Управление оборотными средствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

В свою очередь, эффективное управление оборотным капиталом (оборотные активы минус краткосрочные обязательства) ведет к увеличению доходов и снижает риск дефицита денежных средств компании. С помощью оптимального управления денежными средствами, дебиторской задолженностью и товарно-материальными запасами предприятие может максимизировать норму прибыли и минимизировать свою ликвидность и коммерческий риск. Сумма, инвестируемая в каждую из позиций оборотных активов, может ежедневно изменяться и должна тщательно контролироваться для обеспечения наиболее продуктивного использования денежных средств.

Оглавление

Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы управления и использование оборотных средств на предприятии 5
1.1. Понятие, сущность, состав, структура оборотных средств и источники их формирования 5
1.2. Показатели эффективности управления оборотными средствами предприятия 14
1.3. Влияние факторов на размер оборотных средств предприятия 17
2 Организация управления оборотными средствами на примере ОАО «НАТАЛИ» 21
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия 21
2.2. Управление основными элементами оборотных средств 26
2.3.Оценка эффективности использования оборотных средств предприятия 29
3 Направления совершенствования организации управления оборотными средствами предприятия ОАО «НАТАЛИ» 36
Заключение 55
Список использованной литературы 59
Приложение А 61

Файлы: 1 файл

Управление оборотными средствами.doc

— 1.05 Мб (Скачать)

    Заемные средства представляются в основном в форме банковского кредита  для покрытия дополнительной потребности  в ресурсах с целью образования  сезонных запасов, а также для других временных нужд. Они выделяются на определенный срок, после чего возвращаются банку; имеют строго целевое направление, т.е. используются для оплаты тех товаров и затрат, на которые была выдана ссуда.

1.2. Показатели эффективности управления оборотными средствами предприятия

 

    Одна  из важных задач управления оборотными средствами — повышение эффективности  их использования и прежде всего  путем ускорения оборачиваемости. Эффективность расходования оборотных  средств, составляющих преобладающую  часть всех финансовых средств, оказывает непосредственное влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности — прибыль и рентабельность.

    Чем быстрее оборачиваемость оборотных  средств, тем меньше потребность  в кредитах, соответственно меньше издержки, больше прибыль за счет снижения расходов за пользование банковскими кредитами, по хранению запасов и др. Поэтому повышение эффективности использования оборотных средств имеет важное экономическое значение для каждого предприятия

    Эффективность использования оборотных средств характеризуют следующие показатели:

    1. Оборачиваемость оборотных средств,  измеряемая продолжительностью одного оборота в днях и количеством оборотов оборотных средств за анализируемый период (коэффициент оборачиваемости). Оборачиваемость оборотных средств в днях Од определяется по формуле:

                                     Од = Со/То                     (1.3)  

    где Со — средний остаток оборотных  средств за анализируемый период, тыс. р.;                                             

    То  — однодневный розничный товарооборот по себестоимости, тыс. р.

    Оборачиваемость в днях характеризует среднюю  продолжительность одного оборота оборотных средств в днях, т. е. среднее время превращения их из денежной формы в товарную и из товарной в денежную.

    Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Ко) может быть исчислен двумя способами по формулам:

                             Ко = Тф/Со   и   Ко = t/Од               (1.4)

    где Тф — фактический товарооборот за анализируемый период по себестоимости;

    t — количество дней в анализируемом периоде;

    Од  — оборачиваемость оборотных средств, дн.;

    Со  — средний остаток оборотных  средств в анализируемом периоде, тыс. р.

    2. Коэффициент эффективности использования оборотных средств, исчисляемый как отношение суммы прибыли к средней сумме оборотных средств за анализируемый период;

                                    Кэ = П/Со                           (1.5)

    где П — прибыль.

    Этот  показатель характеризует величину прибыли, полученную на единицу оборотных средств.

    3. Коэффициент фондоотдачи, исчисляемый по следующей формуле:

    Кф.о. = Тр/Со

    где Т — фактический товарооборот в розничных ценах.

    Характеризует величину товарооборота, полученную на рубль оборотных средств.

    4. Коэффициент фондоемкости (загрузки) оборотных средств (Kз) определяется по формуле:

                                    Кз = Со/Тф.                          (1.6)

    Он  показывает величину оборотных средств, приходящуюся на рубль товарооборота. Чем меньше коэффициент загрузки, тем выше эффективность использования оборотных средств, меньше потребность в них.

    Из  перечисленных показателей наиболее широко применяется на практике показатель оборачиваемости оборотных средств, поскольку от нее зависит потребность в оборотных средствах. Замедление оборачиваемости оборотных средств приводит к дополнительному вовлечению оборотных средств, ускорение обеспечивает высвобождение из оборота оборотных средств и уменьшает потребность в оборотных средствах.

    В результате ускорения оборачиваемости  определенная сумма оборотных средств  предприятий торговли высвобождается. Высвобождение может быть абсолютным и относительным.

    Абсолютное  высвобождение оборотных  средств имеет место тогда, когда фактические остатки оборотных средств меньше норматива или остатков оборотных средств за предшествующий (базовый) период при сохранении или увеличении объема реализации за этот период. Ранее, при централизованной системе управления высвободившиеся из оборота средства передавались вышестоящей организации. С проведением приватизации и акционирования абсолютно высвободившиеся оборотные средства могут быть направлены самим предприятием на дальнейшее расширение производства, освоение новых видов изделий, улучшение системы снабжения и сбыта и другие меры по совершенствованию предпринимательской деятельности.[22, с. 156]

    Относительное высвобождение оборотных  средств имеет место в тех случаях, когда ускорение оборачиваемости оборотных средств происходит одновременно с ростом выручки от реализации на предприятии торговли.

    Высвобожденные  при этом средства не могут быть изъяты из оборота, так как находятся  в запасах товарно-материальных ценностей, обеспечивающих рост выручки. Относительное и абсолютное высвобождение оборотных средств имеет единую экономическую основу и значение, ибо означает для хозяйствующего субъекта дополнительную экономию средств.

    Ускорение оборачиваемости оборотных средств  и высвобождение в результате этого оборотных средств в любой форме позволяет предприятию торговли направлять их по своему усмотрению на развитие предпринимательской деятельности и обойтись без привлечения  дополнительных финансовых ресурсов и выражается в виде формулы:

    Yотн = Ton(dn – do)/D             (1.7)

    Где Ton -однодневный товарооборот по себестоимости, 

    (dn – do) -отклонение фактической оборачиваемости за анализируемый период от плановой или от оборачиваемости за соответствующий период прошлого года.

    На  изменение оборачиваемости оборотных средств оказывают влияние прежде всего два важнейших фактора: динамика объема розничного товарооборота и средних остатков оборотных средств.

    Для расчета влияния этих факторов необходимо определить условную (скорректированную) оборачиваемость исходя из средней суммы оборотных средств за анализируемый период и товарооборота по плану или за прошлый период.

    Результат сравнения условной оборачиваемости  с оборачиваемостью по плану или за прошлый год показывает влияние изменения суммы оборотных средств на их оборачиваемость при прочих равных условиях.

    Важнейшими  условиями ускорения оборачиваемости  товаров являются улучшение коммерческой работы и формирование на этой основе оптимальной структуры розничного товарооборота, применение прогрессивных  форм продажи товаров, организация действенной рекламы, особенно новых товаров, постоянный анализ состояния товарных запасов и принятие оперативных мер в случае накопления не пользующихся спросом товаров...

    Ускорению оборачиваемости оборотных средств  способствует умелое использование механизма ценообразования. Как известно, размеры торговых надбавок на товары, за исключением социально значимых, устанавливают сами торговые предприятия. Поэтому снижение уровня торговой надбавки и соответственно розничной цены с учетом конъюнктуры торговли способствует росту товарооборота и прибыли за счет ускорения товарооборачиваемости, тем самым повышению эффективности- использования оборотных средств.

    Оборачиваемость нормируемых оборотных средств  зависит в значительной мере от эффективности использования прочих товарно-материальных ценностей (малоценных и быстроизнашивающихся предметов, тары, материалов для хозяйственных нужд и т. п.).

    Важно, чтобы торговые предприятия были в достаточной степени обеспечены необходимыми предметами материально-технического оснащения и материалами для организации культурной торговли.

    Вместе  с тем нельзя допускать накопления излишних запасов этих предметов, повышающих издержки и замедляющих оборачиваемость оборотных средств. На оборачиваемость оборотных средств влияет и состояние финансово-расчетной дисциплины.

    В балансах торговых предприятий нередко  числятся значительные суммы дебиторской задолженности в связи с предъявляемыми претензиями, которые могут быть сведены к минимуму при более тщательном контроле за поступающими товарами, своевременном оформлении документов на поступившие товары и ускорении расчетов. Имеют место случаи, когда немалые суммы дебиторской задолженности списываются на результаты хозяйственной деятельности из-за невозможности их взыскания. Усиление контроля за своевременностью расчетов с поставщиками и покупателями способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств.

1.3.  Влияние факторов на размер оборотных средств предприятия

 

    Величина  оборотных средств предприятия торговли зависит от многих факторов. Основными из них являются: объем товарооборота, его состав; производственная программа; структура расходуемого сырья; ассортиментная структура покупных товаров; условия и частота завоза сырья и товаров; организация коммерческой работы; организация расчетов за товары с поставщиками и др.

    Все факторы можно разделить на внешние, оказывающие влияние независимо от интересов предприятия, и внутренние, на которые предприятие может  и должно активно влиять.

    К внешним факторам относятся:

  • общеэкономическая ситуация и рыночная конъюнктура, инфляция;
  • система государственного регулирования торговли;
  • налоговое   законодательство.   Чем   больше   налоговая   нагрузка   на предприятиях торговли, тем меньше валового дохода и прибыли остается в их распоряжении, а значит, меньше сумма отчислений на пополнение собственных оборотных средств;
  • условия получения кредитов и процентные ставки по ним.

      К внутренним факторам относятся:

  •     величина   товарооборота.   Чем   большего   объема реализации стремится достигнуть предприятие, тем большая сумма оборотных средств ему необходима;
  • договорные условия поставок и обеспечение их выполнения. Более частая закупка товаров меньшими партиями снижает необходимую сумму оборотных средств. Одна из задач предприятия торговли — ликвидировать сверхнормативные товарные запасы и параллельно совершенствовать систему нормирования;
  • организация коммерческой работы. Комплексное изучение рынка дает возможность вкладывать деньги в закупку тех товаров, которые будут быстро проданы. Это ведет к ускорению оборачиваемости оборотных средств и снижению их расходования;
  • организация  расчетов  за товары  с  поставщиками  и покупателями. Формы   расчетов   (акцепт,   аккредитив,   чек),   территориальная   отдаленность поставщиков определяют величину оборотных средств, обслуживающих расчеты.

    В зависимости от соотношения активов  и пассивов выделяют четыре вида стратегии  финансирования текущих активов: идеальную, консервативную, агрессивную и компромиссную. В реальной жизни следовать какой-либо из стратегии в чистом виде практически невозможно. При выработке оптимальной политики управления запасами на торговом предприятии принимается во внимание следующие:

  • уровень товарных запасов, при котором делается заказ;
  • минимально допустимый уровень запасов (страховой запас);
  • оптимальная партия заказа.

    Для оптимального управления запасами необходимо:

  • оценить общую потребность в товарах на планируемый период;
  • периодически уточнять оптимальную партию заказа и момент заказа товаров;
  • периодически уточнять и сопоставлять затраты по заказу товаров и затраты по хранению.
  • регулярно контролировать условия хранения запасов;
  • иметь хорошую систему учета;

    Для анализа товарных запасов используются показатели товарооборачиваемости  и жестко детерминированные факторные модели. [19, c. 235]

    Оптимальное управление готовой продукцией подразумевает  учет следующих факторов:

Информация о работе Управление оборотными средствами