Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа
Актуальность исследования: на всех этапах развития общественной жизни основной производственной силой является человек. Современное индустриальное и высокотехнологическое общество предъявляет огромные требования к общим и специальным физическим и психическим качествам, двигательным способностям, высокому уровню знаний и работоспособности человека. Также своё влияние оказывает загрязнение окружающей среды, несовершенная организация труда, психоэмоциональные перегрузки, приводящие к ухудшению здоровья, понижению уровня работоспособности, возникновению заболеваний.
Полноценное
осуществление физического
Основные средства физического воспитания представлены в программах образовательных учреждений. Большое разнообразие физических упражнений предусматривает их использование с учетом тех основных положений, которые отражены в общих принципах отечественной системы физического воспитания.
Задачи физического воспитания в младшем школьном возрасте:
а) укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
овладение основами разнообразных жизненно важных движений;
б) развитие координационных, пространственных, временны, силовых параметров движений и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
в) формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
г) выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
д) приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
е) воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления) в ходе двигательной деятельности.
Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте:
а) содействовать гармоничному физическому развитию, закреплению навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитанию ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения правил личной гигиены;
б) осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов двигательных действий (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание);
в) продолжать развитие координационных и кондиционных способностей;
г) формировать основы знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развивать волевые и нравственные качества, вырабатывать представления о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
д) углублять представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий и оказании первой помощи при травмах;
е) воспитывать привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями, избранными видами спорта;
ж) вырабатывать организаторские навыки проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
з) формировать умения адекватной оценки собственных физических возможностей;
Задачи физического воспитания в старшем школьном возрасте:
а) содействовие гармоничному физическому развитию, формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физической подготовленности;
б) приобретение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умении применять их в различных по сложности условиях;
в) дальнейшее развитие кондиционных и координационных способностей;
г) формирование знаний: о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, о значении занятий физическими упражнениями для будущей трудовой деятельности, о выполнении функций отцовства и материнства, о подготовке к службе в армии;
д) закрепление навыков в систематичных и регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта;
е) формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
ж) дальнейшее содействие в развитии психических свойств и качеств личности и обучение основам психической регуляции [19].
В системе физического воспитания школьников применяются разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями:
1.Урок
физической культуры.
Основной формой занятий фи-
зическими упражнениями в школе является
урок физической
культуры. По сравнению с другими формами
физического вос-
питания урок физической культуры имеет
ряд преимущества,
так как он:
а) является
самой массовой формой организованных,
систе-
матических и обязательных занятий школьников;
б) проводится
на базе научно обоснованной государственной
программы, рассчитанной на длительные
сроки обучения;
в) осуществляется
под руководством педагога при учете возра-
стно – половых и индивидуальных особенностей
школьников;
г) содействует
всестороннему и гармоничному физическому
совершенствованию всех учащихся вне
зависимости от их двига-
тельных способностей, спортивных результатов,
распределения
на медицинские группы и т.д.
Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 2 раза в неделю по 40–45 мин каждый. Их основное содержание это двигательная деятельность.
2.Физкультурно
– оздоровительные мероприятия в режиме
учебного дня. К физкультурно – оздоровительныммероприятиямотн
а) утренняя гимнастика до учебных занятий. Ее цель – способствовать организованному началу учебного дня, улучшению самочувствия и настроения, повышению работоспособности учащихся на первых уроках. Основу гимнастики до занятий составляют комплексы из 7–9 физических упражнений динамического характера, воздействующих на различные мышечные группы, выполняемые в течение 6–7 мин (в младших классах не более 5–6 мин). Комплексы упражнений обновляются через 2–3 недели.
