активного отдыха используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, дыхательные упражнения, приемы самомассажа, ходьба по помещению. На протяжении рабочего (учебного) дня они могут применяться многократно, по мере необходимости, индивидуально, вместе с другими формами [17].

          Характеристика средств производственной производственной физической культуры:

     Средствами  ПФК (производственной физической культуры) являются физические упражнения, оказывающие положительное воздействие на функции организма. Под влиянием физических упражнений восполняется дефицит движений, укрепляется связочно-суставный аппарат, увеличивается амплитуда движений в суставах, возрастает подвижность позвоночного столба и грудной клетки, устраняются нарушения осанки, улучшается состояние костной и связочной тканей. В процессе занятий увеличивается сила и выносливость мышц, развивается их способность к произвольному напряжению и расслаблению, достигается высокая степень координации мышечных усилий, улучшается чувствительная функция мышц [19].

     Таким образом к разновидностям профессионально  – прикладной физической культуры относятся ППФК, военно – прикладная физическая культура, производственная физическая культура. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ТРУДОВОЙ И ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ) 

     2.1. Лёгкая атлетика как компонент профессионально– прикладной физической культуры

         Специализированное направление физической культуры широко используется во всех видах деятельности человека в том числе в сфере трудовой и военной деятельности.

         Использование физической культуры в сфере трудовой и военной деятельности является компонентом профессионально – прикладной физической культуры. Одним из самых распространённых видов спорта, используемых в профессионально – прикладной физической культуре является лёгкая атлетика. Лёгкая атлетика – самый массовый вид спорта. Разнообразие легкоатлетических упражнений, широкие возможности варьирования нагрузки позволяют успешно использовать их в занятиях людей разного пола, возраста и различной степени физической подготовленности. Большинство из этих упражнений могут выполнятся не только на стадионе, но и на простейших площадках или просто на местности.

     Лёгкой  атлетике отводится главное место  во всех ступенях Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса.

Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка