Характеристика опытно-экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 04:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Раскрыть основы направлений коррекции психических нарушений у детей с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
Изучить психолого–педагогическую, методическую литературу по проблеме;
Дать социально-педагогическую характеристику детей с ограниченными возможностями;
Провести практическое исследование по выявлению эффективности коррекции средствами адаптивной физической культуры;
Опираясь на результаты исследования разработать рекомендации для практических работников и родителей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Основные теоретические подходы коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры
Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………7
Физическая культура и спорт как средство реабилитации инвалидов ………………………………………………………………………..13
Приоритетные направления деятельности по развитию адаптивной физической культуры ……………………………………………..18

Глава II. Характеристика опытно-экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями
2.1. Организация и проведение экспериментальной работы…………23
2.2. Формы и методы коррекционной работы с детьми
с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры………………………………………………………………………….27
2.3. Анализ результатов исследования ………………………………..33
Заключение………………………………………………………...……………38
Список использованной литературы………………………………………..41

Файлы: 1 файл

Дети с ограниченными возможностями.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

       Исследователи широко рассматривают такие  вопросы, как человек      и его  свобода; личность и свобода личности; развитие и саморазвитие; цели воспитания личности; место человека в мире, в обществе, среди людей.

       Исходным  положением философского учения XX в. является то, что она ставит человека в  центр мироздания. Главным предметом  изучения  становится человеческая личность, его духовный, внутренний мир. При всем многообразии разных подходов все исследователи едины в том, что «личностью не рождаются, личностью становятся» [26,с.53], что становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта           и ценностных ориентации данного общества.

       Философская антропология подчеркивает важность обращения к своему «Я». Наличие внутреннего «Я» несомненно для каждого, без попыток определить свое «Я» жизнь личности невозможна. По определению Л.Л.Карсавина, личность есть «только духовная определенная сущность, единственная в своем роде незаменимая и многосторонняя». Им разработано учение о сотворенном «Я»: развитие субъекта — это переход от одного аспекта личности к другому. Н.О. Лосский считал, что человеческое «Я»        - это деятель, производящий не только психический, но и материальный процесс притяжения и отталкивания, который образует его телесную сферу. Конечная цель всякой личности - абсолютная полнота бытия [23, с.89].

       Проблема  личностного саморазвития, как считает  В.В. Столин, предшествует психические  состояния, как веру в свои силы человеческую солидарность, любовь и уважение к себе, к окружающему миру, к людям, надежду на понимание, на возможность самостоятельного выстраивания содержательной стратегии собственной жизни. Самопознание самого себя выступает основным способом саморазвития личностного становления ребенка-инвалида [26, с. 212].

       Самосознание  личности по мере своего развития трансформируется     в  жизненную   позицию.   Она   представляет   собой   основанную на мировоззренческих установках и жизненном опыте готовность к действию, что реализуется в практику. Между жизненной позицией и практической деятельностью лежит воля.

       Воспитание  воли - одно из важнейших условий  формирования личности, что выступает  основополагающим фактором воспитания воли        у детей-инвалидов. Способом реализации жизненной позиции является социальная активность, которая представляет собой процесс и способ самореализации личностью своей сущности [6, с.125].

       Адаптация детей с ослабленным здоровьем  требует комплексного подхода и  постепенности, важнейшими условиями которого, являются теплая атмосфера общения, разумная снисходительность, заботливое отношение к потребностям и интересам каждого.

       Социальной  адаптации таких детей, их личностному  росту будет способствовать возможность  реализации их духовных запросов, организация культурного отдыха, общения, создания условий для более широкого доступа к объектам культуры. В процессе адаптации дети стремятся проявить себя, свою индивидуальность, в результате чего, происходит индивидуализация (черты неповторимости, уникальности). Социальное развитие детей с ослабленным здоровьем  происходит по двум взаимосвязанным направлениям: социализация (овладение социокультурным опытом) и индивидуализация (приобретение самостоятельности) [14, с.152]. Если дети-инвалиды усваивают нормы и правила поведения общества, вносят свой значимый «вклад» в него, свою индивидуальность, происходит интеграция детей в социум. Вхождение детей-инвалидов в группу, их интеграция способствуют формированию у них положительных качеств, в противном случае может появиться робость, неуверенность в себе, безынициативность.

       Сложности адаптации проявляются у детей-инвалидов, слепых, глухих, у детей с задержкой  психического развития, что требует  комплексного подхода и постепенности, важнейшими условиями которого, являются теплая атмосфера общения, разумная снисходительность, заботливое отношение к потребностям и интересам каждого.

       Таким образом, какими бы благоприятными ни были условия адаптации, ее результаты во многом зависят от активности самой  личности. Непременным условием адаптации является культурная самоактуализация детей-инвалидов, их активная работа и осознание над своим социальным самосовершенствованием.

       В процессе адаптации детей с ослабленным  здоровьем нельзя обойти вниманием  такой важнейший вид духовной деятельности, как внутренняя нравственно-эстетическая и творчески поисковая работа. «Наедине с самим собой, в своем сознании и воображении ребенок способен совершать творческий поиск, личное приоткрытие мира, познание законов его развития и эстетических свойств, формирование мировоззрения: идеалов, взглядов, убеждений» [14, с.341].

       Таким образом, социальное воспитание содействует  максимальному развитию детей с ослабленным здоровьем:          

       - во-первых, активное формирование, развитие  и обогащение таких детей за счет возрастания самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях, их умение оптимально соотнести собственные интересы с интересами группы, будут способствовать их социальной адаптации;        

       - во-вторых, социальной адаптации  детей с ослабленным здоровьем, их личностному росту будет способствовать и возможность реализации их духовных запросов, организация психолого-педагогической деятельности, общения, создания условий для более широкого доступа к объектам культуры и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Физическая  культура и спорт  как средство реабилитации инвалидов

       Физическая  культура и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации человека с ограниченными возможностями. Ведь физический недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений, затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром. В этих условиях появляется чувство тревоги, теряется уверенность в себе и даже чувство собственного достоинства. С другой стороны, активные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия позволяют лучше владеть своим телом, восстанавливают психическое равновесие, возвращают чувство уверенности в себе, дают новые возможности самообслуживания и, в итоге, возврата к активной жизни.

       Основная  цель привлечения инвалидов к  регулярным занятиям физической культурой и спортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.

       Очень популярны среди инвалидов занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков.

       Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства - члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности.

       Создание  равных условий инвалидам в вопросе  их вовлечения в занятия физической культурой и спортом - основное достижение развитых стран [15, с.25].

       Физическая  культура и спорт являются наиболее эффективным средством социальной адаптации и физической реабилитации инвалидов, однако используется это средство недостаточно. Несмотря на то, что, по данным статистики, за последние два года число клубов физической культуры для инвалидов выросло на 40%, а количество их посетителей - в полтора раза, различными формами физической культуры и спорта в Российской Федерации занимается менее 1% инвалидов (0,9).

       Основные  направления в этой работе:

  • создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха;
  • открытие спортивных школ в системе дополнительного образования для детей-инвалидов;
  • разработка и производство специализированного инвентаря и оборудования;
  • подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по адаптивной физической культуре;
  • разработка и издание специализированных методик и программ;
  • подготовка спортсменов-инвалидов к международным соревнованиям, в том числе Паралимпийским играм. Подготовка должна осуществляться на тех же условиях, что и подготовка спортсменов к Олимпийским играм.

       Процессы  демократизации любого общества вызывают повышенное внимание к наиболее уязвимым слоям населения.

       Многие  развитые страны, процессы демократизации в которых насчитывают уже не один десяток лет, имеют достаточно богатый опыт работы с этими категориями населения. Не случайно, что наши спортивные организации внимательно изучают этот опыт.

       Всеобщее  распространение имеет точка  зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах  является мерилом его культурного и социального развития. «Одним из показателей цивилизованного общества является его отношение к инвалидам», - считает профессор П.А. Виноградов [8, с.125].

       В резолюции ООН, принятой 9 декабря 1975 г. довольно обстоятельно изложены не только права инвалидов, но и те условия, которые должны им создаваться государственными и общественными структурами. К этим условиям относятся условия среды занятости, в т.ч. мотивации со стороны общества, обеспечение медицинского обслуживания, психологическая адаптация и создание социальных условий, включая индивидуальный транспорт, а также методическое, техническое и профессиональное обеспечение.

       Долгие  годы у нас бытовало мнение, что понятия «инвалид», «физическая активность», а, тем более, «спорт» несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения. Физическая культура и спорт не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, поддержания их физических возможностей и укрепления здоровья.

       90-е  годы внесли серьезные изменения  в отношение общества к инвалидам в России. И, хотя в большей своей части эти изменения лишь провозглашались, они все же сыграли свою положительную роль.

       Каковы  же причины недостаточного развития физической культуры и спорта среди  инвалидов в России?

       Среди основных причин следует назвать  следующие:

       - отсутствие социально-экономических условий для решения этой проблемы;

       - недопонимание многими государственными, политическими и общественными деятелями России, и, в первую очередь, руководителями спортивных организаций, важности решения этой проблемы;

       - развитие физической культуры и спорта инвалидов не значится среди приоритетных задач физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций;

       - полное отсутствие элементарных условий для вовлечения инвалидов в занятия физической культурой и спортом, и, прежде всего возможность личного передвижения и в общественном транспорте, нерешенность проблем в градо- и дорожном строительстве, отсутствие специализированных или адаптированных спортивных сооружений, оборудования и инвентаря и др.;

       - отсутствие профессиональных организаторов, инструкторов и тренеров со специальной подготовкой;

       - низкая мотивация у самих инвалидов к занятиям физической культурой и спортом;

Информация о работе Характеристика опытно-экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями