Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 04:00, курсовая работа
Цель исследования: Раскрыть основы направлений коррекции психических нарушений у детей с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
Изучить психолого–педагогическую, методическую литературу по проблеме;
Дать социально-педагогическую характеристику детей с ограниченными возможностями;
Провести практическое исследование по выявлению эффективности коррекции средствами адаптивной физической культуры;
Опираясь на результаты исследования разработать рекомендации для практических работников и родителей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Основные теоретические подходы коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры
Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………7
Физическая культура и спорт как средство реабилитации инвалидов ………………………………………………………………………..13
Приоритетные направления деятельности по развитию адаптивной физической культуры ……………………………………………..18
Глава II. Характеристика опытно-экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями
2.1. Организация и проведение экспериментальной работы…………23
2.2. Формы и методы коррекционной работы с детьми
с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры………………………………………………………………………….27
2.3. Анализ результатов исследования ………………………………..33
Заключение………………………………………………………...……………38
Список использованной литературы………………………………………..41
Исследователи широко рассматривают такие вопросы, как человек и его свобода; личность и свобода личности; развитие и саморазвитие; цели воспитания личности; место человека в мире, в обществе, среди людей.
Исходным положением философского учения XX в. является то, что она ставит человека в центр мироздания. Главным предметом изучения становится человеческая личность, его духовный, внутренний мир. При всем многообразии разных подходов все исследователи едины в том, что «личностью не рождаются, личностью становятся» [26,с.53], что становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентации данного общества.
Философская антропология подчеркивает важность обращения к своему «Я». Наличие внутреннего «Я» несомненно для каждого, без попыток определить свое «Я» жизнь личности невозможна. По определению Л.Л.Карсавина, личность есть «только духовная определенная сущность, единственная в своем роде незаменимая и многосторонняя». Им разработано учение о сотворенном «Я»: развитие субъекта — это переход от одного аспекта личности к другому. Н.О. Лосский считал, что человеческое «Я» - это деятель, производящий не только психический, но и материальный процесс притяжения и отталкивания, который образует его телесную сферу. Конечная цель всякой личности - абсолютная полнота бытия [23, с.89].
Проблема личностного саморазвития, как считает В.В. Столин, предшествует психические состояния, как веру в свои силы человеческую солидарность, любовь и уважение к себе, к окружающему миру, к людям, надежду на понимание, на возможность самостоятельного выстраивания содержательной стратегии собственной жизни. Самопознание самого себя выступает основным способом саморазвития личностного становления ребенка-инвалида [26, с. 212].
Самосознание личности по мере своего развития трансформируется в жизненную позицию. Она представляет собой основанную на мировоззренческих установках и жизненном опыте готовность к действию, что реализуется в практику. Между жизненной позицией и практической деятельностью лежит воля.
Воспитание воли - одно из важнейших условий формирования личности, что выступает основополагающим фактором воспитания воли у детей-инвалидов. Способом реализации жизненной позиции является социальная активность, которая представляет собой процесс и способ самореализации личностью своей сущности [6, с.125].
Адаптация детей с ослабленным здоровьем требует комплексного подхода и постепенности, важнейшими условиями которого, являются теплая атмосфера общения, разумная снисходительность, заботливое отношение к потребностям и интересам каждого.
Социальной адаптации таких детей, их личностному росту будет способствовать возможность реализации их духовных запросов, организация культурного отдыха, общения, создания условий для более широкого доступа к объектам культуры. В процессе адаптации дети стремятся проявить себя, свою индивидуальность, в результате чего, происходит индивидуализация (черты неповторимости, уникальности). Социальное развитие детей с ослабленным здоровьем происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализация (овладение социокультурным опытом) и индивидуализация (приобретение самостоятельности) [14, с.152]. Если дети-инвалиды усваивают нормы и правила поведения общества, вносят свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция детей в социум. Вхождение детей-инвалидов в группу, их интеграция способствуют формированию у них положительных качеств, в противном случае может появиться робость, неуверенность в себе, безынициативность.
Сложности
адаптации проявляются у детей-
Таким образом, какими бы благоприятными ни были условия адаптации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности. Непременным условием адаптации является культурная самоактуализация детей-инвалидов, их активная работа и осознание над своим социальным самосовершенствованием.
В процессе адаптации детей с ослабленным здоровьем нельзя обойти вниманием такой важнейший вид духовной деятельности, как внутренняя нравственно-эстетическая и творчески поисковая работа. «Наедине с самим собой, в своем сознании и воображении ребенок способен совершать творческий поиск, личное приоткрытие мира, познание законов его развития и эстетических свойств, формирование мировоззрения: идеалов, взглядов, убеждений» [14, с.341].
Таким образом, социальное воспитание содействует максимальному развитию детей с ослабленным здоровьем:
- во-первых, активное формирование, развитие и обогащение таких детей за счет возрастания самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях, их умение оптимально соотнести собственные интересы с интересами группы, будут способствовать их социальной адаптации;
-
во-вторых, социальной адаптации
детей с ослабленным здоровьем, их личностному
росту будет способствовать и возможность
реализации их духовных запросов, организация
психолого-педагогической деятельности,
общения, создания условий для более широкого
доступа к объектам культуры и др.
Физическая культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями. Ведь физический недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений, затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром. В этих условиях появляется чувство тревоги, теряется уверенность в себе и даже чувство собственного достоинства. С другой стороны, активные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия позволяют лучше владеть своим телом, восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности в себе, дают новые возможности самообслуживания и, в итоге, возврата к активной жизни.
Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.
Очень популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков.
Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства - члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности.
Создание равных условий инвалидам в вопросе их вовлечения в занятия физической культурой и спортом - основное достижение развитых стран [15, с.25].
Физическая культура и спорт являются наиболее эффективным средством социальной адаптации и физической реабилитации инвалидов, однако используется это средство недостаточно. Несмотря на то, что, по данным статистики, за последние два года число клубов физической культуры для инвалидов выросло на 40%, а количество их посетителей - в полтора раза, различными формами физической культуры и спорта в Российской Федерации занимается менее 1% инвалидов (0,9).
Основные направления в этой работе:
Процессы демократизации любого общества вызывают повышенное внимание к наиболее уязвимым слоям населения.
Многие развитые страны, процессы демократизации в которых насчитывают уже не один десяток лет, имеют достаточно богатый опыт работы с этими категориями населения. Не случайно, что наши спортивные организации внимательно изучают этот опыт.
Всеобщее распространение имеет точка зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах является мерилом его культурного и социального развития. «Одним из показателей цивилизованного общества является его отношение к инвалидам», - считает профессор П.А. Виноградов [8, с.125].
В резолюции ООН, принятой 9 декабря 1975 г. довольно обстоятельно изложены не только права инвалидов, но и те условия, которые должны им создаваться государственными и общественными структурами. К этим условиям относятся условия среды занятости, в т.ч. мотивации со стороны общества, обеспечение медицинского обслуживания, психологическая адаптация и создание социальных условий, включая индивидуальный транспорт, а также методическое, техническое и профессиональное обеспечение.
Долгие годы у нас бытовало мнение, что понятия «инвалид», «физическая активность», а, тем более, «спорт» несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья.
90-е
годы внесли серьезные
Каковы же причины недостаточного развития физической культуры и спорта среди инвалидов в России?
Среди основных причин следует назвать следующие:
- отсутствие социально-экономических условий для решения этой проблемы;
- недопонимание многими государственными, политическими и общественными деятелями России, и, в первую очередь, руководителями спортивных организаций, важности решения этой проблемы;
- развитие физической культуры и спорта инвалидов не значится среди приоритетных задач физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций;
- полное отсутствие элементарных условий для вовлечения инвалидов в занятия физической культурой и спортом, и, прежде всего возможность личного передвижения и в общественном транспорте, нерешенность проблем в градо- и дорожном строительстве, отсутствие специализированных или адаптированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря и др.;
- отсутствие профессиональных организаторов, инструкторов и тренеров со специальной подготовкой;
- низкая мотивация у самих инвалидов к занятиям физической культурой и спортом;