Профессионально-прикладная физическая подготовка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования: на всех этапах развития общественной жизни основной производственной силой является человек. Современное индустриальное и высокотехнологическое общество предъявляет огромные требования к общим и специальным физическим и психическим качествам, двигательным способностям, высокому уровню знаний и работоспособности человека. Также своё влияние оказывает загрязнение окружающей среды, несовершенная организация труда, психоэмоциональные перегрузки, приводящие к ухудшению здоровья, понижению уровня работоспособности, возникновению заболеваний.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая ТиМФВ 2!!!!!!!!.docx

— 132.16 Кб (Скачать)

     Цель  ЛФК – реабилитация пациента средствами физического воспитания [6].

     Задачи  ЛФК – изучить механизмы лечебного действия физических упражнений; разработать новые методики применения физических упражнений с лечебной целью; изучить эффективность оздоровительных методик [2].

     На  отдельных этапах курса лечения  ЛФК способствует предупреждению осложнений, вызываемых длительным покоем; ускорению ликвидации анатомических и функциональных нарушений; сохранению, восстановлению или созданию новых условий для функциональной адаптации организма больного к физическим нагрузкам.

     Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, то есть движения, специально организованные (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые) и применяемые в качестве неспецифического раздражителя с целью лечения и реабилитации больного. Физические упражнения способствуют восстановлению не только физических, но и психических сил.

     Особенностью  метода ЛФК является также его  естественно-биологическое содержание, так как в лечебных целях используется одна из основных функций, присущая всякому живому организму, — функция движения. Последняя представляет собой биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма. Любой комплекс лечебной физкультуры включает больного в активное участие в лечебном процессе противоположность другим лечебным: методам, когда больной обычно пассивен и лечебные процедуры выполняет медицинский персонал [6].

     В лечебной физической культуре для профилактики и лечения заболеваний и повреждений  применяются следующие основные средства: физические упражнения (гимнастические, спортивно-прикладные, идеомоторные, упражнения в посылке импульсов к сокращению мышц и др.), естественные факторы природы (солнце, воздух, вода), лечебный массаж, двигательный режим. Кроме того, применяются дополнительные средства: трудотерапия и механотерапия. Под трудотерапией понимается восстановление нарушенных функций с помощью избирательно подобранных трудовых процессов. Механотерапия – это восстановление утраченных функций с помощью специальных аппаратов. Она применяется главным образом для предупреждения контрактур (тугоподвижности в суставах). В спортивной практике после повреждений опорно-двигательного аппарата можно использовать для увеличения амплитуды движений в суставах тренажерные устройства (по щадящей методике). Средства лечебной физической культуры, применяемые в спортивной практике, а также для профилактики заболеваний, относят к средствам лечебно-оздоровительной физической культуры [15].

         Физическая реабилитация – это восстановление здоровья, функционального состояния и трудоспособности, нарушенных болезнями, травмами или физическими, химическими и социальными факторами. Всемирная организация здравоохранения дает очень близкое к этому определение реабилитации: «Реабилитация представляет собой совокупность мероприятий, призванных обеспечить лицам с нарушениями функций в результате болезней, травм и врожденных дефектов приспособление к новым условиям жизни в обществе, в котором они живут». Реабилитация является процессом, направленным на всестороннюю помощь больным и инвалидам для достижения ими максимально возможной при данном заболевании физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности. Физическую реабилитацию следует рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс или, правильнее сказать, образовательный процесс. Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их  всегда педагогический, образовательный процесс.

     К основным принципам реабилитации относятся:

       а) раннее начало проведения реабилитационных мероприятий ;

       б) комплексность использования всех доступных и необходимых;

       в) индивидуализация программы реабилитации;

       г) этапность реабилитации;

       д) непрерывность и преемственность на протяжении всех этапов реабилитации,

       е) социальная направленность ;

     К средствам реабилитации относятся  психотерапевтическое воздействие, медикаментозная коррекция, ЛФК (кинезотерапия), физиотерапия, массаж, трудотерапия, курортно – санаторное лечение, музыкотерапия, фитотерапия, аэротерапия, хореотерапия, мануальное воздействие. [16].

     Главной задачей реабилитации является полноценное восстановление функциональных возможностей различных систем организма и опорно-двигательного аппарата, а также развитие компенсаторных приспособлений к условиям повседневной жизни и труду.

     К частным задачам реабилитации относятся:

     а) восстановление бытовых возможностей больного, то есть способности к передвижению, самообслуживанию и выполнению несложной домашней работы;

     б) восстановление трудоспособности, то есть утраченных инвалидом профессиональных навыков путем использования и развития функциональных возможностей двигательного аппарата;

     в) предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, то есть осуществление мер вторичной профилактики.

     Для их достижения используется комплекс лечебно-восстановительных средств, среди которых наибольшим реабилитирующим  эффектом обладают: физические упражнения, природные факторы, различные виды массажа, занятия на тренажерах, а также ортопедические приспособления, трудотерапия, психотерапия и аутотренинг.

     Существуют  различные аспекты проявления реабилитации:

     Психологический аспект реабилитации направлен на коррекцию психического состояния пациента, а также формирование его отношений к лечению, врачебным рекомендациям, выполнению реабилитационных мероприятий;

     Профессиональный  аспект реабилитации затрагивает вопросы трудоустройства, профессионального обучения и переобучения, определения трудоспособности больных;

     Социально – экономическая реабилитация состоит в том, чтобы вернуть пострадавшему экономическую независимость и социальную полноценность. Эти задачи решаются не только медицинскими учреждениями, но и органами соцобеспечения.

     Реабилитация  – многогранный процесс восстановления здоровья человека и реинтеграции его в трудовую и социальную жизнь. Виды реабилитации следует рассматривать в единстве и взаимосвязи. Три вида реабилитации (медицинская, трудовая, социальная) соответствуют трем классам последствий болезней: 1) медико-биологические последствия болезней, заключающиеся в отклонениях от нормального морфофункционального статуса; 2) снижение трудоспособности или работоспособности в широком смысле слова; 3) социальная дезадаптацияе, то есть нарушение связей с семьей и обществом. Отсюда следует, что выздоровление больного после перенесенного заболевания и его реабилитация — совсем не одно и то же, так как помимо восстановления здоровья пациента необходимо восстановить еще и его работоспособность (трудоспособность), социальный статус, то есть вернуть человека к полноценной жизни в семье, обществе, коллективе.

         Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид (область) физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида. Это деятельность и ее социально и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни; оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья [8].

     Каждый  вид адаптивной физической культуры – адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт, физическая реабилитация имеет свои задачи, средства, методы и методические приемы, формы организации.

     Формы организации занятий физическими  упражнениями чрезвычайно разнообразны, они могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), эпизодическими (загородная прогулка, рыбалка), индивидуальными (в условиях стационара или дома), массовыми (фестивали, праздники), соревновательными (от групповых до международных), игровыми (в летнем оздоровительном лагере). Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами АФК, другие общественными и государственными организациями, третьи  родителями детей – инвалидов, волонтерами, студентами, четвертые самостоятельно, самими инвалидами. Цель всех форм организации – расширение двигательной активности за счет систематических занятий физическими упражнениями, приобщения к доступной спортивной деятельности, интересному досугу, развития собственной активности и творчества, формирования здорового образа жизни.

     Основной  формой занятий во всех видах адаптивной физической культуры является урочная  форма, исторически и эмпирически  оправдавшая себя.

     В зависимости от целей, задач, программного содержания уроки подразделяются на:

     1) уроки образовательной направленности, предназначенные для формирования специальных знаний, обучения разнообразным двигательным умениям;

     2) уроки коррекционно – развивающей направленности, предназначенные для развития и коррекции физических качеств и координационных способностей, коррекции движений, коррекции сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений;

     3) уроки оздоровительной направленности, предназначенные для коррекции осанки, плоскостопия, профилактики соматических заболеваний, нарушений сенсорных систем, укрепления сердечно – сосудистой и дыхательной систем;

     4) уроки лечебной направленности, предназначенные для лечения,  восстановления и компенсации утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах (например, ежедневные уроки ЛФК в специальных школах-центрах для детей с ДЦП);

     5) уроки спортивной направленности, предназначенные для совершенствования физической, технической, тактической, психической, волевой, теоретической подготовки в избранном виде спорта;

     6) уроки рекреационной направленности, предназначенные для организованного досуга, отдыха, игровой деятельности.

          В разных видах адаптивной физической культуры урочные и неурочные формы занятий распределяются следующим образом:

     1. Адаптивное физическое, воспитание – самый организованный и регламентированный вид АФК – является обязательной дисциплиной во всех 8 видах специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Физическое воспитание осуществляется в следующих формах:

     а) уроки физической культуры; б) уроки ритмики (в младших классах);

     в) физкультминутки на общеобразовательных уроках (для снятия и профилактики умственного утомления);

        2. Адаптивная физическая рекреация осуществляется в процессе внеурочных и внешкольных занятий. Рекреативные занятия имеют две формы: в режиме дня и внеклассную.

     В режиме дня они представлены в  виде:

     а) утренней гимнастики (до уроков);

     б) организованных игр на переменах;

     в) спортивного часа (после уроков).

     Внеклассные занятий имеют следующие формы:

     а) рекреативно-оздоровительные занятия в школе (в труппах общей физической подготовки, группах подвижных и спортивных игр и др. формах), организованных на добровольной самодеятельной основе в соответствии с возможностями учреждения и интересами учащихся;

     б) физкультурные праздники, викторины, конкурсы, развлечения, соревнования типа «Веселые старты»;

     в) интегрированные праздники вместе со здоровыми детьми;

     г) прогулки и экскурсии;

     д) дни здоровья.

     Во  внешкольное время адаптивная физическая рекреация имеет следующие формы:

     а) занятия в летних и зимних оздоровительных лагерях;

     б) занятия и игры в семье;

     в) занятия в реабилитационных центрах;

     г) занятия в семейно-оздоровительпых клубах.

     3. Адаптивный спорт имеет два направления: рекреационно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Первое реализуется в школе как внеклассные занятия в секциях по избранному виду спорта (настольный теннис, гимнастика, аэробика, танцы (в том числе и в колясках), хоккей на полу, баскетбол, плавание, легкая атлетика п др.). Существуют две формы занятий адаптивным спортом:

Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка