Профессионально-прикладная физическая подготовка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования: на всех этапах развития общественной жизни основной производственной силой является человек. Современное индустриальное и высокотехнологическое общество предъявляет огромные требования к общим и специальным физическим и психическим качествам, двигательным способностям, высокому уровню знаний и работоспособности человека. Также своё влияние оказывает загрязнение окружающей среды, несовершенная организация труда, психоэмоциональные перегрузки, приводящие к ухудшению здоровья, понижению уровня работоспособности, возникновению заболеваний.

Файлы: 1 файл

Моя курсовая ТиМФВ 2!!!!!!!!.docx

— 132.16 Кб (Скачать)

     а) тренировочные занятия;

     б) соревнования.

     И первое, и второе направление реализуется  в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, общественных объединениях инвалидов, ДЮСШ, сборных командах по видам спорта в системе Специального олимпийского, паралимпийского движения.

     IV. Физическая реабилитация в условиях  специальных (коррекционных) образовательных  учреждений реализуется в двух  формах:

     а) уроки ЛФК в школе;

     б) занятия ЛФК в лечебных учреждениях.

     Физическая  реабилитация взрослых инвалидов осуществляется в стационарах, поликлиниках, реабилитационных центрах, санаториях, профилакториях и др. медицинских учреждениях, а также самостоятельно [7].

     Таким образом, оздоровительно – реабилитационная физическая культура включает в себя ЛФК, АФК, физическую реабилитацию. 
 
 

1.3.  Разновидности профессионально – прикладной физической культуры

          Сложились три разновидности профессионально – прикладной физической культуры: собственно профессионально – прикладная физическая культура, военно – прикладная физическая культура  и производственная физическая культура.

         1)Собственно профессионально – прикладная физическая культура

          Научно – техническая революция во всех отраслях народного хозяйства коренным образом меняет условия и характер производственных процессов и операций, что обусловливает особую необходимость развития прикладного направления физического воспитания при подготовке кадров для различных отраслей экономики. Не менее значимой является также подготовка учащихся и студентов к предстоящей трудовой деятельности. В связи с этим важное социально-экономическое значение приобретает профессионально-прикладная физическая подготовка. Она составляет неразрывное целое с обучением сложным современным профессиям, ибо даже небольшой просчет или ошибка, обусловленные недостатками распределения и устойчивости внимания, плохой координацией движений, неумением быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке, низким уровнем физической подготовленности может привести к тяжелым последствиям, авариям, тяжелым травмам и даже гибели людей [17].

     Физическое  воспитание всегда имело важнейшее  значение в приспособлении к постоянно усложняющимся формам труда и факторам социальной среды. В нашей стране прикладная направленность физического воспитания является важной общественной потребностью, обусловленной запросами современного характера развивающихся отраслей хозяйства. В этой связи использование средств физической культуры и спорта для подготовки к современному высококвалифицированному труду требует определенного профилирования ФВ (физического воспитания) с учетом особенностей избранной профессии.

     Профессионально – прикладная физическая подготовка (ППФП) – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности [9].

     Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических  качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если  готовить к профессии геолога-поисковика, то  нужна профессионально – прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему филологу – другая. В этих отличиях и отражаются цели и задачи ППФП как самостоятельного раздела учебной дисциплины «Физическая культура» [9].

     Цель  ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность:

     а)  к ускорению профессионального обучения;

     б) к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;

     в)    к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;

     г)  к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;

     д)    к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе [9].

     Основными факторами, определяющими общую  направленность, задачи и содержание ППФП, являются: а) анализ профессиональной деятельности той или иной области труда; б) характер рабочей позы и движений; в) особые внешние условия профессиональной деятельности. Эти факторы обусловливают следующие задачи ППФП:

     1) развитие ведущих для данной  профессии физических качеств;

     2) воспитание профессионально важных  для данной деятельности волевых и других психических качеств;

     3) формирование и совершенствование  прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями данной профессии;

     4) сообщение специальных знаний  для успешного освоения практического  раздела ППФП и применения  приобретенных умений, навыков и качеств в профессиональной деятельности.

     Решение этих задач непосредственно связано  с повышением производительности труда (эффективности учебы), его характером (монотонность, статичность, особенности  рабочих поз), ускорением процесса врабатываемости, спецификой двигательной деятельности в трудовом (учебном) процессе [17].

     Формы занятий ППФП могут быть разнообразными. Для трудящихся это занятия в группах ППФП, профилированные спортивные занятия, занятия спортивно-прикладными видами спорта, участие в спортивно-прикладных соревнованиях. Для учащихся и студентов — комплексное использование средств из различных видов спорта, направленных на развитие профессионально важных психофизических качеств, специфичных для избранной профессии, на занятиях по физ.воспитанию. Помимо этого, достаточно высокой эффективностью отличаются профилированные спортивные занятия, организуемые по принципу работы спортивных секции.

