Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 04:00, курсовая работа
Цель исследования: Раскрыть основы направлений коррекции психических нарушений у детей с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
Изучить психолого–педагогическую, методическую литературу по проблеме;
Дать социально-педагогическую характеристику детей с ограниченными возможностями;
Провести практическое исследование по выявлению эффективности коррекции средствами адаптивной физической культуры;
Опираясь на результаты исследования разработать рекомендации для практических работников и родителей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Основные теоретические подходы коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры
Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………7
Физическая культура и спорт как средство реабилитации инвалидов ………………………………………………………………………..13
Приоритетные направления деятельности по развитию адаптивной физической культуры ……………………………………………..18
Глава II. Характеристика опытно-экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями
2.1. Организация и проведение экспериментальной работы…………23
2.2. Формы и методы коррекционной работы с детьми
с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры………………………………………………………………………….27
2.3. Анализ результатов исследования ………………………………..33
Заключение………………………………………………………...……………38
Список использованной литературы………………………………………..41
Рекомендуемые комплексы более приемлемы для индивидуальной работы с детьми, если меры по укреплению здоровья ребенка дополняется ежедневными упражнениями у ребенка развиваются индивидуальные склонности, устанавливается близкое эмоциональное общение взрослого и ребенка. При этом естественно возникает совместная деятельность.
Физические
упражнения способствуют развитию у
детей умственных способностей, восприятия,
мышления, внимания, пространственных
2.3. Анализ результатов исследования
Контрольный
эксперимент заключается в
Контрольный эксперимент осуществляется сравнительным анализом констатирующего эксперимента при помощи тех же методик.
1.
Нами ставилась задача
Самооценка
в констатирующем этапе эксперимента
у детей-инвалидов
Таблица 5.
Сравнительные
показатели самооценки
«Какой Я?» детей-инвалидов
Уровень самоценки | Количество детей | |
До формирующего эксперимента | Контрольный этап | |
Очень высокий – 10 баллов | 0 | 1 |
Высокий – 8-9 баллов | 5 | 9 |
Средний – 4-7 баллов | 14 | 15 |
Низкий – 2-3 балла | 5 | - |
Очень низкий – 0-1 балл | 1 | - |
Проблема становления самосознания у детей-инвалидов чрезмерно сложна. Каждый ребенок имеет множество образов своего «Я», существующих в разных ракурсах: каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент, каким он мыслит свое «Я», каким это «Я» выглядит в глазах других людей и т. д. В наших исследованиях использована методика по показателем личностных характеристик, такие, как хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый, трудолюбивый, честный.
В целом, данные исследований показывают, что дети научились оценивать свои достижения и неудачи. Процесс формирования развития детей-инвалидов от элементарных проявлений как привлечение культурно -гигиенических качеств, создание игровых форм воздействия, развитие активной речи и спортивно-оздоровительные и развлекательные мероприятия оценили своих реальных возможностей. Возможно, неорганизованные дети в процессе обучения и воспитания, научились оценивать других людей, на которых они могут наблюдать как бы со стороны. Этот процесс происходит постепенно, в этот период дети оценивают сверстников, взрослых, и действительности сталкиваются реальностью жизни.
Также по окончании формирующего этапа мы провели контрольный срез для выявления динамики развития двигательной активности детей с ограниченными возможностями. Сравнительный анализ представляем на таблице 6.
Таблица 6.
Сравнительный анализ итогов констатирующего
и контрольного этапов
Этап |
Уровень ДА | ||
I
Высокий уровень |
II
Средний уровень |
III
Низкий уровень | |
Констатирующий | 12% | 40% | 48% |
Контрольный | 10% | 75% | 15% |
Анализ итогов констатирующего и контрольного эксперимента показал, что в экспериментальной группе повысился уровень двигательной активности на 25% со средним уровнем ДА. Уменьшилось число детей с высоким уровнем на 2% и низким уровнем на 33%.
Это свидетельствует о том, что произошло повышение эффективности двигательного режима, в целом всего физического состояния детей с ограниченными возможностями. Следует отметить, что существенные повышенные изменения в развитии моторики произошли у чрезмерно подвижных детей и у детей с низким уровнем ДА.
Адаптивная физическая культура способствует совершенствованию определенных физических качеств и повышению уровня физической подготовленности детей за счет более интенсивной ежедневной физической нагрузки в организованных подвижных играх и упражнениях, а также в результате использования специальных игровых упражнений (на быстроту реакции, скорость, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д.) достигается значительное увеличение ДА у малоподвижных детей.
Некоторое уменьшение интенсивности ДА у гиперактивных детей объясняется целенаправленным педагогическим воздействием, предусмотренным задачами дифференцированного обучения. Сокращение объема ДА у этих детей происходит из-за снижения интенсивности движений в единицу времени за счет уменьшения хаотичных ненужных действий, мешающий им сосредоточиться.
Оптимальный уровень двигательной активности ребенка должен полностью удовлетворять его биологическую потребность в движении, соответствовать функциональным возможностям организма, способствовать улучшению состояния здоровья и гармоническому физическому развитию.
Педагог, определяя оптимальный уровень двигательной активности детей с ограниченными возможностями, должен исходить из педагогических условий, цель которых – укрепить здоровье, повышение умственной и физической работоспособности. Все формы организации должны тщательно планироваться и обсуждаться на педагогических советах дошкольного учреждения. Одним из оптимальных форм организации двигательной активности является подвижная игра как незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалка.
Невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Родителям можно дать рекомендации:
Всестороннее
гармоническое развитие детей с
ослабленным здоровьем как
Задачами адаптивной физкультуры с детьми с ограниченными возможностями являются:
Полученный
результат свидетельствует, что проведенная
опытно-экспериментальная работа оказала
положительное влияние на физическое
развитие детей с ограниченными возможностями.
Заключение
Дети с ослабленным здоровьем имеют нарушение здоровья со расстройством функций организма, обусловленное заболеваниям последствиями травм и дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость социальной защиты.
Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями. Ведь физический недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений, затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром. В этих условиях появляется чувство тревоги, теряется уверенность в себе и даже чувство собственного достоинства. С другой стороны, активные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия позволяют лучше владеть своим телом, восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности в себе, дают новые возможности самообслуживания и, в итоге, возврата к активной жизни.
Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.
Адаптивная физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.
Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры. Закон РФ «Об образовании» (1996) выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры.