Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа
Актуальность исследования: на всех этапах развития общественной жизни основной производственной силой является человек. Современное индустриальное и высокотехнологическое общество предъявляет огромные требования к общим и специальным физическим и психическим качествам, двигательным способностям, высокому уровню знаний и работоспособности человека. Также своё влияние оказывает загрязнение окружающей среды, несовершенная организация труда, психоэмоциональные перегрузки, приводящие к ухудшению здоровья, понижению уровня работоспособности, возникновению заболеваний.
ФП – физическая подготовка
ППФП – профессионально – прикладная физическая подготовка
ППФК – профессионально – прикладная физическая культура
НОТ – научная организация труда
ЛФК – лечебная физическая культура
АФК – адаптивная физическая культура
ДЮСШ – детско – юношеская спортивная школа
ВВУЗ – высшее учебное заведение
ССУЗ
– среднее специальное учебное заведение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
исследования: на всех этапах развития
общественной жизни основной производственной
силой является человек. Современное индустриальное
и высокотехнологическое общество предъявляет
огромные требования к общим и специальным
физическим и психическим качествам, двигательным
способностям, высокому уровню знаний
и работоспособности человека. Также своё
влияние оказывает загрязнение окружающей
среды, несовершенная организация труда,
психоэмоциональные перегрузки, приводящие
к ухудшению здоровья, понижению уровня
работоспособности, возникновению заболеваний.
В данной ситуации появляется необходимость
целенаправленного совершенствования
психических и физических качеств человека,
устранения отрицательных воздействий
производственных факторов и факторов
окружающей среды на организм, сохранения
высокой работоспособности и сохранения
и укрепления здоровья. Именно в этом огромная
роль принадлежит физической культуре
и, в особенности, специализированному
направлению физической культуры, которое
включает в себя профессионально – прикладную
физическую культуру, спорт, оздоровительно-
Цель исследования: изучить сущность и структуру специализированного направления физической культуры.
Задачи исследования:
1)
Дать характеристику
2) Изучить использование специализированного направления в сфере трудовой и военной деятельности (на примере лёгкой атлетики).
Методы исследования: метод анализа литературных.
Объём и структура работы:
Курсовая
работа изложена на 49 страницах компьютерного
текста и состоит из титульного листа,
оглавления, введения, основной части,
включающей две главы, заключения, списка
используемой литературы из 19 источников.
ГЛАВА
1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
1.1. Характеристика общеподготовительного направления физической культуры
Общеподготовительное
направление использования
Базовая физическая культура – физическая культура, включенная в образовательно-воспитательную систему подготовки подрастающих поколений и взрослого населения. Она представлена на обязательном учебном предмете «Физическая культура и здоровье» в образовательных учреждениях. Образовательный процесс в них носит многолетний и круглогодичный характер и осуществляется по закономерностям образования и воспитания в соответствии с государственными программами.
Назначение базовой физической культуры: формирование фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, знаний в области физической культуры; формирование физической культуры личности как составляющей части всестороннего и гармоничного развития личности; формирование базы общей физической подготовки как фундаментальной предпосылки к специализации в избранном виде деятельности.
В базовую физическую культуру входят: 1) Физическая культура в общеобразовательных и воспитательных учреждениях (ДДУ, СШ, ССУЗы, ВУЗы); 2) Пролонгирующая физическая культура; 3) Базовый спорт.
Направленное использование физической культуры на протяжении первых семи лет жизни, осуществляемое специальными дошкольными учреждениями и в семье, является важной начальной ступенью системы физического воспитания [10]. Под влиянием движений улучшается деятельность сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, улучшается обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют зашитые силы организма. Через движения ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность, дисциплинированность, коллективизм. Накопление двигательного опыта, развитие силы, координации, выносливости и других способностей помогают ему овладеть трудовыми действиями, приучают к точному выполнению различных заданий, способствуют воспитанию эстетических чувств [19,1].
Организованные занятия по физическому воспитанию в возрасте от 2 до 7 лет проводятся в дошкольных учреждениях. Группы комплектуются с учетом анатомо – физиологических особенностей и условий жизни, воспитания и обучения. Они подразделяются на ясельные: первая группа раннего возраста (от 2 месяцев до 1 года) и вторая группа раннего возраста (от 1 года до 2 лет) и дошкольные: первая младшая группа (от 2 до 3 лет), вторая младшая группа (от 3 до 4 лет), средняя группа (от 4 до 5 лет), старшая группа (от 5 до 6 лет) и подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).
Вся работа в дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии с государственной «Программой воспитания и обучения в детском саду», где определены задачи, содержание и формы организации физическими упражнениями [1].
