Некоторые аспекты работы с одаренными детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:34, реферат

Краткое описание

В настоящее время не может не беспокоить тот факт, что развитие одаренности у детей традиционно считается функцией прежде всего школы. В данной ситуации деятельность родителей сводится в основном к решению финансовых проблем образования, в том числе и развития детской одаренности.

Оглавление

Введение. 3
Некоторые аспекты работы с одаренными детьми в семье. 4
Основные подходы к обучению одаренных детей. 6
Учитель и одаренный ребенок. 7
Три школьных возраста и их значение для развития интеллекта. 8
Неравномерность хода возрастного развития как предпосылка различий в интеллекте. 9

Файлы: 1 файл

Некоторые аспекты работы с одаренными детьми в семье.doc

— 88.50 Кб (Скачать)
Министерство  образования и науки Российской Федерации

Департамент образования Вологодской области 

Вологодский педагогический колледж 
 
 
 

Реферат 
 

Некоторые аспекты работы с одаренными детьми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

по введению в социальную деятельность

студентки 1 курса гр.1 «Д»

Потупиной Юлии Михайловны 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вологда

2005

Оглавление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Практика  последних десятилетий показывает, что в нашей стране пока еще  не сложилась единая, четкая система  работы с одаренными детьми, объединяющая деятельность семьи и учреждений образования,  предполагающая их сотрудничество.

     В настоящее время не может не беспокоить тот факт, что развитие одаренности у детей традиционно считается функцией прежде всего школы. В данной ситуации деятельность родителей сводится в основном к решению финансовых проблем образования, в том числе и развития детской одаренности.

     Как показывают исследования, в отношении  семьи к одаренным детям, к  их развитию наблюдаются и другие ошибочные тенденции:

       - в семье детские способности принимаются как готовый саморазвивающийся дар, которым можно наслаждаться, пользоваться, не оказывая при этом необходимой помощи ребенку;

     - родители в погоне за успехами  забывают о том, что их ребенок  все еще дитя, и требуют от  него проявления высоких достижений во всех сферах деятельности;

     - родители пытаются ускорить развитие  незаурядного ребенка, предъявляя  к нему чрезмерные требования;

     - в семье игнорируется или подавляется  высокий уровень активности ребенка.

     Все это приводит к нарастанию дисгармоничности в отношениях между родителями и детьми, и одаренность ребенка становится испытанием.

     Цель: Выявить проблемы обучения и воспитания одаренных детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Некоторые аспекты работы с одаренными детьми в семье.

     В настоящее время родители и их дети нуждаются в помощи со стороны специалистов, имеющих педагогическое образование.

     Неслучайно  в отечественной и западной педагогике в качестве важнейшего принципа разработки и реализации программы развития одаренных детей рассматривается сотрудничество родителей и педагогов, оказание психолого-педагогической помощи семье в поиске приемлемых путей поддержки и развития высоких способностей детей, в поэтапном решении особых проблем воспитания их одаренности.

     В психолого-педагогической литературе утвердились следующие этапы  работы родителей с одаренными детьми, которая как обязательное условие предусматривает сотрудничество с педагогами школ, детских садов, со специалистами учреждений дополнительного образования:

     - поиск и выявление одаренности  у детей;

     - определение целей и задач развития детской одаренности;

     - определение содержания, форм и методов работы с незаурядными детьми;

     - организация конкретной работы  по развитию одаренности;

     - изучение и определение степени  развития одаренности у детей.

     Поиск и выявление одаренности у  детей – задача сложная, требующая психолого-педагогического просвещения родителей: ознакомления их с разнообразными методиками изучения личности ребенка, с признаками, видами одаренности.

     Как показывает опыт, до ознакомления с  признаками одаренности ребенка  родители бывают раздражены любознательностью детей, наказывают их за проявление «чрезмерного» интереса к чему-либо (тем более, если это связано с поломкой дорогостоящей игрушки или «пустым времяпрепровождением» - рисованием, пением и т.д.); детские фантазии, живое воображение (словесное «раскрашивание» детских фантазий) принимают за склонность к выдумкам, обману.    

      Психолого-педагогическое просвещение родителей в этой области позволяет изменить их позицию по отношению к незаурядным детям, гуманизировать взаимоотношения в семье: в своих детях они начинают обнаруживать признаки одаренности, обращаются за советами к педагогам и психологам, проявляют интерес к психолого-педагогической литературе, создают детям соответствующие условия. За последнее время выпущено немало психолого-педагогической литературы по проблеме развития одаренности в помощь педагогам и родителям. Опыт работы многих школ свидетельствует, что ознакомление родителей с содержанием таких изданий способствует оптимизации процесса развития детской одаренности в семье.

      Очень часто в выявлении одаренных  детей в семье родителям оказывают  помощь работники учреждения дополнительного  образования: художественных студий, музыкальных  школ, домов детского творчества и  т.д. важной задачей родителей является формирование у ребенка положительных мотивов – внутренних побудителей тем или иным видам деятельности, развивающим его одаренность. Очень важно убедить ребенка в его возможностях, пробудить у него веру в свои силы, показать значимость данных способностей в его развитии. В этом случае дети баз принуждения, самостоятельно, с желанием реализуют свои дарования. Такой подход родителей и педагогов позволяет ребенку постепенно освобождаться от синдрома избегания, маскировки своих возможностей.

      Последующие три этапа требуют проявления со стороны родителей особой гибкости, осторожности, психолого-педагогической грамотности. Например, определяя цели и задачи развития одаренности ребенка, необходимо обеспечить внутреннюю целостность становления его личности, связать их с генеральной целью воспитания – формированием гармоничной, здоровой, всесторонне развитой личности.

      Однобокость, односторонний подход к формированию личности ребенка приводит к развитию его интеллектуальных данных за счет деформирования других сфер, в первую очередь физической и духовной, и наоборот, чрезмерное внимание к спортивным показателям приводит к снижению интеллектуальной культуры. Неслучайно правильное определение целей и задач развития является важным показателем, критерием оптимизации воспитания ребенка.

      При определении  содержания, форм и  методов организации работы с  одаренными детьми родителям следует  помнить и о других критериях  оптимальности педагогического  процесса в семье: времени, отводимом  на разные виды деятельности, и отсутствие перегрузки детей и родителей. Как показывает опрос родителей, примерно 90% детей ложатся спать не раньше 23 часов. Практически все время у них уходит на выполнение домашних заданий по общеобразовательным дисциплинам. Такая перегрузка приводит к тому, что дети лишаются возможности заниматься любимыми делами, направленными на развитие и реализацию их способностей и интересов.

      Как показывают медико-биологические исследования и общение с детьми, это становится причиной замедления физического, психологического и духовного развития ребенка.

      В подобной ситуации очень важно помочь ребенку в рациональной организации  его деятельности (трудом, спортом, музыкой и т.д.). Родителям и  детям, например, следует знать, что  занятия музыкой способствуют развитию интеллекта.

      В оценки своей деятельности родители, не имеющие педагогического образования, испытывают трудности. Научить диагностировать результаты семейного воспитания – задача, прежде всего, педагогического коллектива того учреждения, где воспитывается ребенок. В этом родителям помогает также имеющаяся психолого-педагогическая литература, в которой предоставлены методики диагностирования.

      Можно сформулировать следующие рекомендации по работе с одаренными детьми:

    • Старайтесь увидеть в своих детях одаренность.
    • Поддерживайте способность ребенка к творчеству.
    • Проявляйте сочувствие к ранним неудачам и избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
    • Создайте психолого-педагогическую и материальную базу, необходимую ребенку в его поисках.
    • Будьте терпимы к «странным» идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка.
    • Не превращайте развитие ребенка в «парниковое выращивание», предоставляйте ему самостоятельность в творческих делах, занятиях.
    • Помогайте ребенку учиться строить свою систему ценностей.
    • Помогайте ребенку в решении проблем, возникающих в процессе деятельности, помогайте справиться с разочарованиями и сомнениями, объясните, что на многие его вопросы не всегда можно найти однозначный ответ.
    • Помогите ребенку научиться себя, свои возможности, способности, творчество.
    • С раннего возраста изучайте ребенка, выявляйте его возможности и помогает ребенку глубже познать себя.
    • Не допускайте неодобрительной оценки возможностей вашего ребенка, его творческих попыток со стороны взрослых и сверстников, защищайте его.
    • Создайте и поддерживайте для творчества атмосферу.
    • Используйте в общении с детьми примеры из жизни людей, достигших высоких результатов в своем развитии.
    • Сотрудничайте с педагогами. Они помогут вам в решении проблем развития вашего ребенка.
    • Изучайте специальную литературу по развитию одаренности у детей.
    • Используйте в своей работе традиции народной педагогики, опыт предков.
    • Помогите вашему ребенку увидеть одаренность в других детях. Это позволит ему избежать эгоистической направленности, убережет от формирования комплекса исключительности, научит понимать других, сочувствовать им.
    • Старайтесь развить все сферы жизнедеятельности ребенка, не замыкайте его только в одном виде деятельности, направленном на совершенствование его одаренности.
    • Искусственно не ускоряйте развитие ребенка. Не требуйте от него быстрых, непосильных достижений высоких результатов. Помните: миром правит мир.
    • Участвуйте в творческом поиске ребенка, сотрудничайте с ним.
    • Систематически, педагогически грамотно помогайте ребенку оценивать свои успехи и неудачи, выявлять их причины.

Основные  подходы к обучению одаренных  детей.

         В настоящее время в мировой  практике существуют, по крайней  мере, три основных подхода к  решению проблемы обучения и  развития одаренных детей.

       Самый простой путь решения проблемы, не требующих каких-либо специальных усилий и затрат на разработку и осуществление программ обучения, - это ускорения обучения.

       Ускорение обучения позволяет учесть лишь одну особенность одаренного ребенка  – быстрое интеллектуальное развитие и решить лишь одну проблему, связанную с ней, - избежать скуки и отсутствие интереса к учению, неизбежно возникающие как только такой ребенок приходит в школу.

       Кроме того, возникают новые проблемы, связанные с ранним завершением  школьного обучения и «выходом»  ребенка из среды сверстников. «Выхождение» такого подростка во взрослую жизнь далеко не всегда завершается для него успешно, часто приводит к эмоциональным срывам, трудностям в общении с людьми и т.п.

       Другое  направление связано с изменением и обогащением содержания обучения. Это путь углубленного изучения отдельных предметов и целых научных областей, позволяющий детям с высоким уровнем способностей продвигаться в освоении интересующих их предметов и проблем. Этот подход содержит в себе большие и еще нереализованные в полной мере возможности, но имеет также и недостатки. Основной недостаток заключается в том, что этот путь обучения одаренных детей ориентирован на развитие интеллекта ребенка и компетентности в одной или нескольких областях научного знания. Кроме того, этот подход таит в себе опасность слишком ранней специализации интересов ребенка и одностороннего развития.

       Третий  путь решения проблемы связан с пересмотром  и изменением самих целей обучения. В этом случае задача развития творческой личности и мышления выступает в качестве центральной и, исходя из этого, перестраивается содержание обучения и круг тех умений и навыков, которым необходимо обучать ребенка. Этот подход к обучению одаренных детей признан в мировой психологии и педагогике как наиболее перспективный и приоритетный.

Учитель и одаренный ребенок.

      Работая с учителями, которые учат или  хотят учить детей с высокими интеллектуальными и творческими  способностями, мы провели небольшое исследование. Анонимно заполняя анкету, учителя должны были перечислить три самых важных качества, которыми должен обладать учитель, работающий с ними. Кроме того, вопросы анкеты касались требовавшей, которым должна , по их мнению, удовлетворять программа обучения для одаренных детей, и, наконец, того, с какими детьми им хотелось бы работать больше всего.

Информация о работе Некоторые аспекты работы с одаренными детьми