Прикладная профессиональная физическая подготовка

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:35, реферат

Краткое описание

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями конкретной профессии. ППФП призвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности при одновременном общем укреплении организма и здоровья человека, повышении уровня его всестороннего физического развития. Конкретные задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности. Они состоят в том, чтобы формировать необходимые прикладные знания, осваивать прикладные умения и навыки, воспитывать прикладные психофизические качества и специальные прикладные качества.

Файлы: 1 файл

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ.doc

— 44.50 Кб (Скачать)

Н.А. Павлюкова

 

Педагогический институт

Саратовского государственного

университета им. Н.Г. Чернышевского

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ

 

Каждая профессия предъявляет  к человеку определенные требования, причем часто очень высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В свою очередь физическое воспитание всегда было одним из средств подготовки человека к трудовой деятельности и приспособления к социальной среде.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями конкретной профессии. ППФП призвана адаптировать, готовить человека не вообще к труду, а к избранному виду трудовой деятельности при одновременном общем укреплении организма и здоровья человека, повышении уровня его всестороннего физического развития. Конкретные задачи профессионально-прикладной физической подготовки студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности. Они состоят в том, чтобы формировать необходимые прикладные знания, осваивать прикладные умения и навыки, воспитывать прикладные психофизические качества и специальные прикладные качества.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью и приобретаются во время учебных занятий, а также путем самостоятельного изучения литературы. Важен тот факт, что знания о закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу с знаниями о достижении и поддержании высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда. Так, знания, полученные в спортивной практике спортсменом-альпинистом (например, сведения о влиянии горной гипоксии), могут быть использованы в профессии геодезиста, геолога.

Прикладные умения и  навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач. Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимавшийся прикладными видами спорта. Например, хорошими водителями становятся те, кто занимался автоспортом или мотоспортом.

Прикладные физические качества – это быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость. Они необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы необходимы или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.

Прикладные психические  качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться и на учебно-тренировочных занятиях и самостоятельно. На спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой могут быть созданы условия для воспитания смелости, мужественности, чувства коллективизма. Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентированно воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности. Так, особенно ярко, мужество, самоотверженность, дисциплинированность проявляются в двигательных действиях по гимнастике, единоборствах, плавании и т.д. В циклических видах спорта, в видах двигательных действий, связанных с развитием общей скоростной и силовой выносливости, формируются терпение, упорство, настойчивость и целеустремленность. Например, многие строительные профессии требуют от специалистов хороших координационных способностей, развитого чувства равновесия, силы, умения работать на большой высоте. Естественно, что эти способности лучше развивать заблаговременно, на занятиях физической культурой и спортом. Кроме того, воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения переносятся в повседневную жизнь и профессиональную деятельность.

Прикладные специальные  качества – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, недостаточного парциального давления кислорода в горах и другие. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат, укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость.

Воздействие труда на человека вызывает в его организме определенные приспособительные изменения, то есть адаптивные процессы носят специализированный характер. Вследствие этого требуется строго адекватный подбор средств и методов ППФП, чтобы ее влияние проходило в направлении естественного хода адаптации организма человека к конкретному виду труда.

Задачи и содержание любого вида профессионально-прикладной физической подготовки могут быть определены, если известны объективные и субъективные требования профессии к человеку. Поэтому научно-теоретическое обоснование ППФП, прежде всего, связано с изучением факторов профессиональной деятельности и ее условий, то есть требований профессии к определенным двигательным и психическим качествам, функциональной устойчивости организма к внешним воздействиям, овладению прикладными умениями, навыками и связанными с ними знаниями.

К таким факторам относятся  следующие:

- формы (виды) труда  специалистов конкретного профиля;

- условия и характер  труда;

- режим труда и отдыха;

- особенности динамики  работоспособности специалиста  в процессе труда и специфика  профессионального утомления и  заболеваемости.

Дополнительными факторами, определяющим содержание профессионально-прикладной физической подготовки, являются индивидуальные особенности будущих специалистов, а также климатические условия региона, где предстоит работать и жить. Изучение факторов, влияющих на жизнедеятельность специалистов в сфере труда, психофизических процессов, сопровождающих различные виды профессиональной деятельности, позволяют выявить тот самый объем и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навыков, физических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности.

Профессионально-прикладная физическая подготовка должна строиться на основе и в единстве с общей физической подготовкой. Подбор средств ППФП должен производиться с учетом особенностей учебного процесса на конкретном факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов. В числе таковых могут быть: прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.

В качестве средств ППФП в  практике широко применяются упражнения профессионально-прикладной гимнастики (упражнения без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке, канатах, шестах, бревне) и таких массовых видов спорта, как легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, спортивные игры, туризм и другие; специальные упражнения на различных тренажерах и тренажерных устройствах, специализированные полосы препятствий. Среди подрастающего поколения популярны занятия спортом. При выборе вида спорта необходимо обращать внимание на его профессионально-прикладное значение для конкретной профессии.

Подбирая физические упражнения, необходимо учитывать, чтобы их психофизическое  воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам. При целенаправленном воспитании физических качеств в содержании учебных занятий можно увеличивать объем специальных упражнений, развивающих одно или несколько физических качеств и соответственно устанавливать учебные нормативы. Такой подбор упражнений и элементов из отдельных видов спорта чаще производится опытным путем по принципу соответствия их особенностям профессиональных качеств и умений.

В большинстве отечественных исследований отмечается ведущая роль общей выносливости в обеспечении высокой профессиональной работоспособности. Основа выносливости – хорошо функционирующий механизм кислородного обеспечения, положительно влияющий на центральную нервную систему, которая более четко координирует работу физиологических систем, тем самым повышая общую и профессиональную работоспособность, улучшая самочувствие. Поэтому при подборе отдельных прикладных упражнений следует уделить особое внимание упражнениям «на выносливость».

Оздоровительные силы природы и  гигиенические факторы – обязательные средства профессионально-прикладной физической подготовки студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температур воздуха. В содержание занятий со студентами должно входить обучение приемам закаливания организма и выполнению гигиенических мероприятий, а также применению средств ускорения восстановительных процессов в организме.

Вспомогательными средствами ППФП, обеспечивающими ее эффективность, служат упражнения на профессиональных тренажерах и других специальных технических приспособлениях. В профессиональных тренажерах отрабатываются именно профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях.

В наше стремительное время научно-технического прогресса современная технизация труда и быта, роль человека в современном производственном процессе, необходимость перемены и разделения труда, необходимость обеспечения высокого уровня интенсивности и индивидуальной производительности специалиста обусловливают чрезвычайную важность психофизической подготовки молодежи к профессии. И эта подготовка обязательно должна осуществляться в период обучения в вузе, техникуме, лицее, а основа ее должна закладываться еще на уроках физической культуры в школе.

 

 

Библиографический список

 

Баранов В.М. Физкультура для тех, кто за рулем. М., 1987.

Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний. М., 2003.

Физическая культура студента / Под ред. Ильинича. М., 2000.

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2001.


Информация о работе Прикладная профессиональная физическая подготовка