б) физкультминутки и физкулътпаузы на уроках. Их целю является снятие утомления, повышение продуктивности умственной или физической работы, предупреждение нарушения осанки. Физкультминутки проводятся на общеобразовательных уроках при появлении первых признаков утомления (нарушения внимания, снижения активности) под руководством учителя или физорга. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок. Комплексы физкультминуток состоят из 3–5 упражнений, повторяемых по 4–6 раз. Продолжительность выполнения комплекса 1–2 мин;
в) в старших классах проводятся физкультпаузы во время занятий в учебно-производственных мастерских (на уроках труда);
г) игры и физические упражнения на удлиненных переменах на заранее подготовленных местах занятий;
д) ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня проводятся, как правило, на свежем воздухе. Они не регламентируются так строго по структуре и времени, как уроки физической культуры. Распределение времени выполнения различных упражнений и игр зависит от климатических условий, материальной базы, подготовленности детей.
К внеклассным формам физического воспитания школьников относятся: 1) спортивные секции по видам спорта; 2) секции общей физической подготовки; 3) секции ритмической и атлетической гимнастики; 4) школьные соревнования; 5) туристские походы и слеты; 6) праздники физической культуры; 7) дни здоровья, плавания и т.д. Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы: а) содействовать успешному и полному овладению материала программы по предмету «Физическая культура»; б) удовлетворять интересы школьников к занятиям массовыми видами спорта и на этой основе выявлять детей, имеющих хорошие способности к занятиям определенными видами спорта; в) обеспечивать здоровый, активный, содержательный отдых. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста, пола и интересов школьников [19].
Содержание и формы физического воспитания в вузах определены Комплексной программой, утвержденной Министерством образования. Курс физического воспитания нацелен программой на решение следующих специфических задач:
а) приобретение студентами системы знаний по основам теории, методики, организации физического воспитания и умений работать пропагандистами, общественными организаторами, инструкторами, тренерами и судьями по спорту;
б) психофизическую подготовку к труду с учетом особенностей их будущей профессиональной деятельности.
Эти задачи физического воспитания студентов решаются с учетом состояния здоровья, уровня физической подготовленности, интересов и способностей студентов, а также их предстоящей профессиональной деятельности.
Комплексная программа обеспечивает преемственность учебного материала, последовательность занятий физическими упражнениями и взаимосвязь с программой физического воспитания учащихся школ, профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений. Физическое воспитание в этих учреждениях образования осуществляется на протяжении всего периода обучения студентов. Основной формой физического воспитания являются учебные занятия по теоретическому и практическому разделам Комплексной программы. Все занятия являются обязательными и включаются в расписание вуза. Во вне учебное время практикуются утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурная пауза, различные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Физическое воспитание студентов включает в себя следующие основные направления: общеподготовительное, спортивное, профессионально-прикладное, гигиеническое, оздоровительно-рекреативное, лечебное.
Общеподготовительное направление обеспечивает всестороннюю физическую подготовку студентов и поддержание ее на уровне требований государственной программы физического воспитания. Средства: общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, легкая атлетика, плавание, лыжный спорт, туризм.
Спортивное направление обеспечивает специализированные систематические занятия одним из видов спорта в отделениях спортивного совершенствования (секциях), а также участие в спортивных соревнованиях с целью повышения уровня спортивного мастерства.
Профессионально-
Гигиеническое направление предусматривает использование средств физического воспитания для восстановления работоспособности и укрепления здоровья. Средства: утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание отдельных функций организма, сниженных либо утраченных в результате заболеваний, рациональный режим учебы и отдыха, питание в соответствии с требованиями гигиены, оздоровительные прогулки.
Оздоровительно-
Лечебное направление обеспечивает восстановление здоровья в целом или после травм [19,1].
Пролонгирующая физическая культура является основной формой физической культуры после завершения обучения в учебном заведении. Здесь общая физическая подготовка осуществляется на основе индивидуальных запросов, интересов, возможностей и потребностей граждан.
Основными формами занятий являются самостоятельные или организационные(под руководством инструктора физической культуры) формы, осуществляемые на полной добровольной основе. К ним относятся различные виды оздоровительной физической культуры а также занятия различными видами спорта.
Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка