Управление оборотными средствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

В свою очередь, эффективное управление оборотным капиталом (оборотные активы минус краткосрочные обязательства) ведет к увеличению доходов и снижает риск дефицита денежных средств компании. С помощью оптимального управления денежными средствами, дебиторской задолженностью и товарно-материальными запасами предприятие может максимизировать норму прибыли и минимизировать свою ликвидность и коммерческий риск. Сумма, инвестируемая в каждую из позиций оборотных активов, может ежедневно изменяться и должна тщательно контролироваться для обеспечения наиболее продуктивного использования денежных средств.

Оглавление

Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы управления и использование оборотных средств на предприятии 5
1.1. Понятие, сущность, состав, структура оборотных средств и источники их формирования 5
1.2. Показатели эффективности управления оборотными средствами предприятия 14
1.3. Влияние факторов на размер оборотных средств предприятия 17
2 Организация управления оборотными средствами на примере ОАО «НАТАЛИ» 21
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия 21
2.2. Управление основными элементами оборотных средств 26
2.3.Оценка эффективности использования оборотных средств предприятия 29
3 Направления совершенствования организации управления оборотными средствами предприятия ОАО «НАТАЛИ» 36
Заключение 55
Список использованной литературы 59
Приложение А 61

Файлы: 1 файл

Управление оборотными средствами.doc

— 1.05 Мб (Скачать)
  • готовая продукция возрастает по мере завершения производственного цикла;
  • возможность ажиотажного спроса;
  • сезонные колебания;
  • залежалые и неходовые товары.

    Система поставки "точно в срок" (just-in time) может быть эффективной, если:

  • имеется хорошая система информационного обеспечения;
  • поставщики располагают хорошими системами контроля качества и поставки;
  • имеется отлаженная система управления запасами в компании.

    Эффективная система взаимоотношения с покупателями подразумевает:

  • качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит;
  • определение оптимальных кредитных условий;
  • четкую процедуру предъявления претензий;
  • контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.

    Эффективная система администрирования подразумевает:

  • регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции, объему задолженности, срокам погашения и др.;
  • минимизацию временных интервалов между моментами завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов;
  • направление платежных документов по надлежащим адресам;
  • аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты;
  • четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.

    Золотое правило управления кредиторской задолженностью состоит в максимально возможном увеличении срока погашения задолженности без ущерба для сложившихся деловых отношений. Значительность денежных средств и их эквивалентов определяется тремя причинами: рутинность (необходимость денежного обеспечения текущих операций), предосторожность (необходимость погашения непредвиденных платежей), спекулятивность (возможность участия в непредвиденном выгодном проекте). Эффективное управление денежными средствами тесно взаимосвязано с системой взаимоотношений с банками. Финансовый цикл, характеризующий время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота, является важной характеристикой финансового менеджмента. Анализ движения денежных средств позволяет определить сальдо денежного потока в результате текущей, инвестиционной, финансовой деятельности и прочих операций. Прогнозирование денежного потока связано с оценкой основных факторов: объема реализации, доли выручки за наличный расчет, величины дебиторской и кредиторской задолженности, величины денежных расходов и др.

    Оборотные средства торговых предприятий призваны обеспечивать непрерывное их движение на всех стадиях кругооборота с тем, чтобы удовлетворять потребности  предприятия в денежных и материальных ресурсах, обеспечивать своевременность  и полноту расчетов, повышать эффективность использования оборотных средств.

    Поскольку оборотные средства включают как  материальные, так и денежные ресурсы, от их организации и эффективности  использования зависит финансовая устойчивость предприятия.

2 Организация управления  оборотными средствами на примере           ОАО «НАТАЛИ»

2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия

 

    Торговое  открытое акционерное общество «НАТАЛИ» (в дальнейшем - Общество) было создано 5 ноября 1996 года путем преобразования государственного предприятия в соответствии с законодательством об акционерных обществах, о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.

    Учредителем Общества является Минский горисполком.

    Общество  является коммерческой организацией - юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак /знак обслуживания/, расчетный и иные счета в учреждениях банков.

    Юридический адрес: Республика Беларусь, 224023 Минск, ул. Нестерова, 42.          

      Основными целями деятельности  ОАО «НАТАЛИ» является реализация  товаров народного потребления  посредством розничной торговли.

    ОАО «НАТАЛИ» вправе самостоятельно  определять направление хозяйственной деятельности в зависимости от конъюнктуры  рынка.

    Участники ОАО «НАТАЛИ» имеют права:

    а) участвовать в получении прибыли  от деятельности предприятия;

    б) получать долю в имуществе ОАО  «НАТАЛИ» при его ликвидации;

    в) получать  информацию о деятельности предприятия, в том числе знакомится с данными бухгалтерского учета, отчетностями и другими документацией, связанной с деятельностью ОАО «НАТАЛИ».

    Имущество ОАО «НАТАЛИ» составляют основные фонды  и оборотные средства, а также  иные ценности, стоимость которых  отражается в самостоятельном балансе  торгового предприятия.

    Формирование  имущества ОАО «НАТАЛИ» осуществляется за счет источников:

  • денежные и материальные взносы участников;
  • доходы, полученные от реализации работ, услуг;
  • доход от ценных бумаг;
  • кредиты  банков и других кредиторов;
  • безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий и граждан;
  • иные источники, незапрещенные законодательством Республики Беларусь.

    Из  прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после расчетов с  бюджетом по нормативам, установленным  Собранием участников ОАО «НАТАЛИ» выплачиваются дивиденды участникам ОАО «НАТАЛИ» и формируются следующие фонды:

  • накопления;
  • потребления;
  • резервный;
  • иные фонды в соответствии с решением собрания участников.

    Резервный фонд ОАО «НАТАЛИ» должен составлять  не меньше 15% уставного фонда ОАО «НАТАЛИ».

    ОАО «НАТАЛИ» самостоятельно планирует  свою деятельность и определяет перспективы  развития исходя из спроса на товары народного  потребления.

    Основную  деятельность предприятия составляют договоры, заключенные с потребителями  товаров народного потребления и поставщиками материально-технических ресурсов.

    Отношения предприятия ОАО «НАТАЛИ» с организациями  во всех сферах хозяйственной деятельности строятся на основе договоров.

    Предприятие реализует товары народного потребления  по ценам и тарифам, предусмотренным законодательством Республики Беларусь.

    Бухгалтерский учет и статистическую отчетность ОАО  «НАТАЛИ» ведет в установленном  порядке, предоставляет данные в  налоговую инспекцию и несет  ответственность за их достоверность.

    ОАО «НАТАЛИ» является отдельно стоящим зданием. Его расположение и планировка достаточно удобна. Общая площадь магазина составляет  1233 м2, в том числе торговая площадь занимает 775 м2. На ней размещены 22 торговые секции. В ОАО «НАТАЛИ» используются прогрессивные методы обслуживания, такие как самообслуживание, что позволяет расширить ассортимент и увеличить товарооборот предприятия. Все секции укомплектованы системой по защите товаров от краж, что позволило разместить в одной секции большее количество товара. Увеличение площадей позволило расширить ассортимент.

    На  предприятии предлагается ряд дополнительных услуг: справочное бюро, пункт обмена валюты, пошив штор с выездом дизайнера, раскрой тканей,  подбор очков, ремонт часов, фото услуги, кафе-ресторан, стол упаковки.

    ОАО «НАТАЛИ» - предприятие розничной торговли, предназначенное для продажи товаров населению. Основными задачами этого предприятия являются:

    - удовлетворение спроса населения,  как по ассортименту, так и  по качеству товаров;

    - организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.

    Цель  коммерческой деятельности торгового  предприятия – получение прибыли.

    По  масштабу деятельности ОАО «НАТАЛИ» можно отнести к крупным розничным  торговым предприятиям (среднесписочная  численность работников 166 человек).

    По  товарной специализации ОАО «НАТАЛИ» – универсальное торговое предприятие, располагает универсальным ассортиментом  товаров.

    По  методу обслуживания покупателей предприятие  применяет как самообслуживание, так и торговлю через прилавок.

    Так как ОАО «НАТАЛИ» занимается реализацией  продуктов питания, то среди покупателей  присутствуют практически все группы (слои) населения.

    Прибыль, остающаяся у Общества после уплаты налогов и других платежей в бюджет в соответствии с действующим законодательством, поступает в полное его распоряжение и направляется на:

    - развитие материально-технической  базы;

    - пополнение собственных оборотный  средств;

    - социальное развитие трудового коллектива;

    - создание резервного фонда.

    Порядок, размеры и цели на которые используется чистая прибыль определяются Обществом самостоятельно.

      За 2008 год ОАО «НАТАЛИ» реализовано товаров по общему объему в сумме 4358511 тыс. руб, прирост в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года - 18,9%. В разрезе отчётных периодов рост  товарооборота по общему объёму отражён в таблице 2.1. 

Таблица 2.1 - Объем товарооборота ОАО «НАТАЛИ» за 2007-2008 гг.

Отчетные  периоды 2007 год 2008 год 
 
темп  роста %
в действ ценах, в сопост. цен в действ в сопост.
Товарооборот 2429766 4358511 2888727 179,3 118,9 

Источник: собственная разработка на основе данных по предприятию 

    Из  данных таблицы 2.1 видно, что в 2008 году товарооборот   ОАО «НАТАЛИ» увеличился как в действующих, так и в сопоставимых ценах. ОАО «НАТАЛИ» работает на долговременных договорах с 78 предприятиями-изготовителями Республики Беларусь и 194 предприятиями других форм собственности. За 2008 год получено товаров в сумме 5031 млн. руб. (в сопоставимых ценах - 3335 млн. руб.) или на 8,9% больше, чем в 2007) Удельный вес продаж в поступлении товаров дан в таблице 2.2. 

Таблица 2.2 - Удельный вес продаж в поступлении товаров ОАО «НАТАЛИ» за 2007-2008 гг.

Периоды 2007 год  
 
2008г 2008г %%
поступление продажа уд. вес продаж уд. вес продаж откл + - по   удельному весу 
 
1. 1-ый квартал 978,8 783,2 80,0 73,9 +6,1
3. 2-ой квартал 1332.5 1164,3 87,4 90.3 -2,9
 
 
ИТОГО: 2311,3 1947.5 84,2 79.3 +4,9

Информация о работе Управление оборотными средствами