Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:34, реферат
В настоящее время не может не беспокоить тот факт, что развитие одаренности у детей традиционно считается функцией прежде всего школы. В данной ситуации деятельность родителей сводится в основном к решению финансовых проблем образования, в том числе и развития детской одаренности.
Введение. 3
Некоторые аспекты работы с одаренными детьми в семье. 4
Основные подходы к обучению одаренных детей. 6
Учитель и одаренный ребенок. 7
Три школьных возраста и их значение для развития интеллекта. 8
Неравномерность хода возрастного развития как предпосылка различий в интеллекте. 9
Для ответа на последний вопрос учителям предлагалось выбрать десять качеств (из сорока восьми предложенных), которыми должны обладать эти дети.
В списке характеристик были представлены интеллектуальные, творческие, поведенческие, нравственные и характерологические проявления личности. Анализ результатов исследования показал, что в качестве самых важных характеристик одаренных детей учителя выделяют следующее: любознательность, хорошие способности к обучению и, наконец, хорошую память, развитую речь или обширный кругозор.
Широкий кругозор, глубокое знание своего предмета и терпение рассматриваются как важнейшие качества, которыми должен обладать учитель, работающий с одаренными детьми? Наконец, обобщенный портрет ученика, с которым хотели бы работать учителя, выглядит следующим образом (характеристики перечисляются в порядке убывания их «популярности», т.е. количества выборов среди 40 учителей, участвующих в исследовании):
Легко заметить, что все перечисленные результаты объединяет одна особенность – недостаточная ориентация или недооценка учителем «наиболее общей характеристики всех выдающихся людей» - тяга к творчеству. Учителя отдают явное предпочтение интеллектуальным особенностям ребенка, ориентируясь скорее на его знания и возможности усвоения, чем на творческие способности. Высокий процент выборов отличается и в отношении тех качеств, которые характеризуют «беспроблемного» ученика, но ничего не говорят о его творческих наклонностях и познавательных потребностях. В качествах, описывающих портрет «желаемого» ученика, лишь одно – «изобретательный» - характеризует собственно творческие возможности. Такие характеристики ребенка, как «необычный», «независимый», «непредсказуемый», не попали в число «популярных». Интересно отметить, что и в число важнейших качеств, которыми должен обладать учитель, работающий с одаренными детьми, также не попали особенности, характеризующие его как творческую личность и человека, способного увидеть и оценить нестандартность мышления ребенка. Такое недопонимание и недооценка самого главного звена в развитии одаренного ребенка не позволяет надеется на успех программы обучения, сколько бы хорошо она не была приспособлена к потребностям и возможностям одаренных школьников. Поэтому выбору и осуществлению программ для обучения одаренных детей должен предшествовать отбор и обучение учителей, претворяющих на практике идеи образования растущих талантов.
Детский возраст.
Ученики вторых, как и первых классов – дети в возрасте 7 -9 лет – нуждаются в покровительстве старших, следование указаниям учительницы для них в высшей степени естественно. Для них велик, несомненен учительский авторитет. Они довольно легко или даже охотно приобщаются к общему порядку и дисциплине (дельные случаи иного поведения не могут заслонить характерной для этого возраста податливости воздействия педагога). Им присуще по-своему очень ответственное отношение к занятиям.
Такие психологически особенности, как вера в истинность всего, чему учат, подражания, доверчивая исполнительность, являются важной предпосылкой начального обучения в школе, представляют собой как бы залог обучаемости и воспитуемости. С этими особенностями связан процесс быстрого приобщения детей к культуре, к её исходным элементам. Младший школьный возраст, начальные годы собственного учения – это период усвоения по преимуществу.
Острота, подвижность восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, быстрота привыкания создают благоприятнейшей условия для обогащения и развития психики.
Начальный школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Подражаемость многих действий и высказываний – очень важное условие умственного развития в эти годы. Повышенная впечатлительность, внушаемость младших школьников, направленность их умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают по-своему благоприятные условия для обогащения и развития психики. Каждое из отмеченных свойств выступает у младших школьников главным образом своей положительной стороной, и в этом неповторимое своеобразие данного возраста.
Подростковый возраст.
Дети, вступившие в подростковый возраст, далеко не всегда умеют управлять своей энергией и правильно её использовать. Но, пожалуй, никакой другой возраст не несет с собой такой непосредственной потребности испытать свои крепнущие силы и безоглядной готовности действовать.
Дети среднего школьного возраста расположены отстаивать свое право на жизнерадостное легкомыслие.
Доля учеников средних классов учебные занятия стали в значительной мере будничным и даже не самым важным делом. Их усложняющие разнообразные дела и действия вместе со сверстниками, внеклассные и внешкольные занятия, проходящие совсем в другой форме, чем уроки, новые возможности времяпрепровождения, которые впервые становятся им доступны, - все это не может не сказываться на отношении к обычным занятиям в школе.
Средний школьный возраст – годы становления самостоятельности. Вряд ли в каком-нибудь другом возрасте можно наблюдать такое безответственное, немотивированное и жестокое отношение к взрослым.
Ранняя юность.
Учащиеся девятых классов именно теперь, а не когда-то в дальнейшем хотят не упустить чего-нибудь интересного, достигать успехов.
Существенное значение имеет возрастная зрелость волевой сферы: старшеклассники уже могут длительно напрягать усилия, не посовать перед трудностями, сознательно преодолевать препятствия.
Чрезмерность
притязаний может проводить к
своеобразному разладу с
Возраст ранней юности – нередко пора наибольшей застенчивости.
В пору ранней юности ярко проявляются расширение и углубление связей с людьми, подъем нравственных чувств и потребность в сознательной саморегуляции, в самовоспитании.
Школьники старших классов живут главным образом настоящим, но предчувствие будущего и готовность к нему заметно окрашивают их поведение.
Как видно из представленных материалов, у второклассников (8-9 лет) повышенная восприимчивость, доверчивая готовность усваивать новое, вера в истинность всего, чему учат, представляют собой подлинный залог обучаемости и воспитуемости и тем самым развития интеллекта. Иные особенности выступают, на первый план у шестиклассников (12-13 лет). Их возрастная самостоятельность, настойчивая энергия и широта склонностей с новой стороны открывают путь к развитию способностей.
У девятиклассников (15-16 лет) очень заметны новый уровень анализа и синтеза в умственной работе, черты как «мыслительного», так и «художественного» типов, обострения нравственной чувствительности, а также расположенность к самовоспитанию, что и содействует многостороннему развитию интеллекта.
Проведенные наблюдения, позволяет констатировать главное: школьников младших, средних и старших классов отличает своеобразие их умственных возможностей; и такого рода возрастные особенности могут быть отнесены к предпосылкам становления общих способностей, к возрастным факторам одаренности.
Наблюдения за одними и теми же учениками в разные годы, а также сведения, получаемые от педагогов и родителей об изменениях, которые происходили с ними на протяжении школьной жизни, часто привлекали внимание к случаям неравномерности хода возрастного умственного развития – убыстрению или замедлению неожиданным подъемам или задержкам.
Это можно сравнить с ходом физического созревания, с ростом длины тела: одни дети быстро вырастают, а затем их рост задерживается, другие растут медленно, но более равномерно, третьи вначале плохо растут, а потом вдруг вытягиваются; интенсивный рост происходит у разных детей в разные периоды их жизни. Вместе с тем, как известно, существует средний, наиболее обычный рост, отличающий детей того или иного возраста. Это, конечно, лишь аналогия. Понятно, что на психическое развитие можно в очень большой мере влиять, оно зависит от социальной среды, от учебно-воспитательных воздействий. Но все же и здесь сказывается генетическая обусловленная неравномерность хода возрастного созревания.
Не приходится сомневаться, что и в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания на протяжении ряда лет обнаруживаются индивидуальные различия в темпе и равномерности развития, в том, как происходит переход от одного возрастного периода к другому, как влияют новые возрастные особенности на проявления интеллекта между соучениками – ровесниками нередко изменяется от возраста к возрасту, т.е. может быть связана с ходом возрастных изменений.
Перед
лицом сложности проблем
Рассмотрим разные варианты возрастных изменений и их значение для становления общих умственных способностей на примерах школьников из трех описанных выше возрастных групп.
В младшем школьном возрасте выделяются ученики с необычно быстрым, стремительным развитием интеллекта, начинающимся еще в дошкольные годы. Крайние случаи такого рода – вундеркинды.
В средних классах различия между подростками по уровню общих умственных способностей менее выразительны, но при этом достаточно определенно проявляются признаки своеобразие ума, обусловленные относительной ускоренностью или замедленностью хода развития. В старших классах нередко обнаруживается неожидавшийся подъем, расцвет интеллекта у некоторых учеников. Все это – разные варианты неравномерности хода развития.
Информация о работе Некоторые аспекты работы с одаренными детьми