Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 04:00, курсовая работа
Цель исследования: Раскрыть основы направлений коррекции психических нарушений у детей с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
Изучить психолого–педагогическую, методическую литературу по проблеме;
Дать социально-педагогическую характеристику детей с ограниченными возможностями;
Провести практическое исследование по выявлению эффективности коррекции средствами адаптивной физической культуры;
Опираясь на результаты исследования разработать рекомендации для практических работников и родителей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава I. Основные теоретические подходы коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры
Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………7
Физическая культура и спорт как средство реабилитации инвалидов ………………………………………………………………………..13
Приоритетные направления деятельности по развитию адаптивной физической культуры ……………………………………………..18
Глава II. Характеристика опытно-экспериментальной работы с детьми с ограниченными возможностями
2.1. Организация и проведение экспериментальной работы…………23
2.2. Формы и методы коррекционной работы с детьми
с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры………………………………………………………………………….27
2.3. Анализ результатов исследования ………………………………..33
Заключение………………………………………………………...……………38
Список использованной литературы………………………………………..41
Первоначальный этап работы начинается с определения социального статуса детей-инвалидов. Для этого изучаются документы, проводили собеседование и тестирование, собираются сведения о заболеваемости, проверяются условия их жизни в семье.
Чтобы
проверить эффективность
Выявление самооценки детей-инвалидов является основополагающим фактором формирования личности и для определения использована методика «Какой Я?» по Немову Р.С.
Самооценка детей-инвалидов по всем качествам личности, как хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый (способный), трудолюбивый, честный. Оценка результатов типа «да» оценивается в 1 балл, ответы типа «нет» 0, «не знаю» и «иногда» – 0,5 баллов. Выводы об уровне развития оценивается в баллах: 10 - очень высокий, 8-9 – высокий, 4-7 – средний, 2-3 – низкий, 0-1 очень низкий.
Предлагаемые ребенку самому себе - «Какой я?» по всем параметрам показывают среднюю самооценку, результаты которых представлены в таблице 2, в соответствующих в баллах и переведены в проценты.
Таблица 2.
Определение самооценки детей на констатирующем этапе
Уровень развития самооценки | ||
Количество детей | % | |
Очень высокий – 10 баллов | 0 | 0 |
Высокий – 8-9 баллов | 5 | 20% |
Средний – 4-7 баллов | 14 | 56% |
Низкий – 2-3 балла | 5 | 20% |
Очень низкий – 0-1 балл | 1 | 4% |
Как видно из таблицы самооценка детей невысокая. Почти половина детей – 56% имеют среднюю самооценку. 24% детей имеют низкую самооценку. Ребенок-инвалид с низкой самооценкой остро нуждается в эмоциональном тепле и поддержке, в создании ситуаций искусственного успеха, в закреплении позитивных эмоций и поддержании психологического комфорта, а также в систематической помощи в принятии себя, в умении оказать себе одобрение и др.
При определении объема двигательной активности (ДА) детей мы использовали метод шагометрии, разработанный М.А. Руновой - с помощью которой определили количество движений выполненных ребенком за определенное время. Ориентировочным показателем суточного объема ДА для детей-инвалидов надо считать 11000 – 12000 (низкий), 12000 – 13000 (средний), 13000 – 14000 (высокий).
Таблица 3
Протокол обследования объема ДА детей
Уровень ДА | ||
Количество детей | % | |
Большая ДА | 3 | 12 |
Средняя ДА | 10 | 40% |
Низкая ДА | 12 | 48% |
Как видно из таблицы были выделены три уровня двигательной активности. У 40% детей средний уровень ДА, у 12% - большая подвижность, у 48% - подвижность низкая.
При этом мы опирались на следующие характеристики двигательного поведения детей, определенные М.Н. Руновой.
I подгруппа. Дети большой подвижности. Они всегда заметны, хотя и составляют примерно четвертую часть от общей численности. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Из всех видов движений выбирают чаще бег, прыжки: избегают движений требующих точности и сдержанности. Часто наблюдается бессознательная беготня; качественные показатели основных движений (за редким исключением) на уровне средних и низких. Движения их быстры, резки, часто, как кажется, бессознательны. (12% детей).
II подгруппа. Дети средней подвижности. Поведение детей средней подвижности плавное и спокойное, подвижность их равномерна на протяжении всего дня. При хороших условиях они самостоятельны, активны. Движения их обычно достаточно развиты, уверенны, целесообразны, четки. Их двигательная активность саморегулируема. (40% детей).
III подгруппа. Малоподвижные дети. Их характеризует общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. Они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую активных действий. Они не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях. При возникновении сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны взрослого. (48% детей).
Таким
образом, полученные при первом срезе
результаты подтверждают необходимость
занятий по адаптивной физкультуре. При
этом мы исходим из того, что необходимо
вывести детей с низкой двигательной активности
на более высокий уровень и нормализовать
двигательную активность детей с высоким
уровнем.
2.2. Формы и методы коррекционной работы с детьми
с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры
Во
время формирующего этапа опытно-
Спортивно-
С учетом болезни детей-инвалидов, проведена работа по коррекции опорно-двигательного аппарата, обучение родителей по правилам выполнения массажа.
Важным моментом в физическом воспитании малыша является личный пример родителей. Родителям рекомендовано без стеснения принимать активное участие в физических упражнениях и играх своих детей. Подвижные игры нужно организовать в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе. В комплекс физического развития детей должны входить физические упражнения в виде игр и утренняя гимнастика.
Занятия следует проводить в периоды бодрствования, через 40 мин. После еды, не реже 2 раз в неделю, длительностью не менее 10 мин. Физические упражнения лучше всего сделать после дневного сна. Комната должна быть хорошо проветрена, форточка открыта. Температура в комнате – +18 - 20 0 С. Летом упражнения лучше проводить на открытом воздухе в тени при температуре +20 0 С. В морозные дни как можно больше двигаться. Через каждые 10-15 минут ходьбы следует останавливаться и делать 3-5 простых упражнения. Физические упражнения для детей -инвалидов должны строиться по общепринятой структуре, т.е. состоять их общей части ходьба – бег – ходьба, общеразвивающих упражнений для мышц подвижной игры и заканчиваться спокойной игрой и дыхательными упражнениями. Чтобы ребенок проявлял активный интерес следует использовать мячи, скамейки, лесенки и другие.
В
наших исследованиях был
Например,
для детей заболеваниями
Признаками улучшения состояния сердечно-сосудистой системы в процессе занятий физическими упражнениями являются улучшение общего самочувствия, настроения, повышение общей и физической работоспособности, снижение частоты пульса, стабилизация артериального давления в покое.
Всем
детям разработана план-
А) формирование умения ползать на животе, самостоятельно принимать положение на четвереньках и передвигаться;
Б) создавать условия, соответствующие более высокому уровню двигательного развития ребенка.
А) коррекция подвижности в суставах рук и ног (особенно в плечевом и тазобедренном);
Б) формирование опороспособности рук плечевого пояса, а также стоп и нижних конечностей в целом;
В) развитие статической и динамической устойчивости (равновесия);
Г) формирование предметной манипуляции руками;
Д) развитие ориентировки собственной схеме тела и окружающем пространстве и другие.
А)
развитие речи посредством движения
для детей с врожденными
Б)
формирование пространственных представлений
для детей
В) формирование контроля за равновесием тела и развития реакции для с заболеванием центральной нервной системы.
Физические упражнения способствуют развитию у детей умственных способностей, восприятия, мышления, внимания, пространственных и временных представлений. Дети должны усвоить показанное взрослым движение и суметь действовать в соответствии с образцом так же ловко, быстро, технически правильно.
Таблица 4.
План работы по адаптивной физкультуре
№ | Виды занятий | Особенности организации |
1. Физкультурно-оздоровительные занятия | ||
1.1 | Утренняя гимнастика | Ежедневно на открытом воздухе или в зале. Длительность 10-12 мин. |
1.2 | Двигательная разминка | Ежедневно во
время большого перерыва между занятиями
(с преобладанием |
1.3 | Физкультминутка | Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий. Длительность 3-5 мин. |
1.4 | Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня ДА детей. Длительность 25-30 мин. |
1.5 | Оздоровительный бег | Два раза в неделю, подгруппами по 5-7 человек, во время утренней прогулки. Длительность 3-7 мин. |
1.6 | Индивидуальная работа по развитию движений | Ежедневно во время вечерней прогулки . Длительность 12-15 |
1.7 | Прогулки-походы в лес или близлежащий парк (пешие, лыжные) | Два-три раза в месяц, во время, отведенное для физкультурного занятия, организованных воспитателем игр и упражнений. Длительность 60-120 мин. |
1.8 | Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами | Два-три раза в неделю, по мере пробуждения и подъема детей. Длительность не более 10 мин. |
1.9 | Сухой массаж. | Два раза в месяц, группами не более 10 человек, во второй половине дня. Длительность всего комплекса 35-40 мин. |
1.10 | Корригирующая гимнастика | После дневного сна, по одному сеансу в месяц, в течение 10 дней подряд с последующим перерывом 2 недели. Проводятся по рекомендации врача. Длительность 12-15 мин. |
1.11 | Логоритмическая гимнастика | Два раза в неделю по подгруппам (проводится логопедом) |
2.1 | Учебные занятия по физической культуре | Три раза в неделю подгруппами, подобранными с учетом уровня ДА детей, проводятся в первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 35-40 мин. |
3. Самостоятельные занятия | ||
3.1 | Самостоятельная двигательная деятельность | Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей. |
4. Физкультурно-массовые занятия | ||
4.1 | Неделя здоровья (каникулы) | Два-три раза в год (последняя неделя квартала) |
4.2 | Физкультурный досуг | Один-два раза в месяц на воздухе. Длительность 50-60 мин. |
4.3 | Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе | Два-три раза в год,. Длительность 75-90 мин. |
4.4 | Игры-соревнования между возрастными группами | Один-два раза в год на воздухе или в зале. Длительность не более 60 мин. |
4.5 | Спартакиады вне центра | Один раз в год в спортивном клубе или в школе, участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности, по специальной программе. |
5. Внегрупповые (дополнительные) виды занятий | ||
5.2 | Спортивные кружки, танцы | По желанию родителей и детей не более двух раз в неделю. Длительность 35-40 мин. |
6.
Совместная физкультурно- | ||
6.1 | Домашние задания | Определяются воспитателем |
6.2 | Физкультурные занятия детей совместно с родителями | По желанию родителей, воспитателей и детей |