Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:56, контрольная работа
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - одно из направлений системы физического воспитания, способствующее формированию прикладных знаний физических и специальных качеств, умений и навыков. ППФП решает следующие задачи: ускорение профессионального обучения, достижение высокой работоспособности и производительности труда в избранной профессии, использование средств
Глава 8
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)
8.1. Цели и задачи ППФП
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) - одно из направлений системы физического воспитания, способствующее формированию прикладных знаний физических и специальных качеств, умений и навыков. ППФП решает следующие задачи: ускорение профессионального обучения, достижение высокой работоспособности и производительности труда в избранной профессии, использование средств для активного отдыха (во время работы и вне рабочего дня), предупреждение (коррекция) неблагоприятных воздействий некоторых видов труда. В программах средних специальных учебных заведений ППФП обязательна. Ее содержание зависит от профиля выпускаемых специалистов. Геодезисту, геологу необходимо умение ориентироваться на местности. Он должен уметь подготовить ночлег, приготовить пищу в полевых условиях. Правильная переправа через реку или поведение в горах являются жизненно необходимыми навыками. Ясно, что занятие туризмом для таких специальностей будет подготовкой к профессиональной деятельности.
Специалистам “водных” профессий (плавсостав, гидрологи) необходимо умение плавать, грести, спасать тонущего. Занятия плаванием, подводным плаванием, парусным спортом будут подготовкой к профессии. Эти простые примеры показывают связь профессиональной деятельности с уровнем развития специальных физических качеств и навыков. Однако их связь с трудом значительно сложнее и многограннее.
Постоянное совершенствование машин и механизмов, автоматизация многих видов производства снижают долю физического труда. Возрастает нагрузка на сенсорную (чувствительную) сферу, возрастает эмоциональная нагрузка, повышаются требования к психической устойчивости. Правильно подобранные средства физического воспитания оказывают значительное влияние на эти профессии. Хорошая физическая подготовка человека проявляется в неспецифическом повышении устойчивости организма ко многим неблагоприятным факторам.
Сталевары и прокатчики
работают в условиях
Для подбора средств ППФП требуется точное описание профессии (профессиограмма). В профессиограмме указываются: вид труда, характер труда, условия труда, характер и динамику утомления. Вид труда - физический, умственный, смешанный. Примерами преимущественно физического труда являются профессии сталевара, горняка, трудовые действия которых связаны со значительными мышечными усилиями. К преимущественно физическому труду относится спортивная деятельность в большинстве видов спорта. Примерами преимущественно умственного труда являются профессии счетных работников, проектировщиков, операторов ЭВМ и программистов, ученых, студентов.
Характер труда - тяжёлый, средней тяжести, лёгкий (для физического), монотонный, разнообразный, требующий быстрой реакции, точности движений, большого объёма внимания (оператор за пультом управления сложных систем, например), напряжённого внимания (может проявляться как при контроле за многочисленными показателями приборов, так и при обработке токарем сложной детали) и пр. Условия труда - в помещении, на открытом воздухе, сидя, стоя, в свободной или стесненной позе), воздействие высокой температуры, загазованности, запылённости, наличие перерывов в работе и др. Характер и динамика утомления. Это может быть общее утомление, локальное (спина, шея, ноги, руки), снижение внимания, точности движений, усталость глаз, головные боли, психическое напряжение.
Утомление может возникать (в зависимости от характера труда) к концу рабочей смены, в первой половине, через час-два после начала работы в первой и второй половине смены. От места (в рабочей смене) появления признаков утомления зависит и применение средств активного или пассивного отдыха.
Для определения динамики утомления, измерения объема и мощности выполняемой физической нагрузки применяются различные методы исследования, использующие как количественные показатели - почасовая производительность труда (выпуск продукции), масса поднятого груза, пройденный путь, затраченное на работу время и т.п., так и физиологические - частота сердечных сокращений (ЧСС) или суммарный пульсовой показатель, потребление кислорода организмом за единицу времени или за весь период работы, скорость реакции, точность движений.
Полученные результаты позволяют судить о тяжести труда. Если тяжесть физического труда измеряется довольно точно, то гораздо сложнее измерить и классифицировать эмоционально-психическую нагрузку, напряженность умственного труда. Лишь определение ЧСС, определение расхода энергии за единицу времени и некоторые другие косвенные показатели позволяют дать приблизительную оценку этой напряженности. Известно, что летчик-испытатель за 1 час полета на новой машине теряет 3-4 кг веса, а его пульс в критических ситуациях поднимается до 200 ударов минуту. Измерение же доли физического труда, показало, что она невелика.
Гимнастика. Оздоровительное, общеразвивающее и прикладное ее значение заключается в том, что с помощью ее упражнений развивается мышечная сила, владение своим телом в различных условиях опоры или виса на руках (ловкость), гибкость и др.; воспитывается смелость, самообладание, решительность при оправданном риске. Все эти качества и свойства характера необходимы космонавтам, летчикам, десантникам, монтажникам-высотникам, водолазам, пожарникам, водителям наземного транспорта и механизаторам сельского хозяйства и мн. др.
Педагогу любого профиля надо знать упражнения гимнастики не только для того, чтобы выполнить правильно зарядку, но и научить своих учеников правильно провести физкультурную паузу и снять у учащихся накопившееся утомление.
Медицинским работникам нужно знать гимнастические упражнения, чтобы провести сеанс лечебной физкультуры, научить выздоравливающих правильно применять упражнения для своего выздоровления.
Операторам ЭВМ и счетным работникам нужно знать гимнастику для того, чтобы избежать негативных последствий малоподвижной работы.
На основе упражнений гимнастики составляются комплексы утренней зарядки, физкультурной паузы, разминки на тренировочных занятиях, производственной гимнастики.
Легкая атлетика. В основе легкой атлетики лежат естественные движения: ходьба, бег, прыжки, метания. Эти упражнения способствуют развитию жизненно важных умений и навыков. Они повышают функциональные возможности всех систем организма в особенности нервно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной, т.е. тех, которые обеспечивают успех в любом виде физической деятельности. Упражнения легкой атлетики воспитывают такие физические качества, как быстрота и выносливость, ловкость и сила, а также волевые качества - упорство, силу воли, умение преодолевать трудности (терпеть утомление). Наибольшую прикладность эти упражнения имеют в профессиях геологов, агрономов-землеустроителей, зоотехников и др.
Лыжный спорт. Навыки передвижения на лыжах широко используются в военном деле, в быту и труде. Лыжный спорт способствует успешному выполнению таких дел, где человеку требуется выносливость и закаленность к холоду, быстрота передвижения на местности в условиях бездорожья, решительных действий. Лыжный спорт находит прикладность в ряде профессий: охотников и строителей, геологов и исследователей Арктики и Антарктики.
Спортивные игры. При занятиях спортивными играми воспитываются оптимальные двигательные реакции на звуковые, световые, тактильные (чувствительные) и др. раздражители. Это имеет большое значение в приспособлении человека к работе на современных машинах и механизмах, так как новая техника предъявляет высокие требования к быстроте реакции и точности движений специалистов, обслуживающих эту технику. Эти качества необходимы у станков с программным управлением, у пунктов автоматизированных систем управления (АСУ), водителям разных транспортных средств и других профессий, где требуется быстрота ответных реакций на внезапно появляющиеся объекты.
Специально-прикладные виды спорта. Для ряда профессий существуют специальные прикладные виды спорта. Для пожарников это пожарно-прикладный спорт, содержание которого составляют наиболее важные качества, необходимые при борьбе с огнем: бег с бухтой пожарного шланга или с огнетушителем; быстрое приведение средств пожаротушения в рабочее состояние, преодоление с помощью пожарных средств и без них высоких стен, оконных проемов, лестничных маршей; имитация спасательных операций на большой высоте; пребывание в задымленном или загазованном помещении в условиях ограниченной видимости и др. упражнения.
Для водолазов, гидрологов, исследователей морских глубин, судоводителей речного и морского транспорта, мостостроителей и др. специальностей, работа которых связана с водой, таким специальным прикладным видом спорта является подводный спорт. Погружение на заданную глубину, размещение и поиск предметов, подъем различных предметов из воды, имитация аварийных ситуаций и спасательных работ
Формы занятий по ППФП. Для решения задач ППФП применяются различные формы занятий: специально организованные учебные занятия (обязательные и факультативные), самостоятельные и самодеятельные занятия, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.
ППФП на уроках проводится в форме теоретических и практических занятий. Цель теоретических занятий - вооружить будущих специалистов необходимыми прикладными знаниями, обеспечивающими сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к будущей профессии.
При проведении теоретических занятий учебный материал должен быть рассчитан не только на личную подготовку студента, но и на его подготовку, как будущего руководителя производственного коллектива.
На практических
занятиях совершенствуются
Одной из форм ППФП являются спортивно-массовые мероприятия. Например, при проведении туристского слета, участники соревнуются в преодолении водных преград, переноске пострадавших. На спортивных праздниках, во время полевых практик, учащиеся геодезических, геологических техникумов соревнуются в специальных эстафетах, насыщенных элементами профессиональной работы.
Профессиональная
направленность этих
Производственная гимнастика. Выпускники средних специальных учебных заведений являются главной силой просвещении рабочих. Они сами являются квалифицированными рабочими, часто руководят первичными производственными коллективами (звеньями, бригадами, участками). Их отношение к научной организации труда во многом определяет и отношение рабочих. Чтобы убедить другого человека нужно обладать достаточными знаниями самому.
В любом виде человеческого труда наблюдаются три фазы: врабатываемость, стабильная работоспособность, снижение работоспособности. Это явление объясняется особенностями работоспособности центральной нервной системы.
В начале работы требуется определенное время на переключение внимания человека от домашних и прочих забот на работу, восстановление “нервных” путей рабочих движений, их ритма, т.е. восстановление стереотипа рабочих движений. Продолжительность этого периода зависит от характера труда и бывает от 10-20 мин. до 1 часа. При простых рабочих движениях он короче, при сложных, требующих значительного напряжения внимания, он длиннее.
Длительность фазы стабильной работоспособности также зависит от характера труда и длится от 2 до 6 часов. При простых разнообразных рабочих движениях она длиннее, при напряженном труде, с большими требованиями к безошибочности движений - короче. При тяжелом физическом труде она также короче. В основе лежит утомление центральной нервной системы. К этой причине добавляются и утомление мышц, глаз, и пр. рабочих органов.
В зависимости от продолжительности фаз стабильной работоспособности, в ряде профессий в течение рабочего дня наблюдаются два цикла: три фазы четко прослеживаются в первой половине рабочего дня до обеда, так и после обеденного перерыва. Эта цикличность видна как по изменению физиологических показателей (скорость реакции, точность движений, количество допускаемых ошибок и пр.), так и по часовому выходу продукции.
Вот как изменяется часовая производительность труда в одном из цехов по сборке микросхем (в % от дневной выработки). Данные автора.
Часы работы |
Выход продукции в % от сменной |
1 |
10,0 |
2 |
15,1 |
3 |
14,2 |
4 |
12,7 |
Обеденный |
перерыв |
5 |
11,2 |
6 |
14,4 |
7 |
13,5 |
8 |
8,9 |
Научная организация труда призвана уменьшить периоды пониженной работоспособности, т.е. уменьшить фазу врабатываемости и фазу пониженной работоспособности. Это достигается разумным чередованием работы и отдыха, организацией рабочих мест, использованием функциональной музыки, использованием средств производственной гимнастики: вводной гимнастики и физкультурной паузы.
Информация о работе Профессионально-прикладная физическая подготовка