Работа психолога с одарёнными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение особенностей работы психолога с одарёнными детьми.
Задачи исследования:
раскрытие сущности проблем выявления, диагностики, развития и адаптации одарённых детей
диагностирование уровня одарённости детей, выявление наиболее талантливых из них
работа с одарёнными детьми
3
разработка рекомендаций психокоррекционной и развивающей работы
Объект исследования: одарённые дети.
Предмет исследования: психологическая работа с одарёнными детьми.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1
Психологическая характеристика одарённых детей
1.1 Общее понятие одарённости. История одарённости……………..5
1.2 Виды детской одарённости………………………………………...9
1.3 Диагностическая работа……………………………………….….10
1.4 Способы выявления одарённых детей…………………………...11
Глава 2
Экспериментальное исследование интеллектуально одарённых детей
2.1 Методики изучения детской одарённости……………………….20
2.2 Результаты исследования……………………………………….…21
2.3 Коррекционно-развивающая работа психолога…….………...…23
Заключение…………………………………………………………………....26
Библиографический список…………………………………………………….
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 207.00 Кб (Скачать)

     Многочисленные  социально-педагогические проблемы, и прежде всего

невозможность построения надежного прогноза развития интеллектуально-творческих способностей на основе разового или даже периодического тестирования, заставили исследователей и практиков искать наиболее адекватные способы решения организационно-педагогических задач.

     Долговременные организационно-педагогические модели

     «Принцип турникета». Авторы этого организационно-педагогического подхода - известные американские специалисты в области обучения одаренных детей Дж. Рензулли, С. Рейс и Л. Смит. Суть его сводится к

17

тому, что процесс идентификации  одаренных детей должен быть не разовым, а долговременным, предполагающим длительное наблюдение за ребенком.

     Подчеркнем, что эта модель не предполагает  жесткой селекции детей, она создана для работы в массовых школах. Суть ее сводится к тому, что дети включаются в работу по специальной программе. Вхождение и выход ребенка может осуществляться в течение всего года в зависимости от его достижений.

     Авторы  используют как традиционные  методы оценки, так и методы, основанные на использовании трех параметров деятельности учащегося, - способностях, интересах и стилях обучения. Они особо подчеркивают, что собирается информация, акцентирующая внимание прежде всего на достоинствах ученика, а не на его недостатках.? На ее основании и создается «досье» под названием «портфель данных об ученике».

     Эта информация  используется при принятии решения  о возможностях развития способностей на обычных школьных занятиях, в группах обогащения и при работе по специальным дополнительным программам.

     «RAPYHT». Один из вариантов комплексной оценки представляет собой также широко известный проект «RAPYHT» (M. Карне, А. Шведел и др.). Первичная оценка общей и специальной одаренности детей проводится с помощью специальных опросных листов для учителей и родителей. В случае, если оценка ребенка педагогом или родителями превышает определенный уровень по одному из опросных листов, ребенок зачисляется в число кандидатов. Далее, с целью проверки полученных данных, все дети привлекаются к специальным занятиям в небольших группах в соответствии с характером их одаренности. Если они обнаруживают (по итогам занятий) адекватный уровень по меньшей мере в одном или в двух видах деятельности, то включаются в дополнительную программу. И только детей с серьезными физическими и сенсорными недостатками тестируют дополнительно и по стандартизированным тестам.

     Иллинойская модель. Набирается группа детей (22 человека) в возрасте от 3 до 5 лет, которые, по замыслу авторов, должны опережать сверстников по развитию интеллектуальных и творческих способностей. Процесс выявления детей разбит на три этапа: поиск, оценка и отбор.

     Поиск: примерно за месяц до проведения индивидуальных обследований проводится широкое оповещение родителей о том, что потенциально одаренные дети имеют возможность посещать группы для обучения по специальной программе.

     Оценка: процедура обследования построена таким образом, чтобы информация об уровне интеллектуального, творческого и психомоторного развития ребенка поступала из двух независимых источников - от родителей и от специалистов (психологов). Пока родители заполняют специальные опросники (используются варианты из проектов «Seattle» и «RAPYHT»), психологи тестируют ребенка. (Как правило, информацию о

18

результатах не сообщают родителям.)

     Отбор: заключительная стадия - отбор имеет двойную цель: подобрать учащихся, наиболее подходящих для обучения по данной программе; обеспечить участие в этой программе детей из разных социально-экономических слоев и расовых групп. Квалификационные характеристики, или критерии отбора: превышение стандартного отклонения в 2 раза по одному (любому) тесту; превышение стандартного отклонения в 1,5 раза или более по двум (любым) тестам; для детей из малообеспеченных семей достаточно превышения стандартного отклонения, равного 1 и выше по двум (любым) тестам. Окончательное решение о приеме принимает совет педагогов. Дети, показавшие необходимый квалификационный результат, но не включенные в группу, зачисляются в резервный состав. Они имеют право быть принятыми позже.

«Модель последовательной стратегии принятия решения» К.Хеллера.          Известный немецкий ученый, специалист в области обучения одаренных детей, К. Хеллер считает, что для практических педагогических и психологических целей наиболее пригодны многофакторные типологические модели одаренности. А процесс поиска таланта, по его мнению, требует поэтапного подхода, последовательной стратегии принятия решений.

     Выводы:

1.    Проблема детской одаренности носит комплексный характер и нуждается в комплексном подходе к ее решению. Особое значение для

развития детской  одаренности имеет диагностика, которая позволяет

выявлять одаренных  детей с помощью разнообразного диагностического

инструментария.

2.    Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью.

Выявление одаренных  детей необходимо связывать с  задачами специальной организации  обучения и развития, психологической  помощи ребенку в этих процессах.

3.    Сохранение и развитие одаренности – это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб.

 

 

 

 

 

19

ГЛАВА 2

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

     2.1 Методики изучения детской  одарённости

     Одними  из применяемых в педагогической практике для исследования личности диагностических процедур являются тесты интеллекта.

     Подобные  тесты представляют совокупность  заданий, выполнение которых не  требует специальных знаний, умений, навыков (как правило) и позволяет  оценить общий уровень интеллекта. Подобные задания должны быть неспецифичны по содержанию и культурно- инвариантны, т.е. независимы от культуры, в которой функционирует испытуемый. Каждый из подобных тестов основывается на какой- либо модели интеллекта.

     Один из  наиболее часто используемых тестов подобного типа:      прогрессивные матрицы Равенна.

     Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у младшего школьника. Здесь под наглядно- образным мышлением понимается такое мышление, которое связано с оперированием различными образами и наглядными представлениями при решении задач.

     Конкретные  задания, используемые для проверки  уровня развития наглядно- образное  мышление. В данной методике взяты  из известного теста Равенна.  Они представляют собой специальным образом подобранную выборку из 10-ти постепенно усложняющихся матриц Равенна.(приложение А)

     Ребёнку  предлагается серия из 10-ти постепенно  усложняющихся задач одинакового  типа: на поиск закономерностей  в расположении деталей на  матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого четырёхугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей её рисунку (данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребёнок должен указать ту из деталей (тот из 8-ми имеющихся внизу флажков), которая лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует её рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и горизонтали.

     На выполнение  всех этих заданий ребёнку  отводится 10 минут. По истечении  этого времени эксперимент прекращается  и определяется количество правильно  решённых матриц, а также общая сумма баллов,

20

 набранных ребёнком  за их решения. Каждая правильно решённая матрица оценивается в 1 балл.

     Полученные  данные были подвергнуты качественному  и количественному анализу.

     2.2 Результаты исследования

     Исследование  проводилось в непринуждённой  атмосфере. Большинство детей отвечало с большой охотой и с желанием продолжать занятие дальше. В диагностике принимало участие 15 человек.

     По истечении  времени эксперимент прекратился,  и было определено количество  правильно решённых матриц каждым  ребёнком, а также общая сумма  баллов, набранных каждым ребёнком за их решение.      (приложение Б)

     Выводы об уровне развития:

     10 баллов- очень высокий;

     8-9 баллов- высокий;

     4-7 баллов- средний;

     2-3 балла- низкий;

     0-1 балл- очень низкий.

     На основе  полученных данных была составлена диаграмма на которой видно какой уровень развития наглядно- образного мышления у детей. 

 

диаграмма 2.1

21

     Из диаграммы видно, что :

    -очень низкий уровень развития у 1 человека;

    -средний уровень  развития у 11 человек;

    -высокий уровень  развития у 2 человек;

    -очень высокий  уровень развития у 1 человека.

     Ребёнок с высокими показателями выполнил все задания спокойно, чётко, не уточняя полученную инструкцию. При этом он затратил меньше времени чем предлагалось в задании.

     Полученные данные могут быть использованы при изучении природы мышления, а также в диагностике при изучении способностей индивидов, при отборе одарённых и талантливых детей.

     Вывод:

диаграмма 2.2

     Нами в изучении одаренности подростков была опробована методика психодиагностики наглядно- образного мышления мышления «Матрица Равенна». 

     В целом  показатели уровня развития мышления  в изучаемом классе оказались  довольно средними (диаграмма 2.2): более 73% детей имеют средний уровень развития мышления, однако один ребёнок с очень высоким уровнем развития.

     Данная методика показала какой уровень развития мышления у детей и позволила выявить наиболее способного ребёнка.

        

22

2.3 Коррекционно- развивающая работа психолога

     Коррекционно-развивающая программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности детского (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учителя). Психолог на основе психологического обследования детей (психодиагностики) или психологического анализа какой-либо педагогической ситуации формулирует рекомендации. Эти рекомендации реализуются в работе с детьми педагогами и родителями при взаимодействии с психологом и при активной роли самого ребенка.

          При этом может идти работа как с самим ребенком по коррекции его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок.

     Коррекционная работа должна строиться не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. В школьном возрасте такой формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте эффективны такие коррекционно-развивающие программы, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность – изобразительную, игровую, литературную, трудовую и пр.

     Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективу развития. Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

 

23                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

     Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.

Информация о работе Работа психолога с одарёнными детьми