Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 04:00, курсовая работа
Цель исследования: Раскрыть основы направлений коррекции психических нарушений у детей с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
Изучить психолого–педагогическую, методическую литературу по проблеме;
Дать социально-педагогическую характеристику детей с ограниченными возможностями;
Провести практическое исследование по выявлению эффективности коррекции средствами адаптивной физической культуры;
Опираясь на результаты исследования разработать рекомендации для практических работников и родителей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Основные теоретические подходы коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры
Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………7
Физическая культура и спорт как средство реабилитации инвалидов ………………………………………………………………………..13
Приоритетные направления деятельности по развитию адаптивной физической культуры ……………………………………………..18
Глава II. Характеристика опытно-экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями
2.1. Организация и проведение экспериментальной работы…………23
2.2. Формы и методы коррекционной работы с детьми
с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры………………………………………………………………………….27
2.3. Анализ результатов исследования ………………………………..33
Заключение………………………………………………………...……………38
Список использованной литературы………………………………………..41
- излишняя увлеченность спортивных организаций, да и отдельных представителей этой группы населения достижением высоких спортивных результатов, участием в спортивных соревнованиях, т.е. спортизацией этой работы в ущерб ее физкультурно-оздоровительной направленности.
Не случайно Коллегия ГКФТ России 31 октября 1997 г. рассмотрела вопрос «О системе государственных мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов». В своем постановлении по этому вопросу коллегия отметила серьезные недостатки в оздоровлении инвалидов средствами физической культуры и спорта и появление уклона в сторону спорта высших достижений в ущерб массовой оздоровительной работы среди этой группы населения [9, с.26].
Среди главных причин имеющихся недостатков в работе на первом месте называется отсутствие нормативно-правовых основ. Первостепенным является, как уже отмечалось выше, отсутствие социально-экономических условий в России для решения этой проблемы, а недопонимание многими государственными политическими и общественными деятелями важности решения этой проблемы и преодоление старого стереотипа об инвалидах как о ненужных обществу людях. Именно на решение этих задач направлена программа первоочередных мероприятий, подготовленная Управлением физкультурно-оздоровительной работы и по связям с государственными и общественными организациями ГКФГ России.
Наиболее
полно эти вопросы нашли
Таким
образом, привлечь лица с физическими
ограничениями к занятиям спортом — значит
во многом восстановить у них утраченный
контакт с окружающим миром. Использование
средств физической культуры и спорта
является эффективным и в ряде случаев
единственным средством физической реабилитации
и социальной адаптации этих лиц.
В названной выше концепции среди основных целей и задач Государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на первом месте стоит создание инвалидам условий для занятий физической культурой и спортом, формирование у них потребности в этих занятиях.
И, все же, называя пути достижения основных целей в работе с инвалидами, разработчики отмечают: «создать адекватную сложившимся социально-экономическим условиям структуру государственного и общественного управления физической культуры и спорта инвалидов» [9, с.4]. Такая запись невольно приводит к мысли о том, что сложившаяся кризисная социально-экономическая ситуация в России требует адекватного управления и финансирования этого важного направления. Согласиться с этим никак нельзя, т.к. даже в этой кризисной ситуации общество может и должно создать условия, необходимые для жизнедеятельности инвалидов.
Среди приоритетных направлений деятельности по развитию адаптивной физической культуры разработчики Концепции справедливо называют:
- вовлечение как можно большего числа инвалидов в занятия физической культурой и спортом;
- физкультурное просвещение и информационно-пропагандистское обеспечение развития физической культуры и массового спорта среди инвалидов;
- обеспечение доступности для инвалидов существующих физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов;
- подготовка, повышение квалификации и переподготовка специалистов для физкультурно-реабилитационной и спортивной работы с инвалидами;
- создание нормативно-правовой базы развития физической культуры и спорта инвалидов.
Несомненным достоинством данной концепции являются предложения по разграничению полномочий и функций в системе физической реабилитации инвалидов между федеральными и региональными органами государственного управления в области физической культуры и спорта.
В этой связи следует подчеркнуть, что центр тяжести в работе перемещается на места. Именно местные органы власти, в первую очередь, должны создавать равные условия для занятий физической культурой и спортом среди всех категорий населения. Но анализ принятых во многих субъектах Российской Федерации Законов о спорте показывает, что этой работе региональные и местные органы власти уделяют пока явно недостаточное внимание, а статьи в принятых законах о спорте носят чисто формальный характер.
Необходимо,
чтобы в ближайшее время
Совершенно справедливо ставят авторы Концепции и разработку Закона Российской Федерации об адаптивной физической культуре.
В настоящее время отсутствует интеграция в работе общественных организаций разных категорий инвалидов. Практически вся работа в клубах сводится к организации и проведению спортивных соревнований среди небольшой группы элитных спортсменов. Хотя при остроте социальных проблем более приоритетной и перспективной является задача развития физкультурно-оздоровительной работы среди инвалидов.
В настоящее время 7 миллионов взрослого населения России зарегистрированы как инвалиды I, II, III групп, возраст половины которых - до 45 лет [14, с.73]. Если же учесть общее количество хронических больных, находящихся на диспансерном учете, временно нетрудоспособных людей в результате травм или заболеваний, детей-инвалидов и лиц, не оформивших инвалидность, то в стране будет насчитываться 20-25 миллионов человек, нуждающихся в срочных реабилитационных мероприятиях.
Спорт инвалидов преследует несколько совершенно разных целей:
Для большинства инвалидов особенно важен второй и третий пункт.
Олимпийские Игры по своей природе недоступны инвалидам с различными физическими и умственными нарушениями. Организация специальных соревнований спортсменов-инвалидов имеет огромное значение для тех, кому представляется возможность достичь спортивного Олимпа.
К сожалению, в России службы реабилитации инвалидов как таковой до сих пор нет. Проблемами людей с ограниченными возможностями занимаются различные ведомства и министерства, но деятельность их никем не координируется и между ними нет взаимодействия.
Что же касается научно-методических разработок по физической, психической и социальной реабилитации инвалидов, в России они, несмотря на экономические трудности, успешно проводятся: достижения российских ученых и методистов-практиков находятся на мировом уровне.
Активизация работы с инвалидами в области физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.
Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества [13, с.11].
Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры. Закон РФ «Об образовании» (1996) выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры [21, с.7].
У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:
- осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;
- способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
- компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
- способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;
- потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;
- осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;
- желание улучшать свои личностные качества;
-
стремление к повышению умственной и физической
работоспособности.
Глава II. Характеристика опытно-экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями
2.1. Организация и проведение экспериментальной работы
Опытно-
В центре всего 25 детей – инвалидов, из них 18 девочек и 7 мальчиков.
Социальные данные детей – инвалидов: Полных семей – 64%, 36% детей воспитывает одинокая мать. 28% семей многодетные и поэтому 68% семей имеют низкий материальный уровень. 80% родителей имеют среднее специальное образование и 24% - высшее.
Таблица 1
Анализ
по заболеваниям
№ | Наименование |
|
1. | Психические заболевания | 2 |
2. | Заболевание нервной системы | 6 |
3. | Врожденные аномалии | 2 |
4. | Врожденный порок сердца | 4 |
5. | Заболевания глаза | 2 |
6. | Заболевания опорно-двигательного аппарата | 3 |
7. | Заболевания эндокринной системы | 5 |
8. | Заболевание органов слуха | 1 |