Наиболее общими задачами для детей раннего и дошкольного возраста являются:
а) повышение сопротивляемости организма
влияниям внеш-
ней среды путем его закаливания;
б)
укрепление опорно-двигательного аппарата
и формирование
правильной осанки;
в) содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов;
г) воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости;
д)
формирование основных жизненно важных
двигательных
умений и навыков;
е)
формирование устойчивого интереса к
занятиям физичес-
кой культурой;
ж) воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости );
з) содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию [4].
Основными формами занятий физическими упражнениями являются: утренняя гимнастика, занятия урочного типа, подвижные игры, физкульпаузы и физкультминутки, физкультурные праздники, самостоятельные занятия.
Утренняя гимнастика направлена на активизацию деятельности организма, повышение его работоспособности и формирование правильной осанки. Средствами являются простые общеразвивающие упражнения в сочетании с водными процедурами, массажем, закаливанием. Ее продолжительность 5 мин для детей от 2 до 4 лет (3–4 упражнения игрового и подражательного характера), 6–8 мин для детей 4–5 лет, 8–10 мин для детей 6–7 лет. Чтобы комплекс упражнений утренней гимнастики не наскучил ребенку, через 7–10 дней необходимо заменять 1–2 упражнения.
Физкультурные занятия урочного типа являются основной формой работы с детьми от 3 до 7 лет в детском саду. Цель занятий – обучение новым движениям, закрепление ранее освоенных действий, воспитание физических способностей. Занятия проводятся не менее 2–3 раза в неделю под руководством воспитателя. Продолжительность занятий для детей 3–4 лет 15–20 мин, 4–5 лет – 20–25 мин, 5–7 лет – 25–30 мин. Занятия состоят из трех частей: вводной (подготовительной), основной и заключительной. Задачи вводной части – организация детей, концентрация их внимания на предстоящих двигательных упражнениях, а также подготовка организма к выполнению упражнений основной части.
В основной части занятия решаются задачи обучения детей новым упражнениям, повторения и закрепления ранее пройденного материала и воспитания физических качеств
В заключительной части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к спокойному физиологическому состоянию. Для постепенного снижения нагрузки используются ходьба, задания на внимание, дыхательные упражнения, малоподвижные игры, хороводы.
Время занятия распределяется примерно следующим образом: вводная часть 2–6 мин, основная 15–25 мин и заключительная 2–3 мин. Продолжительность каждой части зависит от поставленных задач, возраста и подготовленности детей.
Подвижные игры с разнообразным двигательным содержанием проводятся ежедневно, как правило, во время прогулок. Они увеличивают двигательную активность, вызывают у детей положительные эмоции. В подвижных играх часто используют ходьбу, бег, прыжки, переползание и другие способы передвижения. Большая двигательная активность способствует развитию физических качеств, совершенствованию деятельности сердечно – сосудистой и дыхательной систем организма ребенка.
Физкулътпаузы и физкультминутки используются с целью предупреждения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности, активизации двигательных функций при однообразных статических положениях тела. Проводятся обычно на различных занятиях по счету, лепке, рисованию и включают несколько хорошо освоенных физических упражнений динамического характера продолжительностью 2– 3 мин.
Физкультурные праздники. Их назначение – демонстрация детьми в праздничной обстановке результатов, достигнутых в овладении физическими упражнениями, играми за определенный промежуток времени. Проводятся не реже 2–3 раз в год.
Самостоятельные
занятия физическими
Значение физического воспитания школьников обусловлено потребностями государства в подготовке здорового, всесторонне развитого, трудоспособного подрастающего поколения к полноценному выполнению функций гражданина общества. Школьный возраст охватывает детей и молодежь с 6 – 7 до 17 – 18 лет. В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируются тип телосложения, осанка, разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье.
В приложении к повседневной деятельности школьников значение физического воспитания обусловлено, во-первых, возрастающей интеллектуализацией учебного труда, вызванной повышением научно-теоретического уровня содержания учебных предметов, широким внедрением активных методов обучения; во-вторых, увеличением занятости детей во внеурочное время видами деятельности, ограничивающими проявление двигательной функции: воспитательные мероприятия в классе, занятия в кружках технического и художественного творчества, просмотр телепередач; в-третьих, использованием в быту достижений цивилизации. Такие условия и характер основных видов деятельности школьников приводят к дефициту движений, являющихся единственным средством удовлетворения естественной потребности в проявлении двигательной активности; вызывают статические перенапряжения групп мышц, обеспечивающих сохранение правильной осанки; создают эмоционально-психологические перегрузки и предрасполагают к умственному и физическому переутомлению. Все это отрицательно сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии и физической подготовленности детей. Радикальным средством психофизиологической реабилитации организма является оптимизация общего и двигательного режима школьников за счет широкого использования разнообразных форм занятий физическими упражнениями.
Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка