Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа
Актуальность исследования: на всех этапах развития общественной жизни основной производственной силой является человек. Современное индустриальное и высокотехнологическое общество предъявляет огромные требования к общим и специальным физическим и психическим качествам, двигательным способностям, высокому уровню знаний и работоспособности человека. Также своё влияние оказывает загрязнение окружающей среды, несовершенная организация труда, психоэмоциональные перегрузки, приводящие к ухудшению здоровья, понижению уровня работоспособности, возникновению заболеваний.
Цель занятий – обеспечение дальнейшего повышения уровня базовой физической подготовки, содействие сохранению достигнутой общей физической подготовки, сохранение и укрепление здоровья [1].
Базовый спорт для трудящихся культивируется на крупных предприятиях и учреждениях и охватывает трудящихся до 40 лет, после 40 лет физическая подготовка осуществляется в группах общей физической подготовки или в процессе самостоятельных занятий.
Фоновая физическая культура – физическая культура, способствующая поддержанию нормального функционального фона жизнедеятельности организма.
Этот вид физической культуры рассматривается как компонент здорового образа жизни. Фоновой физической культуре свойственны функции оптимизации текущего функционального состояния организма и сохранения достигнутого уровня физической подготовки. Выделяют: а) повседневную бытовую гигиеническую физическую культуру. Она представлена утренней гимнастикой, прогулками в течение дня, ритмической гимнастикой не связанной со значительными нагрузками; б) рекреационную физическую культуру, представленную в режиме расширенного отдыха как фактор активного отдыха, удовлетворяющий эмоциональные потребности. Этот вид включает в себя охоту, рыбалку, физкультурно-спортивные развлечения, подвижные игры, танцы, состязания на аттракционах, походы выходного дня.
Функции фоновой физической культуры: ценностно – ориентационная – формирование ориентации на здоровый образ жизни; геодонистическая – получение удовольствия от занятий физической культурой; функция психологической разгрузки в процессе повышения двигательной активности; переключение на вид деятельности, отличный от трудовых действий [11].
Таким
образом, в общеподготовительное направление
входят базовая физическая культура,
включающая занятия физической культурой
в ДДУ, ССУЗах, ВУЗах и фоновая
физическая культура, способствующая
поддержанию нормального функционального
фона жизнедеятельности организма.
1.2. Характеристика специализированного направления физической культуры
Специализированное направление включает в себя спорт, ППФК (профессионально – прикладную физическую культуру) и оздоровительно – реабилитационную физическую культуру.
Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания.
Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.
Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей [11].
Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.
Достижение
высоких спортивных результатов
невозможно без достаточно хорошо отлаженной
системы подготовки спортсмена, осуществляемой
в сфере многообразных
Таким образом, спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.
Развитие
спорта во всем мире привело к возникновению
и распространению множества
отдельных видов спорта, которых
насчитывается в настоящее
В
настоящее время спорт
а) по целевым установкам выделяют спорт высших достижений и базовый спорт (массовый спорт);
б) по масштабу и организации в рамках международного спортивного движения различают олимпийский и неолимпийский спорт;
в) по характеру экономических отношений между спортсменами, федерациями, клубами, которые связаны с получением финансовой прибыли, дохода спортсменов от занятий спортивной деятельностью, выделяют комерческий и некомерческий спорт;
г) по основному роду деятельности человека, избравшего какой-либо вид спорта своей главной сферой приложения своих сил и способностей, различают профессиональный и любительский спорт;
д) по формам организации занятий выделяют учебный спорт как обязательный процесс, осуществляемый в системе образования, и самодеятельный спорт, как добровольный процесс, проводимый в свободное время;
е) по возрастным категориям спортсменов, включенных в спортивную деятельность, различают детско-юношеский спорт, спорт взрослых и ветеранов;
ж) по характеру применения его для подготовки к какой-либо профессиональной деятельности различают профессионально-прикладной и военно-прикладной спорт;
з) по характеру использования его в сфере досуга, отдыха, развлечения, восстановления работоспособности человека, сохранения уже приобретенных ранее навыков и качеств выделяют оздоровительно-рекреационный и физкультурно-кондиционный спорт;
и) по предмету состязаний и характеру активности спортсменов выделяют легкоатлетический спорт, водный спорт, конькобежный спорт, лыжный спорт, автомобильный спорт, спорт по единоборствам, шахматный спорт [5].
Спорт входит в структуру современного общества, значение его универсально, он имеет всеобъемлющий характер. В мировую социально-политическую систему в качестве ее элементов входят различные спортивные объединения: международные объединения по вопросам спорта, международные федерации по видам спорта, международные объединения по техническим видам спорта, международные туристские организации. Вопросы развития спорта обсуждаются парламентами государств, они находят отражение в конституциях стран, программах политических партий; руководство спортом обеспечивается на государственном уровне.
В спортивной деятельности выделяют базовую часть и специальные службы, обеспечивающие ее эффективное функционирование. Базовой частью является соревнование, службами – тренировка, отбор спортсмена, судейство. Соревнование задает цели, объединяет эти службы в целостную деятельность. На этом основана функциональная структура спорта, в которой выделяют следующие части: спортивные соревнования, обеспечение функционирования соревнований (правила, положения, календари соревнований, судьи, организаторы), тренировка, отбор спортсменов и подготовка резервов, научное и методическое обеспечение, подготовка специальных кадров, материально – техническое обеспечение, организация и управление в процессе функционирования соревнования и служб по его обеспечению [1].
Многосторонняя значимость спорта обусловливает многочисленность его функций в обществе. Функции спорта можно условно подразделить на специфические (свойственные только ему как особому явлению действительности) и общие. К первым относят соревновательно – эталонную и эвристически – достиженческую функции. Ко вторым в настоящее время причисляют функции, имеющие социально-общественное значение, такие, как функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития; оздоровительно-рекреативная функция; эмоционально-зрелищная функция; функция социальной интеграции и социализации личности; коммуникативная функция и экономическая функция.
Соревновательно – эталонная функция. Основу специфики спорта составляет собственно соревновательная деятельность, суть которой заключается в максимальном выявлении, унифицированном сравнении и объективной оценке определенных человеческих возможностей в процессе состязаний, ориентированных на победу или достижение высокого в личном плане спортивного результата или места в соревновании;
Эвристически – достиженческая функция. Для спорта характерна творческая поисковая деятельность, сопряженная с познанием человеком своих возможностей, наряду с изысканием эффективных способов максимальной реализации и их увеличения. Эта функция наиболее полно выражена в спорте высших достижений, так как на пути к ним необходимо постоянно совершенствовать систему подготовки, искать новые средства, методы тренировки, новые образцы сложнейших элементов техники и тактических решений ведения спортивной борьбы [13];
К социально – общественным прежде всего относят функцию личностно – направленного воспитания, обучения и развития. Спорт представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Однако, воспитательные возможности спорта реализуются не сами по себе, а посредством системы воспитательно-направленных отношений, складывающихся в сфере спорта;
Оздоровительно – рекреативная функция проявляется в положительном влиянии спорта на состояние и функциональные возможности организма человека;
Эмоционально – зрелищная функция раскрывается в том, что спорт (многие его виды) несет в себе эстетические свойства, проявляющиеся в гармонии физических и духовных качеств человека, граничит с искусством. Особенно в этом плане привлекательны сложно координированные виды спорта, такие, как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду. Красота человеческого тела, технически сложные и отточенные движения, праздничное настроение – все это привлекает истинных поклонников спорта. Популярность спорта как зрелища характеризуется эмоциональностью и остротой восприятия, затрагивающего личные и коллективные интересы множества людей, а также универсальностью «языка спорта», понятного практически каждому;
Функция социальной интеграции и социализации личности. Спорт является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщения к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основана его важная роль в процессе социализации личности;
Коммуникативная функция. Гуманизация общества в настоящий период развития человечества делает спорт фактором развертывания международных связей, взаимопонимания и культурного сотрудничества народов, упрочения мира на земле;
Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении. Международные спортивные связи выросли в нашу эпоху до глобальных размеров, а такие формы спортивного движения, как «Спорт для всех» и олимпийское движение, стали широчайшими интернациональными течениями современности. Следует отметить, что в настоящее время Международный олимпийский комитет объединяет около 200 национальных олимпийских комитетов.
Экономическая функция. Спорт имеет большое экономическое значение, выражающееся в том, что средства, вложенные в развитие спорта, окупаются прежде всего в повышении уровня здоровья населения, повышении общей работоспособности, продлении жизни человека. Развитие науки о спорте, материально-технической базы, подготовка кадров – все это способствует развитию детского и юношеского спорта, массового спорта и спорта высших достижений.
Экономическое значение имеют также финансовые средства, получаемые от спортивных зрелищ, эксплуатации спортивных сооружений. Однако это малая толика того, что вкладывают государство и общественные организации в развитие спорта. Основная ценность нашего общества – это здоровье. И в этом аспекте роль спорта неоценима [19].
Массовый спорт – занятие отдельными видами спорта, преимущественно массовыми, или разнообразными физическими упражнениями на основе разрядной классификации с целью активного отдыха, снятия нервно-эмоционального напряжения, укрепления здоровья, повышения работоспособности и достижения физического совершенства [5].
Массовый спорт обеспечивает необходимый уровень двигательной активности, сопряженной с соревновательной деятельностью и достижением общедоступного результата. Именно соревновательная деятельность, ориентированная даже на невысокий результат отличает массовый спорт от массовой физической культуры.
Основными объектами массового спорта являются: общеобра – зовательные школы, комплексные ДЮСШ (детско – юношеские спортивные школы), высшие и средние специальные учебные заведения, коллективы физкультуры, спортивные клубы, армейские подразделения и др. Массовый спорт имеет следующие формы: самодеятельные группы по месту жительства и отдыха, занятия в спортивных секциях школ и учебных заведений (вне программ физического воспитания), участие в массовых соревнованиях, занятия в ДЮСШ.
Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка