Характеристика опытно-экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 04:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Раскрыть основы направлений коррекции психических нарушений у детей с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
Изучить психолого–педагогическую, методическую литературу по проблеме;
Дать социально-педагогическую характеристику детей с ограниченными возможностями;
Провести практическое исследование по выявлению эффективности коррекции средствами адаптивной физической культуры;
Опираясь на результаты исследования разработать рекомендации для практических работников и родителей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Основные теоретические подходы коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры
Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………7
Физическая культура и спорт как средство реабилитации инвалидов ………………………………………………………………………..13
Приоритетные направления деятельности по развитию адаптивной физической культуры ……………………………………………..18

Глава II. Характеристика опытно-экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями
2.1. Организация и проведение экспериментальной работы…………23
2.2. Формы и методы коррекционной работы с детьми
с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры………………………………………………………………………….27
2.3. Анализ результатов исследования ………………………………..33
Заключение………………………………………………………...……………38
Список использованной литературы………………………………………..41

Файлы: 1 файл

Дети с ограниченными возможностями.doc

— 229.00 Кб (Скачать)
 

       Первоначальный  этап работы начинается с определения социального статуса детей-инвалидов. Для этого изучаются документы, проводили собеседование и тестирование, собираются сведения о заболеваемости, проверяются условия их жизни в семье.

       Чтобы проверить эффективность опытно-экспериментальной работы – влияние адаптивной физкультуры на коррекцию нарушений у детей с ограниченными возможностями мы провели следующие методики:

      1. Выявление самооценки детей с помощью методики «Какой Я?».
      2. Определение объема двигательной активности детей по методу шагометрии.

       Выявление самооценки детей-инвалидов является основополагающим фактором формирования личности и для определения использована методика «Какой Я?» по Немову Р.С.

       Самооценка  детей-инвалидов по всем качествам  личности, как хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый (способный), трудолюбивый, честный. Оценка результатов типа «да» оценивается в 1 балл, ответы типа «нет» 0, «не знаю» и «иногда» – 0,5 баллов. Выводы об уровне развития оценивается в баллах: 10 - очень высокий, 8-9 – высокий, 4-7 – средний, 2-3 – низкий, 0-1 очень низкий.

       Предлагаемые  ребенку самому себе - «Какой я?»  по всем параметрам показывают среднюю  самооценку, результаты которых представлены в таблице 2, в соответствующих  в баллах и переведены в проценты.

    Таблица 2.

Определение самооценки детей  на констатирующем этапе

 
Уровень развития самооценки  
Количество  детей  %
Очень высокий – 10 баллов 0 0
Высокий – 8-9 баллов 5 20%
Средний – 4-7 баллов 14 56%
Низкий  – 2-3 балла 5 20%
Очень низкий – 0-1 балл 1 4%
 

       Как видно из таблицы самооценка детей  невысокая. Почти половина детей  – 56% имеют среднюю самооценку. 24% детей имеют низкую самооценку. Ребенок-инвалид с низкой самооценкой остро нуждается в эмоциональном тепле и поддержке, в создании ситуаций искусственного успеха, в закреплении позитивных эмоций и поддержании психологического комфорта, а также в систематической помощи в принятии себя, в умении оказать себе одобрение и др.

       При определении объема двигательной активности (ДА) детей мы использовали метод шагометрии, разработанный М.А. Руновой -  с помощью которой определили количество движений выполненных ребенком за определенное время. Ориентировочным показателем суточного объема ДА для детей-инвалидов надо считать 11000 – 12000 (низкий), 12000 – 13000 (средний), 13000 – 14000 (высокий).

       Таблица 3

       Протокол  обследования объема ДА детей 

Уровень ДА  
Количество  детей  %
Большая ДА 3 12
Средняя ДА 10 40%
Низкая  ДА 12 48%
 

       Как видно из таблицы были выделены три  уровня двигательной активности. У 40%  детей средний уровень ДА, у 12% - большая подвижность, у 48% -  подвижность низкая.

       При этом мы опирались на следующие характеристики двигательного поведения детей, определенные М.Н. Руновой.

       I подгруппа. Дети большой подвижности. Они всегда заметны, хотя и составляют примерно четвертую часть от общей численности. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки: избегают движений требующих точности и сдержанности. Часто наблюдается бессознательная беготня; качественные показатели основных движений (за редким исключением) на уровне средних и низких. Движения их быстры, резки, часто, как кажется, бессознательны. (12% детей).

       II подгруппа. Дети средней подвижности. Поведение детей средней подвижности плавное и спокойное, подвижность их равномерна на протяжении всего дня. При хороших условиях они самостоятельны, активны. Движения их обычно достаточно развиты, уверенны, целесообразны, четки. Их двигательная активность саморегулируема. (40% детей).

       III подгруппа. Малоподвижные дети. Их характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую активных действий. Они не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях. При возникновении сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны взрослого. (48% детей).

       Таким образом, полученные при первом срезе результаты подтверждают необходимость занятий по адаптивной физкультуре. При этом мы исходим из того, что необходимо вывести детей с низкой двигательной активности на более  высокий уровень и нормализовать двигательную активность детей с высоким уровнем. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.2. Формы и методы  коррекционной работы с детьми

с ограниченными возможностями  средствами адаптивной физической культуры

       Во  время формирующего этапа опытно-экспериментальной  работы мы провели комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде детей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. Основным направлением адаптивной физической культуры является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека. Это комплекс мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание.

       Спортивно-оздоровительная  работа с детьми-инвалидами крайне необходима, так как большую часть  времени они проводят дома, сидя           за столом или у телевизора. Малоподвижность, отсутствие регулярных физических нагрузок отрицательно влияют на нервную систему больных детей. Они становятся раздражительными, капризными. Занятия лечебной физкультурой под руководством специалиста улучшают моторику, координацию движений, дают каждому объем физической нагрузки, укрепляют нервную систему, стимулируют работу головного мозга, нормализуют артериальное давление.

       С учетом болезни детей-инвалидов, проведена  работа по коррекции  опорно-двигательного  аппарата, обучение родителей по правилам выполнения массажа.

       Важным  моментом в физическом воспитании малыша является личный пример родителей. Родителям  рекомендовано без стеснения  принимать активное участие в  физических упражнениях и играх  своих детей. Подвижные игры нужно  организовать в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. В комплекс физического развития детей должны входить физические упражнения в виде игр и утренняя гимнастика.

       Занятия следует проводить в периоды  бодрствования, через 40 мин. После еды, не реже 2 раз в неделю, длительностью не менее 10 мин. Физические упражнения лучше всего сделать после дневного сна. Комната должна быть хорошо проветрена, форточка открыта. Температура в комнате – +18 - 20 0 С. Летом упражнения лучше проводить на открытом воздухе         в тени при температуре +20 0 С. В морозные дни как можно больше двигаться. Через каждые 10-15 минут ходьбы следует останавливаться           и делать 3-5 простых упражнения. Физические упражнения для детей              -инвалидов должны строиться по общепринятой  структуре, т.е. состоять их общей части ходьба – бег – ходьба, общеразвивающих упражнений для мышц подвижной игры и заканчиваться спокойной игрой и дыхательными упражнениями. Чтобы ребенок проявлял активный интерес следует использовать мячи, скамейки, лесенки и другие.

       В наших исследованиях был индивидуально  для каждого ребенка составлен  комплекс упражнений  с учетом болезни, при консультации лечащего врача  с использованием новейших способов и приемов физической профилактики детей.

       Например, для детей заболеваниями сердечно-сосудистой системы, физические упражнения играют большую роль в оздоровлении болезненно изменённой сердечно-сосудистой системы, восстановительные возможности которой чрезвычайно велики. При сердечно-сосудистой патологии показаны упражнения динамического, циклического характера выполняемые с умеренной интенсивностью. Противопоказаны упражнения вниз головой (стойка на голове и руках), упражнения с участием большой массы тела (бег, быстрая ходьба, ходьба на лыжах), выполняемые с большой мощностью.

     Признаками улучшения состояния сердечно-сосудистой системы в процессе занятий физическими упражнениями являются улучшение общего самочувствия, настроения, повышение общей и физической работоспособности, снижение частоты пульса, стабилизация артериального давления в покое.

       Всем  детям разработана план-программа  физических упражнений:

  1. Основные двигательные коррекционные упражнения:

       А) формирование умения ползать на животе, самостоятельно принимать положение  на четвереньках и передвигаться;

       Б) создавать условия, соответствующие более высокому уровню двигательного развития ребенка.

  1. Вспомогательное двигательное коррекционное упражнение:

       А) коррекция подвижности  в суставах рук и ног (особенно в плечевом и тазобедренном);

       Б) формирование опороспособности рук  плечевого пояса, а также стоп           и нижних конечностей в целом;

       В) развитие статической и динамической устойчивости (равновесия);

       Г) формирование предметной манипуляции  руками;

       Д) развитие ориентировки собственной  схеме тела и окружающем пространстве и другие.

  1. Специальные коррекционные упражнения для каждого ребенка        с учетом характера заболеваний:

       А) развитие речи посредством движения для детей с врожденными аномалиями;

       Б) формирование пространственных представлений  для детей                           с заболеваниями порока сердца;

       В) формирование контроля за равновесием  тела и развития реакции для с  заболеванием центральной нервной  системы.

       Физические  упражнения способствуют развитию у  детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных               и временных представлений. Дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь действовать в соответствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно.

       Таблица 4.

       План  работы по адаптивной физкультуре 

Виды  занятий Особенности организации
1. Физкультурно-оздоровительные  занятия
1.1 Утренняя  гимнастика Ежедневно на открытом воздухе или в зале. Длительность 10-12 мин.
1.2 Двигательная  разминка Ежедневно во время большого перерыва между занятиями (с преобладанием статистических поз).Длительность 7-10 мин.
1.3 Физкультминутка Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости  от вида и содержания занятий. Длительность 3-5 мин.
1.4 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня ДА детей. Длительность 25-30 мин.
1.5 Оздоровительный бег Два раза в  неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин.
1.6 Индивидуальная  работа по развитию движений Ежедневно во время вечерней прогулки . Длительность 12-15
1.7 Прогулки-походы в лес или близлежащий парк (пешие, лыжные) Два-три раза в месяц, во время, отведенное для  физкультурного занятия, организованных воспитателем игр и упражнений. Длительность 60-120 мин.
1.8 Гимнастика  после дневного сна в сочетании  с контрастными воздушными ваннами Два-три раза в неделю, по мере пробуждения и  подъема детей. Длительность не более 10 мин.
1.9 Сухой массаж. Два раза в  месяц, группами не более 10 человек, во второй половине дня. Длительность всего комплекса 35-40 мин.
1.10 Корригирующая гимнастика После дневного сна, по одному сеансу в месяц, в течение 10 дней подряд с последующим перерывом 2 недели. Проводятся по рекомендации врача. Длительность 12-15 мин.
1.11 Логоритмическая гимнастика Два раза в  неделю по подгруппам (проводится логопедом)
2.1 Учебные занятия по физической культуре Три раза в  неделю подгруппами, подобранными с  учетом уровня ДА детей, проводятся в  первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 35-40 мин.
3. Самостоятельные  занятия
3.1 Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно, под  руководством воспитателя, в помещении  и на открытом воздухе. Продолжительность  зависит от индивидуальных особенностей детей.
4. Физкультурно-массовые  занятия
4.1 Неделя здоровья (каникулы) Два-три раза в год (последняя неделя квартала)
4.2 Физкультурный досуг Один-два раза в месяц на воздухе. Длительность 50-60 мин.
4.3 Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе  Два-три раза в год,. Длительность 75-90 мин.
4.4 Игры-соревнования между возрастными группами Один-два раза в год на воздухе или в зале. Длительность не более 60 мин.
4.5 Спартакиады вне центра Один раз  в год в спортивном клубе или  в школе, участвуют дети с высоким  уровнем физической подготовленности, по специальной программе.
5. Внегрупповые (дополнительные) виды занятий
5.2 Спортивные  кружки, танцы По желанию  родителей и детей не более  двух раз в неделю. Длительность 35-40 мин.
6. Совместная физкультурно-оздоровительная  работа с семьями
6.1 Домашние  задания Определяются  воспитателем
6.2 Физкультурные занятия детей совместно с  родителями По желанию  родителей, воспитателей и детей

Информация о работе Характеристика опытно-экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями