Характеристика опытно-экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 04:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Раскрыть основы направлений коррекции психических нарушений у детей с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
Изучить психолого–педагогическую, методическую литературу по проблеме;
Дать социально-педагогическую характеристику детей с ограниченными возможностями;
Провести практическое исследование по выявлению эффективности коррекции средствами адаптивной физической культуры;
Опираясь на результаты исследования разработать рекомендации для практических работников и родителей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Основные теоретические подходы коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры
Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………7
Физическая культура и спорт как средство реабилитации инвалидов ………………………………………………………………………..13
Приоритетные направления деятельности по развитию адаптивной физической культуры ……………………………………………..18

Глава II. Характеристика опытно-экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями
2.1. Организация и проведение экспериментальной работы…………23
2.2. Формы и методы коррекционной работы с детьми
с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры………………………………………………………………………….27
2.3. Анализ результатов исследования ………………………………..33
Заключение………………………………………………………...……………38
Список использованной литературы………………………………………..41

Файлы: 1 файл

Дети с ограниченными возможностями.doc

— 229.00 Кб (Скачать)
 

       Рекомендуемые комплексы  более приемлемы для  индивидуальной работы с детьми, если меры по укреплению здоровья ребенка дополняется ежедневными упражнениями у ребенка развиваются индивидуальные склонности, устанавливается близкое эмоциональное общение взрослого        и ребенка. При этом естественно возникает совместная деятельность.

       Физические  упражнения способствуют развитию у  детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных                и временных представлений. 

       2.3. Анализ результатов  исследования

       Контрольный эксперимент заключается в проведении наблюдений      за самостоятельной деятельностью детей и оценке уровня развития у них       в определенных ситуациях. Сравниваются данные, полученные                        в констатирующем и контрольном эксперименте. Для этого необходимо пронаблюдать насколько в настоящий момент произошли изменения               в развитии детей-инвалидов.

       Контрольный эксперимент осуществляется сравнительным  анализом констатирующего эксперимента при помощи тех же методик.

       1. Нами ставилась задача повышения  самооценки детей, тогда самооценка детей-инвалидов является психологическим фактором в становлении личности в обществе.

       Самооценка  в констатирующем этапе эксперимента у детей-инвалидов характеризуется  с низкими показателями.

      Таблица 5.

Сравнительные показатели самооценки «Какой Я?» детей-инвалидов 

Уровень самоценки Количество  детей
До  формирующего эксперимента Контрольный этап
Очень высокий – 10 баллов 0 1
Высокий – 8-9 баллов 5 9
Средний – 4-7 баллов 14 15
Низкий  – 2-3 балла 5 -
Очень низкий – 0-1 балл 1 -
 

      Проблема становления самосознания у детей-инвалидов чрезмерно сложна. Каждый ребенок имеет множество образов своего «Я», существующих в разных ракурсах: каким воспринимает себя сам человек      в настоящий момент, каким он мыслит свое «Я», каким это «Я» выглядит       в глазах других людей и т. д. В наших исследованиях использована методика по показателем личностных характеристик, такие, как хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый, трудолюбивый, честный.

      В целом, данные исследований показывают, что дети научились оценивать свои достижения и неудачи. Процесс формирования развития детей-инвалидов от элементарных проявлений как привлечение культурно     -гигиенических качеств, создание игровых форм воздействия, развитие активной речи и спортивно-оздоровительные и развлекательные мероприятия оценили своих реальных возможностей. Возможно, неорганизованные дети   в процессе обучения и воспитания, научились оценивать других людей, на которых они могут наблюдать как бы со стороны. Этот процесс происходит постепенно, в этот период дети оценивают сверстников, взрослых, и действительности сталкиваются реальностью жизни.

       Также по окончании формирующего этапа  мы провели контрольный срез для  выявления динамики развития двигательной активности детей с ограниченными возможностями. Сравнительный анализ представляем на таблице 6.

       Таблица 6.

Сравнительный анализ итогов  констатирующего 

и контрольного этапов

 
 
 
Этап
                      Уровень ДА
         I

Высокий

уровень

         II

Средний

уровень

          III

Низкий 

уровень

Констатирующий  12% 40% 48%
Контрольный 10% 75% 15%
 

       Анализ  итогов констатирующего и контрольного эксперимента показал, что в экспериментальной  группе повысился уровень двигательной активности на 25% со средним уровнем ДА. Уменьшилось число детей с высоким уровнем на 2% и низким уровнем на 33%.

       Это свидетельствует о том, что произошло повышение эффективности двигательного режима, в целом всего физического состояния детей с ограниченными возможностями. Следует отметить, что существенные повышенные изменения в развитии моторики произошли у чрезмерно подвижных детей и у детей с низким уровнем ДА.

       Адаптивная  физическая культура способствует совершенствованию определенных физических качеств и повышению уровня физической подготовленности детей за счет более интенсивной ежедневной физической нагрузки в организованных подвижных играх и упражнениях, а также            в результате использования специальных игровых упражнений (на быстроту реакции, скорость, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д.) достигается значительное увеличение ДА у малоподвижных детей.

       Некоторое уменьшение интенсивности ДА у гиперактивных  детей объясняется  целенаправленным  педагогическим  воздействием, предусмотренным  задачами дифференцированного обучения. Сокращение объема ДА  у этих детей происходит из-за снижения интенсивности движений в единицу времени за счет уменьшения хаотичных ненужных действий, мешающий им сосредоточиться.

       Оптимальный уровень двигательной активности ребенка должен полностью удовлетворять его биологическую потребность в движении, соответствовать функциональным возможностям организма, способствовать улучшению состояния здоровья и гармоническому физическому развитию.

       Педагог, определяя оптимальный уровень двигательной активности детей с ограниченными возможностями, должен исходить из педагогических условий, цель которых – укрепить здоровье, повышение умственной и физической работоспособности. Все формы организации должны тщательно планироваться и обсуждаться на педагогических советах дошкольного учреждения. Одним из оптимальных форм организации двигательной активности является подвижная игра как незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалка.

       Невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. Родителям можно дать рекомендации:

  1. Постоянно взаимодействовать с образовательными и другими социальными институтами, с целью помочь детям адаптироваться и получить знания, умения и навыки сообразно возрасту.
  2. Поощрять детей-инвалидов к тому, чтобы они позволяли себе развлечения, которое требует взаимодействия со сверстниками. Оказывать им помощь выражать скрытые чувства, используя для этого такие надежные каналы, как рисование, аппликация, чтение вслух, изготовление поделок  и др.
  3. Улучшить семейный микроклимат, формировать положительные взаимоотношения в семье.
  4. Повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения; формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовке его к школе.

       Всестороннее  гармоническое развитие детей с  ослабленным здоровьем как личности требует единства, согласованности  всей системы воспитательно -образовательных  воздействий взрослых на ребенка.

       Задачами  адаптивной физкультуры с детьми с ограниченными возможностями  являются:

  • улучшение функционального состояния и предупреждение прогрессирования болезни;
  • повышение физической и умственной работоспособности, адаптация к внешним факторам;
  • снятие утомления и повышение адаптационных возможностей:
  • воспитание потребности в закаливании, занятиях оздоровительной физкультурой;
  • повышение знаний и навыков по использованию средств физической культуры в режиме учебных занятий, труда и отдыха.

       Полученный результат свидетельствует, что  проведенная опытно-экспериментальная работа оказала положительное влияние на физическое развитие детей с ограниченными возможностями.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение

       Дети  с ослабленным здоровьем имеют  нарушение здоровья со расстройством   функций   организма,   обусловленное   заболеваниям последствиями  травм  и  дефектами,  приводящими  к  ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость социальной защиты.

       Физическая  культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями. Ведь физический недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений, затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром. В этих условиях появляется чувство тревоги, теряется уверенность в себе и даже чувство собственного достоинства. С другой стороны, активные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия позволяют лучше владеть своим телом, восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности в себе, дают новые возможности самообслуживания и, в итоге, возврата к активной жизни.

       Основная  цель привлечения инвалидов к  регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.

       Адаптивная  физическая культура — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.

       Адаптивная — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма.

       Магистральным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Познание сущности этого явления — методологический фундамент адаптивной физической культуры. Закон РФ «Об образовании» (1996) выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание. Решение этой проблемы приобретает особую социальную и педагогическую значимость в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии. Методика адаптивной физической культуры имеет существенные отличия, обусловленные аномальным развитием физической и психической сферы ребенка. Именно эти базовые положения, касающиеся медико-физиологических и психологических особенностей детей разных нозологических групп, типичных и специфических нарушений двигательной сферы, специально-методические принципы работы с данной категорией детей, коррекционная направленность педагогического процесса определяют концептуальные подходы к построению и содержанию частных методик адаптивной физической культуры.

Информация о работе Характеристика опытно-экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями