Работа психолога с одарёнными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей работы психолога с одарёнными детьми.
Задачи исследования:
раскрытие сущности проблем выявления, диагностики, развития и адаптации одарённых детей
диагностирование уровня одарённости детей, выявление наиболее талантливых из них
работа с одарёнными детьми
3
разработка рекомендаций психокоррекционной и развивающей работы
Объект исследования: одарённые дети.
Предмет исследования: психологическая работа с одарёнными детьми.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1
Психологическая характеристика одарённых детей
1.1 Общее понятие одарённости. История одарённости……………..5
1.2 Виды детской одарённости………………………………………...9
1.3 Диагностическая работа……………………………………….….10
1.4 Способы выявления одарённых детей…………………………...11
Глава 2
Экспериментальное исследование интеллектуально одарённых детей
2.1 Методики изучения детской одарённости……………………….20
2.2 Результаты исследования……………………………………….…21
2.3 Коррекционно-развивающая работа психолога…….………...…23
Заключение…………………………………………………………………....26
Библиографический список…………………………………………………….
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

Учреждение образования

«Мозырский государственный университет

имени И.П.Шамякина»

                                                                    Кафедра практической психологии  

                                                                    и дефектологии                                                                                                                               

работа психолога с одарёнными детьми

                                                                            Курсовая работа

                                                                              психологии

                                                                              студентки IV курса

                                                                              5 группы

                                                                              факультета ДиНО

                                                                              Матвеевой М.А.

                                                                              Научный руководитель:

                                                                              канд. психол. наук, доцент

                                                                              Иванова Л.Н.

Мозырь 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1

 Психологическая характеристика одарённых детей

            1.1 Общее понятие одарённости. История одарённости……………..5

            1.2 Виды детской одарённости………………………………………...9

            1.3 Диагностическая работа……………………………………….….10

            1.4 Способы выявления одарённых детей…………………………...11

Глава 2

Экспериментальное исследование интеллектуально одарённых детей

          2.1 Методики изучения детской одарённости……………………….20

          2.2 Результаты исследования……………………………………….…21

          2.3 Коррекционно-развивающая работа  психолога…….………...…23

Заключение…………………………………………………………………....26

Библиографический список…………………………………………………….

Приложение

        

      

2

ВВЕДЕНИЕ

     Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?

     Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.

     Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора. На основе идей психологов Дж.Кэррола и Б.Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж.Брюно. (“Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика”).

     Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в работе “Концепция творческой одаренности” и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье “Творческая одаренность в развитии познавательных структур”, Юркевич В.С. в “Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога".

     Цель исследования: изучение особенностей работы психолога с одарёнными детьми.

     Задачи исследования:

  • раскрытие сущности проблем выявления, диагностики, развития и адаптации одарённых детей
  • диагностирование уровня одарённости детей, выявление наиболее талантливых из них
  • работа с одарёнными детьми

3

  • разработка рекомендаций психокоррекционной и развивающей работы

     Объект исследования: одарённые дети.

     Предмет исследования: психологическая работа с одарёнными детьми.

     Гипотеза исследования: раннее выявление одарённости способствует эффективной работе психолога.

     Методология и методы исследования: в работе использованы методы наблюдения за проявлениями одаренности у детей, за развитием, а также методы психологической диагностики их особенностей. Кроме того, были тщательно изучены имеющиеся по данной теме исследования зарубежных и отечественных психологов.

     База исследования: исследование структуры интеллекта проводилось в СШ № 14, 2«Б» класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

ГЛАВА 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

 

     1.1 Общее понятие одарённости. История одарённости

 

     В психологии  одаренность определяется через  понятие способности. В самом общем представлении одаренность может быть определена как обладание большими способностями. Под способностями же в свою очередь понимаются индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. О феномене одаренных детей активно заговорили во второй половине XX в. С того времени было написано много работ в этой области, созданы специальные программы по работе с одаренными детьми, в том числе программа "Одаренные дети", в рамках которой разработана "Рабочая концепция одаренности" и тем не менее каждая семья, в которой есть одаренные дети, сталкивается индивидуально с феноменом одаренности и теми проблемами, которые стоят за ним.

    Каковы ранние  проявления одаренности?

    Наиболее частое  проявление одаренности - это  ранняя речь и большой словарный  запас, употребление сложных слов, а также раннее освоение счета  или чтения. Наряду с этим замечается необычайная внимательность ("Она все замечает!") и быстрое восприятие ("Он все на лету схватывает!"), ненасытное любопытство ("Куда он только не влезет!?") и отличная память ("Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет"), хорошо развитое воображение ("Он играет с воображаемыми друзьями").

    Кого называют  вундеркиндами?

    Понятие "вундеркинды"  пришло из немецкого языка  (от нем. wunderkind - буквально "чудо-ребенок"). Чаще этим слоном называют ребенка, имеющего чрезвычайные успехи в каком-нибудь определенном виде деятельности - в музыке, рисовании, математике и др. "Чудо-дети" встречаются преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Например, мальчик 9 лет уже оканчивает 5 класс и при этом дома целые дни пишет книгу о птицах: делает выписки из больших статей с описанием птиц, готовит к своему тексту иллюстрации.

    Каким образом  проявляется одаренность?

    Одаренность  характеризуется следующими параметрами:  выдающиеся способности, потенциальные  возможности в достижении результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях деятельности (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному искусству, спортивные способности и т.д.). По мнению профессора университета Кливленда Кэрола Тэкэкса, одаренность определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психосоциальным развитием и физическими данными.

    В области  опережающего развития познания отмечается следующее:

    -повышенная любознательность. Такие дети очень любопытны. Им необходимо активно исследовать окружающий мир. Они засыпают взрослых вопросами: "Как это устроено?", "Почему так происходит?". Ученые утверждают, что у одаренных детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Их мозг отличается громадным "аппетитом" и огромной способностью переваривать интеллектуальную пищу;

    -способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе интуитивных

5

скачков ("перескакивание" через этапы). Для таких детей  характерна более 

быстрая передача нейронной  информации; их внутримозговая система  является более разветвленной, с большим числом связей;

    -отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном мышлении. Ребенка отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями;

    -большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические конструкции и ставить вопросы. Дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей;

-повышенная концентрация  внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень погруженности в задачу;

    -яркое воображение, высокоразвитая фантазия.

  В сфере психосоциального  развития одаренным детям свойственны  следующие черты:

    -сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. В силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию;

    -хорошо развитое чувство юмора. Обожают несообразности, игру слов, "подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают;

    -попытки решать проблемы, которые им пока "не по зубам";

    -преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и способности воображать.

    В области  физических характеристик для  одаренных детей свойственны:  очень высокий энергетический  уровень и низкая продолжительность  сна. Большинство родителей утверждают, что их одаренные дети в  младенчестве спали меньше и рано отказались от дневного сна.

    С какими  трудностями сталкиваются одаренные  дети?

    Казалось бы, ребенку, опережающему сверстников  по уровню интеллекта, блещущему  умственными способностями, уготовано  более счастливое детство, чем  у других, будет особенно легко учиться. В действительности же все не так. У детей с высокими умственными способностями возникает много сложностей в семье, школе, общении со сверстниками.

    Для одаренного  ребенка свойственна высокая  концентрация на интересующем  его предмете. С годами такие дети проявляют огромное упорство в достижении цели

    Одаренные  дети отличаются разнообразием  интересов. Это  порождает склонность  начинать несколько дел одновременно, и браться за слишком сложные  задачи. Еще одной особенностью  одаренного ребенка является то, что почти во всех своих начинаниях он добивается успеха. Многие одаренные дети, осознающие свои большие способности, воспринимают любое место, кроме первого, как поражение, а себя как неудачника и не умеют пережить неудачу.

    Кроме того, способных, одаренных детей поджидают не только радости учения, но и разочарования, конфликты

    У ребенка с ранним  умственным развитием и высокими  интеллектуальными способностями  возникают трудности и во взаимоотношениях  с одноклассниками. Дело в том, что он очень далеко отрывается от сверстников (на 3-4 года умственного развития), у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам, гонениям. Это приводит к тому, что одаренный ребенок стремится быть таким, "как все".

    Дополнительной  проблемой становится так называемая "диссинхрония развития", свойственная  многим одаренным детям. Диссинхрония

6

заключается в том, что  при опережающем развитии отдельных  функций 

одаренные дети в других отношениях не отличаются от своих ровесников или даже иногда уступают им. Распространенный пример диссинхронии – слабое развитие у некоторых одаренных детей в младшем школьном возрасте мелкой моторики, которая является важнейшим компонентом освоения письма. В результате в младших классах школы некоторые интеллектуально одаренные дети оказываются слабо успевающими.    Другим примером диссинхронии может быть дислексия (слабое развитие речи) у одаренного ребенка. Проблемы с речевым развитием сильно затрудняют такому ребенку возможность учиться со своими сверстниками, потому что возникает тот же механизм, что и в случае недоразвития мелкой моторики: низкая успеваемость - потеря учебной мотивации - невостребованность способностей - утрата интереса к школе - уход в свои проблемы.

Информация о работе Работа психолога с одарёнными детьми