     Поскольку ППФП отличается специфическими особенностями, то выбор видов и форм занятий  осуществляется с учетом настоящей  или будущей профессиональной деятельности рабочих и студентов. У них  целесообразно совершенствовать те психофизические качества и функциональные системы организма, которые помогут развить способность избранной профессии. Это условие является решающим при организации ППФП, а также при строительстве и оборудовании спортивных площадок, центров здоровья, проведении спартакиад, профессиональных конкурсов, соревнований.

     В средних специальных и высших учебных заведениях средства ППФП включаются в подготовительную часть занятий  по физическому воспитанию или проводятся в виде отдельных занятий, на которых совершенствуются необходимые для предстоящей деятельности психофизические качества.

     Для трудящихся группы ППФП создаются с  учетом состояния здоровья, физической подготовленности трудящихся, особенностей, условий и характера труда. Занятия проводятся в форме урока на спортивных сооружениях или в физкультурно–оздоровительных  комплексах предприятий 2–3 раза в неделю продолжительностью 45–90 мин. Если занятия проводятся сразу после окончания рабочего дня, то они одновременно решают и задачи восстановления.

     Занятия включают подготовительную, основную и заключительную части. Специальные упражнения подбираются прежде всего в зависимости от рода трудовой деятельности и направлены на совершенствование необходимых физических и психических качеств и навыков, чаще всего они представляют собой имитацию основных движений, присущих данному виду труда, но могут быть направлены и на более тщательную проработку отдельных групп мышц [17].

     Психофизиологическое  понятие «трудовая деятельность»  по психофизическим компонентам  аналогично понятию «спорт». Так  же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.

     Итак, конкретное содержание ППФП опирается  на психофизиологическое тождество  трудового процесса и физической культуры и спорта. Благодаря именно этому тождеству на занятиях физической культурой и спортом можно  моделировать отдельные элементы трудовых процессов.

     Основные  факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:

     а) формы (виды) труда специалистов данного профиля;

     б) условия и характер труда;

     в) режим труда и отдыха;

     г) особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

     К дополнительным факторам, определяющим содержание ППФП относятся индивидуальные особенности будущих специалистов, а также географо – климатические условия региона, где предстоит работать и жить выпускнику.

     Различия  в физической и специальной подготовленности разных людей играют роль в профессиональном обучении и переподготовке. Успешность обучения и подготовки каждого человека к профессиональной деятельности зависит от его физиологической и психологической пригодности к данному виду труда. Способности – устойчивые свойства личности, однако они в процессе воспитания меняются. Поэтому совершенствовать их путем целенаправленной тренировки необходимо с учетом индивидуальных особенностей, следовательно, усилия студентов и время для освоения отдельных разделов ППФП к избранной специальности у каждого свои [9].

          2)Военно – прикладная физическая культура

         Чтобы успешно вести возможные боевые действия, от воинов требуются мастерское владение боевой техникой, мужество, крепкая воля и высокая физическая подготовленность. Поэтому физическая подготовка является разделом боевой подготовки, важной и неотъемлемой частью воинского обучения и воспитания личного состава Вооруженных Сил нашей страны.

     В мирное время условия жизни и  учебно-боевой деятельности Вооруженных  Сил требуют от личного состава  высокого напряжения всех сил. Личный состав сухопутных войск неустанно осваивает боевую технику, учится по тревоге в считанные минуты, в любое время года и суток разворачиваться в боевые порядки и готовить технику к немедленному действию, участвует в трудных и сложных боевых учениях и походах. Моряки и подводники, осваивая сложнейшую боевую технику, неделями, а нередко и месяцами находятся в автономных условиях плавания, они в любой момент готовы к боевым действиям. Деятельность летного состава связана со сверхзвуковыми скоростями и огромными перегрузками. Десантники должны владеть высоким боевым мастерством, стремительными действиями и виртуозно владеть холодным и огнестрельным оружием.

     Основными факторами, определяющими требования к физической подготовке личного состава Вооруженных Сил, являются:

     а) характер приемов и действий военнослужащих при выполнении ими боевых задач;

     б) условия боевой деятельности военнослужащих;

     в)характер и величина физических нагрузок и нервно-психических напряжений в процессе боевой деятельности;

     г) географические условия места дислокации военных частей или вероятного театра военных действий;

     д)особенности влияния учебно-боевой и боевой деятельности на физическое и психическое состояние военнослужащих.

     Целью физической подготовки в  Вооруженных Силах является обеспечение физической готовности военнослужащих к овладению оружием и боевой техникой, к эффективному их использованию в бою, к стойкому перенесению физических нагрузок, нервно-психических напряжений и неблагоприятных факторов боевой деятельности.

     Задачами  физической подготовки всех военнослужащих являются:

     а) овладение навыками, необходимыми в боевой деятельности (ускоренного передвижения, преодоления препятствий, рукопашного боя, плавания, передвижения на лыжах по пересеченной местности и оказания помощи товарищу при совместных действиях на воде, при преодолении препятствий и в рукопашном бою);

          б) развитие и постоянное совершенствование физических качеств (общей и специальной выносливости, силы, быстроты и ловкости);

       в) воспитание психической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и решительности, выдержки и самообладания;

Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка