Характеристика опытно-экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 04:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Раскрыть основы направлений коррекции психических нарушений у детей с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
Изучить психолого–педагогическую, методическую литературу по проблеме;
Дать социально-педагогическую характеристику детей с ограниченными возможностями;
Провести практическое исследование по выявлению эффективности коррекции средствами адаптивной физической культуры;
Опираясь на результаты исследования разработать рекомендации для практических работников и родителей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Основные теоретические подходы коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры
Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………7
Физическая культура и спорт как средство реабилитации инвалидов ………………………………………………………………………..13
Приоритетные направления деятельности по развитию адаптивной физической культуры ……………………………………………..18

Глава II. Характеристика опытно-экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями
2.1. Организация и проведение экспериментальной работы…………23
2.2. Формы и методы коррекционной работы с детьми
с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры………………………………………………………………………….27
2.3. Анализ результатов исследования ………………………………..33
Заключение………………………………………………………...……………38
Список использованной литературы………………………………………..41

Файлы: 1 файл

Дети с ограниченными возможностями.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

       Оглавление 

       стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава I. Основные теоретические подходы коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры 

    1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………7
    2. Физическая культура и спорт как средство реабилитации инвалидов ………………………………………………………………………..13
    3. Приоритетные направления деятельности по развитию адаптивной физической культуры ……………………………………………..18
 

Глава II. Характеристика опытно-экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями

       2.1. Организация и проведение экспериментальной работы…………23

       2.2. Формы и методы коррекционной работы с детьми

с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры………………………………………………………………………….27 

       2.3. Анализ результатов исследования ………………………………..33

Заключение………………………………………………………...……………38

Список  использованной литературы………………………………………..41 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Актуальность  работы. Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития - одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем.

       В нашей стране внедрению коррекционной  работы в учебные заведения уделяется самое серьезное внимание. Учитывая, что эта проблема является не только образовательной, но и социально-охранительной, Министерством народного образования совместно с Министерством труда, занятости и социальной защиты населения, Министерством здравоохранения принята система мер по оказанию образовательной, социальной и медицинской помощи детям с недостатками в физическом и психическом развитии. В соответствии со ст. 18,19 федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в стране создана сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с недостатками умственного и физического развития.

       В общегосударственном законе «Об образовании», «Программе развития образования на 1999-2003 гг.», Программе «Дети-инвалиды» и других документах закреплены ключевые позиции по совершенствованию данной образовательного направления.

       С каждым годом увеличивается численность  детей–инвалидов. И в связи с  этим становится очевидным исследование проблемы формирования личности, детей с ограниченными физическими возможностями и их социальной адаптации к активной жизнедеятельности в обществе.

       Сегодня в мире важнейшими в системе мер  социальной защиты инвалидов становятся ее активные формы. Наиболее эффективными из них являются физическая реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта.

       Физическая  культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями. Ведь физический недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений, затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром. В этих условиях появляется чувство тревоги, теряется уверенность в себе и даже чувство собственного достоинства. С другой стороны, активные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия позволяют лучше владеть своим телом, восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности в себе, дают новые возможности самообслуживания и, в итоге, возврата к активной жизни.

       Привлечь  лица с физическими ограничениями  к занятиям спортом — значит во многом восстановить у них утраченный контакт с окружающим миром. Использование  средств физической культуры и спорта является эффективным и в ряде случаев единственным средством физической реабилитации и социальной адаптации этих лиц.

       В то же время в стране нет пока соответствующей государственной  концепции по использованию вышеназванных  средств и, как следствие, нет  необходимости нормативно-правовой базы, отсутствует государственный заказ на подготовку специалистов, проведение научных исследований, создание информационно-методического обеспечения в этой области.

       Объект  исследования: Процесс работы с детьми с ограниченными возможностями.

       Предмет исследования: Возможности адаптивной физической культуры.

       Цель  исследования: Раскрыть основы направлений коррекции психических нарушений у детей с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры.

       Исходя  из цели исследования, поставлены следующие задачи: 

  1. Изучить психолого–педагогическую, методическую литературу по проблеме;
  2. Дать социально-педагогическую характеристику детей с ограниченными возможностями;
  3. Провести практическое исследование по выявлению эффективности коррекции средствами адаптивной физической культуры;
  4. Опираясь на результаты исследования разработать рекомендации для практических работников и родителей.

       Исходя  из цели и задач исследования, выдвигается  следующая  
гипотеза: Коррекционная
работа  с детьми с ограниченными возможностями будет успешной в том случае, если:

  • она основывается на систему методов и принципов гуманистической педагогики;
  • учитываются физические и психические потребности и возможности детей с ограниченными возможностями;
  • включаются специальные занятия по адаптивной физической культуре для коррекции двигательной, речевой и психической активности.

       Теоретико - методологической основой исследования являются психолого-педагогические и методологические исследования психологов, педагогов Я. А. Коменского, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского, Л.С.Выготского, педагогов и методистов-практиков Е.В. Кулагиной, Е.Р. Ярской-Смирновой, И.И. Лошаковой, В. П. Жиленковой, Н.О.  Рубцовой и др.

       Для решения поставленных задач использован  комплекс 
методов исследования:

  • анализ литературы по теме исследования;
  • опрос и анкетирование родителей детей-инвалидов;
  • изучение медицинской и психолого-педагогической документации;
  • наблюдение;
  • педагогический эксперимент;

       Практическая  значимость исследования заключается в разработке  
методических рекомендаций для практических работников.

       Опытно-экспериментальной базой исследования явился реабилитационный центр для несовершеннолетних в с.Майя Мегино-Кангаласского улуса.  

       Структура исследования состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Основные теоретические подходы коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья

       Концепция социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями сформировалась в конце 19 века под влиянием философии ценности (В. Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт). В ее основе лежала идея о социальной полезности человека. Согласно ей школа обязана воспитать активного и социально полезного члена общества. Ребенка с ограниченными возможностями не исключают из этого правила, ему надлежало также вырасти полезным членом общества, чтобы своим трудом обеспечить собственное существование. В этом контексте ценность специального образования виделась только как приобщение к общественному полезному производственному труду через коррекцию и компенсацию дефекта с тем, чтобы инвалид не был для общества обузой [32, с.27].

       В настоящее время значительно  возрос интерес к проблеме помощи детям-инвалидам. Этому во многом способствует деятельность таких международных  организаций, как ООН, Всемирная  организация здравоохранения  (ВОЗ), Международная ассоциация по научному изучению умственной отсталости, Международная лига обществ содействия умственно отсталых и т.д. Проблемы потенциальных возможностей детей – инвалидов, приспособление их в жизни приобретают большую социальную значимость. Разрабатываются психолого-педагогические критерии отбора детей в специальные учреждения, постоянно совершенствуются организационные формы их воспитания и обучения, исследуются разнообразные стороны интеграции этих детей в общество. Во многом это зависит от уровня экономики и культуры страны, состояния законодательства в области специального образования и традиционных опытов работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. Во всех цивилизованных странах наблюдается тенденция уменьшения количества специальных учреждений интеграции детей с недостатками развития в общественную среду [32, с.30].

       Дети  с ослабленным здоровьем имеют  нарушение здоровья со расстройством   функций   организма,   обусловленное   заболеваниям последствиями  травм  и  дефектами,  приводящими  к  ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость социальной защиты. Инвалид (от лат invalidus) – слабый, немощный)  - лицо, частично или полностью утратившее трудоспособность [8, с.87]. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться заниматься трудовой деятельностью.

       У детей-инвалидов психологическая особенность выражена, чем           у взрослых инвалидов, исключительно трудным процессом обучения             и воспитания, овладения трудовыми навыками, зависимость от окружающих, неуверенность в себе, эмоциональная незрелость, несамостоятельность. Дети  -инвалиды чувствуют тревогу почти в любой ситуации, трудно адаптируются в окружающей среде как среди взрослых, так и среди сверстников. Больные дети замыкаются в себе, создают собственный мир, куда стараются никого     не пускать. Близкие и родные переживают за ребенка,  стремятся оградить его, часто ищут самостоятельные пути решения своих проблем, тратя на это большие средства и труд, тем самым еще больше осложняют жизнь семьи.

       В   психолого-педагогическом   плане   дети-инвалиды   являются чрезвычайно  сложной  категорией.  По ст. 27 Закона РФ «Об охране здоровья граждан» для  ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет одному из работающих родителей или лиц их заменяющих, предоставляется четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним названных лиц разделены ими между собой по своему по своему усмотрению [16, с. 12].

       Дети-инвалиды и их семьи как одна из слабо  защищенных групп: населения нуждаются  в дифференцированной социальной поддержке. От их поддержки во многом зависит, пополнят ли эти люди тот контингент, ведущий активный образ жизни, либо, оставшись один на один со своими проблемами, будут довольствоваться статусом «льготника» и доживать       на государственные пособия, пополняя беднейшую часть населения страны, все глубже погружаясь на социальное дно. Одним из главных условий социально-педагогической поддержки является  восстановление  личностного  статуса  таких детей [1, с.14].

       Теоретический и методологический подход основывается социально-философским и психолого-педагогическим аспектам проблемы формирования личности, где Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский,  А.С. Панарин, А.С. Макаренко, указывают, что человек как духовное существо занимает первое место в системе ценностей, что наступает возрастание возможностей отдельного индивида. Это прежде всего, духовно-нравственные, этические ценности [18, с. 80].

Информация о работе Характеристика опытно-экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями