Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа
Актуальность исследования: на всех этапах развития общественной жизни основной производственной силой является человек. Современное индустриальное и высокотехнологическое общество предъявляет огромные требования к общим и специальным физическим и психическим качествам, двигательным способностям, высокому уровню знаний и работоспособности человека. Также своё влияние оказывает загрязнение окружающей среды, несовершенная организация труда, психоэмоциональные перегрузки, приводящие к ухудшению здоровья, понижению уровня работоспособности, возникновению заболеваний.
Цель ЛФК – реабилитация пациента средствами физического воспитания [6].
Задачи ЛФК – изучить механизмы лечебного действия физических упражнений; разработать новые методики применения физических упражнений с лечебной целью; изучить эффективность оздоровительных методик [2].
На отдельных этапах курса лечения ЛФК способствует предупреждению осложнений, вызываемых длительным покоем; ускорению ликвидации анатомических и функциональных нарушений; сохранению, восстановлению или созданию новых условий для функциональной адаптации организма больного к физическим нагрузкам.
Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, то есть движения, специально организованные (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые) и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного. Физические упражнения способствуют восстановлению не только физических, но и психических сил.
Особенностью
метода ЛФК является также его
естественно-биологическое
В
лечебной физической культуре для профилактики
и лечения заболеваний и
Физическая реабилитация – это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами. Всемирная организация здравоохранения дает очень близкое к этому определение реабилитации: «Реабилитация представляет собой совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут». Реабилитация является процессом, направленным на всестороннюю помощь больным и инвалидам для достижения ими максимально возможной при данном заболевании физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности. Физическую реабилитацию следует рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс или, правильнее сказать, образовательный процесс. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их всегда педагогический, образовательный процесс.
К основным принципам реабилитации относятся:
а) раннее начало проведения реабилитационных мероприятий ;
б) комплексность использования всех доступных и необходимых;
в) индивидуализация программы реабилитации;
г) этапность реабилитации;
д) непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов реабилитации,
е) социальная направленность ;
К средствам реабилитации относятся психотерапевтическое воздействие, медикаментозная коррекция, ЛФК (кинезотерапия), физиотерапия, массаж, трудотерапия, курортно – санаторное лечение, музыкотерапия, фитотерапия, аэротерапия, хореотерапия, мануальное воздействие. [16].
Главной задачей реабилитации является полноценное восстановление функциональных возможностей различных систем организма и опорно-двигательного аппарата, а также развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду.
К частным задачам реабилитации относятся:
а) восстановление бытовых возможностей больного, то есть способности к передвижению, самообслуживанию и выполнению несложной домашней работы;
б) восстановление трудоспособности, то есть утраченных инвалидом профессиональных навыков путем использования и развития функциональных возможностей двигательного аппарата;
в) предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, то есть осуществление мер вторичной профилактики.
Для
их достижения используется комплекс
лечебно-восстановительных
Существуют различные аспекты проявления реабилитации:
Психологический аспект реабилитации направлен на коррекцию психического состояния пациента, а также формирование его отношений к лечению, врачебным рекомендациям, выполнению реабилитационных мероприятий;
Профессиональный аспект реабилитации затрагивает вопросы трудоустройства, профессионального обучения и переобучения, определения трудоспособности больных;
Социально – экономическая реабилитация состоит в том, чтобы вернуть пострадавшему экономическую независимость и социальную полноценность. Эти задачи решаются не только медицинскими учреждениями, но и органами соцобеспечения.
Реабилитация – многогранный процесс восстановления здоровья человека и реинтеграции его в трудовую и социальную жизнь. Виды реабилитации следует рассматривать в единстве и взаимосвязи. Три вида реабилитации (медицинская, трудовая, социальная) соответствуют трем классам последствий болезней: 1) медико-биологические последствия болезней, заключающиеся в отклонениях от нормального морфофункционального статуса; 2) снижение трудоспособности или работоспособности в широком смысле слова; 3) социальная дезадаптацияе, то есть нарушение связей с семьей и обществом. Отсюда следует, что выздоровление больного после перенесенного заболевания и его реабилитация — совсем не одно и то же, так как помимо восстановления здоровья пациента необходимо восстановить еще и его работоспособность (трудоспособность), социальный статус, то есть вернуть человека к полноценной жизни в семье, обществе, коллективе.
Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья [8].
Каждый вид адаптивной физической культуры – адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт, физическая реабилитация имеет свои задачи, средства, методы и методические приемы, формы организации.
Формы
организации занятий
Основной формой занятий во всех видах адаптивной физической культуры является урочная форма, исторически и эмпирически оправдавшая себя.
В зависимости от целей, задач, программного содержания уроки подразделяются на:
1)
уроки образовательной
2)
уроки коррекционно –
3)
уроки оздоровительной
4) уроки лечебной направленности, предназначенные для лечения, восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах (например, ежедневные уроки ЛФК в специальных школах-центрах для детей с ДЦП);
5)
уроки спортивной
6)
уроки рекреационной
В разных видах адаптивной физической культуры урочные и неурочные формы занятий распределяются следующим образом:
1. Адаптивное физическое, воспитание – самый организованный и регламентированный вид АФК – является обязательной дисциплиной во всех 8 видах специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Физическое воспитание осуществляется в следующих формах:
а) уроки физической культуры; б) уроки ритмики (в младших классах);
в) физкультминутки на общеобразовательных уроках (для снятия и профилактики умственного утомления);
2. Адаптивная физическая рекреация осуществляется в процессе внеурочных и внешкольных занятий. Рекреативные занятия имеют две формы: в режиме дня и внеклассную.
В режиме дня они представлены в виде:
а) утренней гимнастики (до уроков);
б) организованных игр на переменах;
в) спортивного часа (после уроков).
Внеклассные занятий имеют следующие формы:
а) рекреативно-оздоровительные занятия в школе (в труппах общей физической подготовки, группах подвижных и спортивных игр и др. формах), организованных на добровольной самодеятельной основе в соответствии с возможностями учреждения и интересами учащихся;
б) физкультурные праздники, викторины, конкурсы, развлечения, соревнования типа «Веселые старты»;
в) интегрированные праздники вместе со здоровыми детьми;
г) прогулки и экскурсии;
д) дни здоровья.
Во
внешкольное время адаптивная физическая
рекреация имеет следующие
а) занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях;
б) занятия и игры в семье;
в) занятия в реабилитационных центрах;
г)
занятия в семейно-
3. Адаптивный спорт имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется в школе как внеклассные занятия в секциях по избранному виду спорта (настольный теннис, гимнастика, аэробика, танцы (в том числе и в колясках), хоккей на полу, баскетбол, плавание, легкая атлетика п др.). Существуют две формы занятий адаптивным спортом:
Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка