Характеристика опытно-экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 04:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Раскрыть основы направлений коррекции психических нарушений у детей с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
Изучить психолого–педагогическую, методическую литературу по проблеме;
Дать социально-педагогическую характеристику детей с ограниченными возможностями;
Провести практическое исследование по выявлению эффективности коррекции средствами адаптивной физической культуры;
Опираясь на результаты исследования разработать рекомендации для практических работников и родителей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Основные теоретические подходы коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры
Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………7
Физическая культура и спорт как средство реабилитации инвалидов ………………………………………………………………………..13
Приоритетные направления деятельности по развитию адаптивной физической культуры ……………………………………………..18

Глава II. Характеристика опытно-экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями
2.1. Организация и проведение экспериментальной работы…………23
2.2. Формы и методы коррекционной работы с детьми
с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры………………………………………………………………………….27
2.3. Анализ результатов исследования ………………………………..33
Заключение………………………………………………………...……………38
Список использованной литературы………………………………………..41

Файлы: 1 файл

Дети с ограниченными возможностями.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

       - излишняя увлеченность спортивных организаций, да и отдельных представителей этой группы населения достижением высоких спортивных результатов, участием в спортивных соревнованиях, т.е. спортизацией этой работы в ущерб ее физкультурно-оздоровительной направленности.

       Не  случайно Коллегия ГКФТ России 31 октября 1997 г. рассмотрела вопрос «О системе государственных мер по развитию физической культуры и спорта инвалидов». В своем постановлении по этому вопросу коллегия отметила серьезные недостатки в оздоровлении инвалидов средствами физической культуры и спорта и появление уклона в сторону спорта высших достижений в ущерб массовой оздоровительной работы среди этой группы населения [9, с.26].

       Среди главных причин имеющихся недостатков в работе на первом месте называется отсутствие нормативно-правовых основ. Первостепенным является, как уже отмечалось выше, отсутствие социально-экономических условий в России для решения этой проблемы, а недопонимание многими государственными политическими и общественными деятелями важности решения этой проблемы и преодоление старого стереотипа об инвалидах как о ненужных обществу людях. Именно на решение этих задач направлена программа первоочередных мероприятий, подготовленная Управлением физкультурно-оздоровительной работы и по связям с государственными и общественными организациями ГКФГ России.

       Наиболее  полно эти вопросы нашли отражение  в Концепции государственной политики Российской Федерации в области физической реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на 1999-2004 гг., разработанной по поручению Совета по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации учеными ВНИИФК, сотрудниками ГКФТ России и других общественных организаций ( Царик А.В., Неверкович С.Д., Дмитриев В.С., Селезнев Л.Н., Чепик В.Д. и др.).

       Таким образом, привлечь лица с физическими ограничениями к занятиям спортом — значит во многом восстановить у них утраченный контакт с окружающим миром. Использование средств физической культуры и спорта является эффективным и в ряде случаев единственным средством физической реабилитации и социальной адаптации этих лиц. 
 
 

    1. Приоритетные  направления деятельности по развитию адаптивной физической культуры

       В названной выше концепции среди основных целей и задач Государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта на первом месте стоит создание инвалидам условий для занятий физической культурой и спортом, формирование у них потребности в этих занятиях.

       И, все же, называя пути достижения основных целей в работе с инвалидами, разработчики отмечают: «создать адекватную сложившимся социально-экономическим условиям структуру государственного и общественного управления физической культуры и спорта инвалидов» [9, с.4]. Такая запись невольно приводит к мысли о том, что сложившаяся кризисная социально-экономическая ситуация в России требует адекватного управления и финансирования этого важного направления. Согласиться с этим никак нельзя, т.к. даже в этой кризисной ситуации общество может и должно создать условия, необходимые для жизнедеятельности инвалидов.

       Среди приоритетных направлений деятельности по развитию адаптивной физической культуры разработчики Концепции справедливо называют:

       - вовлечение как можно большего числа инвалидов в занятия физической культурой и спортом;

       - физкультурное просвещение и информационно-пропагандистское обеспечение развития физической культуры и массового спорта среди инвалидов;

       - обеспечение доступности для инвалидов существующих физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов;

       - подготовка, повышение квалификации и переподготовка специалистов для физкультурно-реабилитационной и спортивной работы с инвалидами;

       - создание нормативно-правовой базы развития физической культуры и спорта инвалидов.

       Несомненным достоинством данной концепции являются предложения по разграничению полномочий и функций в системе физической реабилитации инвалидов между федеральными и региональными органами государственного управления в области физической культуры и спорта.

       В этой связи следует подчеркнуть, что центр тяжести в работе перемещается на места. Именно местные органы власти, в первую очередь, должны создавать равные условия для занятий физической культурой и спортом среди всех категорий населения. Но анализ принятых во многих субъектах Российской Федерации Законов о спорте показывает, что этой работе региональные и местные органы власти уделяют пока явно недостаточное внимание, а статьи в принятых законах о спорте носят чисто формальный характер.

       Необходимо, чтобы в ближайшее время государственные  спортивные организации на местах внесли в свои законодательные собрания конкретные дополнения в принятые законы. Особенно это касается создания физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов для инвалидов по месту жительства.

       Совершенно  справедливо ставят авторы Концепции  и разработку Закона Российской Федерации  об адаптивной физической культуре.

       В настоящее время отсутствует  интеграция в работе общественных организаций разных категорий инвалидов. Практически вся работа в клубах сводится к организации и проведению спортивных соревнований среди небольшой группы элитных спортсменов. Хотя при остроте социальных проблем более приоритетной и перспективной является задача развития физкультурно-оздоровительной работы среди инвалидов.

       В настоящее время 7 миллионов взрослого  населения России зарегистрированы как инвалиды I, II, III групп, возраст половины которых - до 45 лет [14, с.73]. Если же учесть общее количество хронических больных, находящихся на диспансерном учете, временно нетрудоспособных людей в результате травм или заболеваний, детей-инвалидов и лиц, не оформивших инвалидность, то в стране будет насчитываться 20-25 миллионов человек, нуждающихся в срочных реабилитационных мероприятиях.

       Спорт инвалидов преследует несколько  совершенно разных целей:

  1. спорт в чистом виде как средство самоутверждения, со стремлением к лидерству и победе почти любой ценой, в том числе и ценой здоровья;
  2. как способ укрепить здоровье, исправить фигуру, улучшить самочувствие;
  3. как средство социальной и психологической адаптации, вовлечение людей со сходными интересами, включая борьбу со стеснительностью, демонстрацию своих возможностей, борьбу за свои права;
  4. коммерческий или профессиональный спорт как тяжкая работа, порой связанная с эксплуатацией физических данных человека, и главный способ добычи средств существования.

       Для большинства инвалидов особенно важен второй и третий пункт.

       Олимпийские Игры по своей природе недоступны инвалидам с различными физическими и умственными нарушениями. Организация специальных соревнований спортсменов-инвалидов имеет огромное значение для тех, кому представляется возможность достичь спортивного Олимпа.

       К сожалению, в России службы реабилитации инвалидов как таковой до сих  пор нет. Проблемами людей с ограниченными  возможностями занимаются различные ведомства и министерства, но деятельность их никем не координируется и между ними нет взаимодействия.

       Что же касается научно-методических разработок по физической, психической и социальной реабилитации инвалидов, в России они, несмотря на экономические трудности, успешно проводятся: достижения российских ученых и методистов-практиков находятся на мировом уровне.

       Активизация работы с инвалидами в области  физической культуры и спорта, несомненно, способствует гуманизации самого общества, изменению его отношения к этой группе населения, и тем самым имеет большое социальное значение.

       Адаптивная  физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества [13, с.11].

       Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

       Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры. Закон РФ «Об образовании» (1996) выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры [21, с.7].

       У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровье адаптивная физкультура формирует:

       - осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;

       - способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

       - компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

       - способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

       - потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

       - осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

       - желание улучшать свои личностные качества;

       - стремление к повышению умственной и физической работоспособности.  
 
 
 
 
 

Глава II. Характеристика опытно-экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями

       2.1. Организация и проведение экспериментальной работы

       Опытно-экспериментальной базой исследования явился реабилитационный центр для несовершеннолетних в с.Майя Мегино-Кангаласского улуса.  

       В центре всего 25 детей – инвалидов, из них 18 девочек и 7 мальчиков.

       Социальные  данные детей – инвалидов: Полных семей – 64%, 36% детей воспитывает одинокая мать. 28% семей многодетные и поэтому 68% семей имеют низкий материальный уровень. 80% родителей имеют среднее специальное образование и 24% - высшее.

      Таблица 1

      Анализ  по заболеваниям 

Наименование

 
1. Психические заболевания 2
2. Заболевание нервной системы 6
3. Врожденные  аномалии 2
4. Врожденный  порок сердца 4
5. Заболевания глаза 2
6. Заболевания опорно-двигательного  аппарата 3
7. Заболевания эндокринной  системы 5
8. Заболевание органов  слуха 1

Информация о работе Характеристика опытно-экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями