Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:37, курсовая работа
В свою очередь, эффективное управление оборотным капиталом (оборотные активы минус краткосрочные обязательства) ведет к увеличению доходов и снижает риск дефицита денежных средств компании. С помощью оптимального управления денежными средствами, дебиторской задолженностью и товарно-материальными запасами предприятие может максимизировать норму прибыли и минимизировать свою ликвидность и коммерческий риск. Сумма, инвестируемая в каждую из позиций оборотных активов, может ежедневно изменяться и должна тщательно контролироваться для обеспечения наиболее продуктивного использования денежных средств.
Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы управления и использование оборотных средств на предприятии 5
1.1. Понятие, сущность, состав, структура оборотных средств и источники их формирования 5
1.2. Показатели эффективности управления оборотными средствами предприятия 14
1.3. Влияние факторов на размер оборотных средств предприятия 17
2 Организация управления оборотными средствами на примере ОАО «НАТАЛИ» 21
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия 21
2.2. Управление основными элементами оборотных средств 26
2.3.Оценка эффективности использования оборотных средств предприятия 29
3 Направления совершенствования организации управления оборотными средствами предприятия ОАО «НАТАЛИ» 36
Заключение 55
Список использованной литературы 59
Приложение А 61
В рамках этой теории разработаны и схемы управления заказами, позволяющие с помощью ряда параметров формализовать процедуру обновления запасов, в частности, определить уровень запасов, при котором необходимо делать очередной заказ. Одна из таких схем выражается системой моделей:
где AU — средняя дневная потребность в сырье, ед.;
AD — средняя продолжительность выполнения заказа (от момента размещения до момента получения сырья), дн.;
SS — наиболее вероятный минимальный уровень запасов (страховой запас), ед.;
MS — максимальный уровень запасов, ед.;
RP — уровень запасов, при котором делается заказ, ед.;
LU — минимальная дневная потребность в сырье, ед.;
MU — максимальная дневная потребность в сырье, ед.;
MD — максимальное число дней выполнения заказа;
LD — минимальное число дней выполнения заказа.
Графическая иллюстрация варьирования величины запасов в условиях приведенной системы моделей выглядит следующим образом (рис. 3.4).
Рисунок 3.4. Динамика запасов в условиях оптимального
управления товарными запасами*
Источник:
собственная разработка
Политика управления заказами в этом случае такова. На основе статистики и экспертных оценок рассчитываются значения исходных факторов системы моделей. Как только уровень запасов опускается до величины RP или ниже, делается заказ на поставку сырья и материалов. Если поставка осуществляется максимально эффективно, то уровень запасов в компании может достичь максимальной величины MS. Если после совершения заказа ежедневное потребления товаров на торговом предприятии достигло максимума и по каким-либо причинам поставка очередной партии затянулась, предприятию приходится воспользоваться страховым запасом, т.е. уровень запасов может опуститься ниже величины SS, а при самых неблагоприятных условиях он может быть близким к нулю.[16, c.220]
Все приведенные модели в известной степени носят искусственный характер в силу ряда условностей. В частности, затраты по хранению обычно имеют нелинейную связь с уровнем запасов, рассчитать более или менее приемлемые значения исходных факторов в моделях довольно сложно и т.п. Основное предназначение этих моделей — помочь в понимании логики систем управления запасами.
Огромную роль играет и знание принципов анализа эффективности вложений в товарные запасы. Не вдаваясь подробно в методику анализа, отметим только, что в ее основе лежит, в частности, понимание методов представления запасов в отчетности. В зависимости от того, какие методы учета запасов (или себестоимости продукции) определены учетной политикой торгового предприятия, возможна различная оценка средств, вложенных в запасы, а следовательно, и различны значения параметров, участвующих в определении оптимальной политики управления ими.
Важнейшим элементом анализа товарных запасов является оценка их оборачиваемости. Основной показатель — время обращения в днях, рассчитываемый делением среднего за период остатка запасов на однодневный оборот запасов в этом же периоде. Ускорение оборачиваемости сопровождается дополнительным вовлечением средств в оборот, а замедление — отвлечением средств из хозяйственного оборота, их относительно более длительным омертвлением в запасах (или иммобилизацией собственных оборотных средств). Сумма средств, дополнительно вовлеченных в оборот (или отвлеченных из оборота), рассчитывается по формуле:
где ∆bС — сумма средств, дополнительно
вовлеченных в оборот, если ∆bС < О, либо
сумма отвлеченных из оборота средств,
если ∆bС > 0;
bo — оборачиваемость запасов в днях в базисном периоде;
b1 — оборачиваемость запасов в днях в отчетном периоде;
m1
— однодневный фактический
Особому контролю и ревизии должны подвергаться залежалые и неходовые товары, представляющие собой один из основных элементов иммобилизованных (т.е. исключенных из активного хозяйственного оборота) оборотных средств. Эта практика является обыденной не только в Республике Беларусь, но и в странах Запада.
При анализе недостач и потерь от порчи товарно-материальных ценностей, не списанных с баланса в установленном порядке, необходимо изучить их состав и причины образования, постараться установить конкретных виновников для взыскания с них причиненного ущерба. Требуется также проверить: условия хранения ценностей; обеспечение их сохранности по количеству и качеству; квалификацию материально ответственных лиц; запущен ли учет товарно-материальных ценностей; соблюдаются ли правила проведения инвентаризаций и выявления их результатов.
Приведем
пример. Рассчитаем экономический эффект
от внедрения новых методов
Вариант 1.
Для бесперебойной работы отдела в течение года ОАО «НАТАЛИ» необходимо 10000 штук сервизов. Поставка посуды осуществляется в три этапа по 3334 штуки. Такой вид поставки был выбран из–за того, что при хранении фарфоровой посуды наблюдается убыль в размере – 3%. И экономисты опасались, что если увеличить количество поставляемых сервизов за одну поставку, то убыль посуды увеличится, хотя при покупке сервизов сразу более 5000 штук предприятием поставщиком делается скидка в размере 5% от их стоимости.
Найдем суммарные затраты по поддержанию запасов:
где Сс – затраты по хранению, принимаются равными 80 тыс. руб. на весь срок работы отдела;
Со – затраты по размещению
и выполнению заказа. Транспортные
затраты равняются 12 тыс. руб.
за одну поездку. Затраты на
переговоры принимаются
Ct = 80 + 12*3 + 3 = 119 тыс. руб.
Найдем затраты на приобретение посуды:
где Ск - стоимость сервиза;
К – количество необходимых сервизов на 1 год работы, К = 10000 штук;
Цср – цена одного сервиза, Цср = 22 тыс. руб.
Уб – процент убыли изделий при их хранении, Уб = 1,03
Ск = 10000 * 22 * 1,03 = 226,6 тыс руб.
Суммарная стоимость затрат связанная с сервизами:
åC =119 + 226,6 = 345,6 тыс руб.
Вариант 2
В этом варианте экономистам предприятия предлагается использовать эффект оптовых закупок и делать поставку сервизов в 2 этапа. Получая при этом оптовую скидку в размере 5% от их стоимости и сокращая транспортные затраты. По прогнозу убыль посуды увеличится до 4%
Найдем суммарные затраты по поддержанию запасов:
Сt = 80 + 12*2 + 3 = 107 тыс руб.
Найдем затраты на приобретение посуды:
Ск = 10000 * 22 * 1,04 * 0,95 = 217,36 тыс руб.
Суммарная стоимость затрат связанная с запасом посуды:
åC =107 + 217,36 = 324,36 тыс руб.
Экономическая
эффективность при
Э = 345,6 - 324,36= 21,24 тыс руб.
Для
наглядности представления
Рисунок 3.5 - Динамика материальных затрат*
*Источник: собственная
разработка
В
процессе финансово-хозяйственной
деятельности у белорусских торговых
предприятий постоянно
Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.
Отбор необходимо осуществляет с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников.
Оплата услуг постоянными клиентами обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. Вырабатывая политику кредитования клиентов, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам.
1.
Срок предоставления кредита.
Чаще всего применяются
2. Стандарты кредитоспособности. Заключая договор и определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей; в зависимости от того, насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты и другие, могут меняться.
3.
Система создания резервов по
сомнительным долгам. При заключении
договоров предприятие,
В нашей стране опыт в исчислении резерва по сомнительным долгам еще не накоплен. В экономически развитых странах компании в процессе подготовки отчетности чаще всего начисляют резерв в процентах по отношению к общей сумме дебиторской задолженности.
Система управления дебиторской задолженностью требует постоянного контроля по ряду параметров. К ним относятся: время обращения средств, вложенных в дебиторскую задолженность, структура дебиторов по различным признакам, применяемые схемы расчетов с покупателями и возможность их унификации, схема контроля за исполнением дебиторами своих обязательств, схема контроля и принципы резервирования сомнительных долгов, система принятия мер к недобросовестным или неисполнительным покупателям и др. Процедуры принятия решений в отношении многих из упомянутых параметров носят в основном неформализованный характер и нарабатываются по мере становления компании.