Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:34, реферат
В настоящее время не может не беспокоить тот факт, что развитие одаренности у детей традиционно считается функцией прежде всего школы. В данной ситуации деятельность родителей сводится в основном к решению финансовых проблем образования, в том числе и развития детской одаренности.
Введение. 3
Некоторые аспекты работы с одаренными детьми в семье. 4
Основные подходы к обучению одаренных детей. 6
Учитель и одаренный ребенок. 7
Три школьных возраста и их значение для развития интеллекта. 8
Неравномерность хода возрастного развития как предпосылка различий в интеллекте. 9
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Департамент
образования Вологодской Вологодский
педагогический колледж Реферат Некоторые
аспекты работы с одаренными детьми. по введению в социальную деятельность студентки 1 курса гр.1 «Д» Потупиной
Юлии Михайловны Вологда 2005 |
Оглавление.
Практика
последних десятилетий
В настоящее время не может не беспокоить тот факт, что развитие одаренности у детей традиционно считается функцией прежде всего школы. В данной ситуации деятельность родителей сводится в основном к решению финансовых проблем образования, в том числе и развития детской одаренности.
Как показывают исследования, в отношении семьи к одаренным детям, к их развитию наблюдаются и другие ошибочные тенденции:
- в семье детские способности принимаются как готовый саморазвивающийся дар, которым можно наслаждаться, пользоваться, не оказывая при этом необходимой помощи ребенку;
-
родители в погоне за успехами
забывают о том, что их
-
родители пытаются ускорить
-
в семье игнорируется или
Все это приводит к нарастанию дисгармоничности в отношениях между родителями и детьми, и одаренность ребенка становится испытанием.
Цель:
Выявить проблемы обучения и воспитания
одаренных детей.
В настоящее время родители и их дети нуждаются в помощи со стороны специалистов, имеющих педагогическое образование.
Неслучайно
в отечественной и западной педагогике
в качестве важнейшего принципа разработки
и реализации программы развития
одаренных детей
В психолого-педагогической литературе утвердились следующие этапы работы родителей с одаренными детьми, которая как обязательное условие предусматривает сотрудничество с педагогами школ, детских садов, со специалистами учреждений дополнительного образования:
- поиск и выявление одаренности у детей;
- определение целей и задач развития детской одаренности;
- определение содержания, форм и методов работы с незаурядными детьми;
- организация конкретной работы по развитию одаренности;
-
изучение и определение
Поиск и выявление одаренности у детей – задача сложная, требующая психолого-педагогического просвещения родителей: ознакомления их с разнообразными методиками изучения личности ребенка, с признаками, видами одаренности.
Как показывает опыт, до ознакомления с признаками одаренности ребенка родители бывают раздражены любознательностью детей, наказывают их за проявление «чрезмерного» интереса к чему-либо (тем более, если это связано с поломкой дорогостоящей игрушки или «пустым времяпрепровождением» - рисованием, пением и т.д.); детские фантазии, живое воображение (словесное «раскрашивание» детских фантазий) принимают за склонность к выдумкам, обману.
Психолого-педагогическое просвещение родителей в этой области позволяет изменить их позицию по отношению к незаурядным детям, гуманизировать взаимоотношения в семье: в своих детях они начинают обнаруживать признаки одаренности, обращаются за советами к педагогам и психологам, проявляют интерес к психолого-педагогической литературе, создают детям соответствующие условия. За последнее время выпущено немало психолого-педагогической литературы по проблеме развития одаренности в помощь педагогам и родителям. Опыт работы многих школ свидетельствует, что ознакомление родителей с содержанием таких изданий способствует оптимизации процесса развития детской одаренности в семье.
Очень
часто в выявлении одаренных
детей в семье родителям
Последующие три этапа требуют проявления со стороны родителей особой гибкости, осторожности, психолого-педагогической грамотности. Например, определяя цели и задачи развития одаренности ребенка, необходимо обеспечить внутреннюю целостность становления его личности, связать их с генеральной целью воспитания – формированием гармоничной, здоровой, всесторонне развитой личности.
Однобокость, односторонний подход к формированию личности ребенка приводит к развитию его интеллектуальных данных за счет деформирования других сфер, в первую очередь физической и духовной, и наоборот, чрезмерное внимание к спортивным показателям приводит к снижению интеллектуальной культуры. Неслучайно правильное определение целей и задач развития является важным показателем, критерием оптимизации воспитания ребенка.
При определении содержания, форм и методов организации работы с одаренными детьми родителям следует помнить и о других критериях оптимальности педагогического процесса в семье: времени, отводимом на разные виды деятельности, и отсутствие перегрузки детей и родителей. Как показывает опрос родителей, примерно 90% детей ложатся спать не раньше 23 часов. Практически все время у них уходит на выполнение домашних заданий по общеобразовательным дисциплинам. Такая перегрузка приводит к тому, что дети лишаются возможности заниматься любимыми делами, направленными на развитие и реализацию их способностей и интересов.
Как
показывают медико-биологические
В подобной ситуации очень важно помочь ребенку в рациональной организации его деятельности (трудом, спортом, музыкой и т.д.). Родителям и детям, например, следует знать, что занятия музыкой способствуют развитию интеллекта.
В оценки своей деятельности родители, не имеющие педагогического образования, испытывают трудности. Научить диагностировать результаты семейного воспитания – задача, прежде всего, педагогического коллектива того учреждения, где воспитывается ребенок. В этом родителям помогает также имеющаяся психолого-педагогическая литература, в которой предоставлены методики диагностирования.
Можно сформулировать следующие рекомендации по работе с одаренными детьми:
В настоящее время в мировой практике существуют, по крайней мере, три основных подхода к решению проблемы обучения и развития одаренных детей.
Самый простой путь решения проблемы, не требующих каких-либо специальных усилий и затрат на разработку и осуществление программ обучения, - это ускорения обучения.
Ускорение обучения позволяет учесть лишь одну особенность одаренного ребенка – быстрое интеллектуальное развитие и решить лишь одну проблему, связанную с ней, - избежать скуки и отсутствие интереса к учению, неизбежно возникающие как только такой ребенок приходит в школу.
Кроме того, возникают новые проблемы, связанные с ранним завершением школьного обучения и «выходом» ребенка из среды сверстников. «Выхождение» такого подростка во взрослую жизнь далеко не всегда завершается для него успешно, часто приводит к эмоциональным срывам, трудностям в общении с людьми и т.п.
Другое
направление связано с
Третий путь решения проблемы связан с пересмотром и изменением самих целей обучения. В этом случае задача развития творческой личности и мышления выступает в качестве центральной и, исходя из этого, перестраивается содержание обучения и круг тех умений и навыков, которым необходимо обучать ребенка. Этот подход к обучению одаренных детей признан в мировой психологии и педагогике как наиболее перспективный и приоритетный.
Работая
с учителями, которые учат или
хотят учить детей с высокими
интеллектуальными и
Информация о работе Некоторые аспекты работы с одаренными детьми