Управление оборотными средствами

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:37, курсовая работа

Краткое описание

В свою очередь, эффективное управление оборотным капиталом (оборотные активы минус краткосрочные обязательства) ведет к увеличению доходов и снижает риск дефицита денежных средств компании. С помощью оптимального управления денежными средствами, дебиторской задолженностью и товарно-материальными запасами предприятие может максимизировать норму прибыли и минимизировать свою ликвидность и коммерческий риск. Сумма, инвестируемая в каждую из позиций оборотных активов, может ежедневно изменяться и должна тщательно контролироваться для обеспечения наиболее продуктивного использования денежных средств.

Оглавление

Содержание
Введение 3
1 Теоретические основы управления и использование оборотных средств на предприятии 5
1.1. Понятие, сущность, состав, структура оборотных средств и источники их формирования 5
1.2. Показатели эффективности управления оборотными средствами предприятия 14
1.3. Влияние факторов на размер оборотных средств предприятия 17
2 Организация управления оборотными средствами на примере ОАО «НАТАЛИ» 21
2.1. Краткая экономическая характеристика предприятия 21
2.2. Управление основными элементами оборотных средств 26
2.3.Оценка эффективности использования оборотных средств предприятия 29
3 Направления совершенствования организации управления оборотными средствами предприятия ОАО «НАТАЛИ» 36
Заключение 55
Список использованной литературы 59
Приложение А 61

Файлы: 1 файл

Управление оборотными средствами.doc

— 1.05 Мб (Скачать)

                                                            (3.2)

    В рамках этой теории разработаны и  схемы управления заказами, позволяющие с помощью ряда параметров формализовать процедуру обновления запасов, в частности, определить уровень запасов, при котором необходимо делать очередной заказ. Одна из таких схем выражается системой моделей:

    

    где  AU — средняя дневная потребность в сырье, ед.;

    AD — средняя продолжительность выполнения заказа (от момента размещения до момента получения сырья), дн.;

    SS — наиболее вероятный минимальный уровень запасов (страховой запас), ед.;

    MS — максимальный уровень запасов, ед.;

    RP — уровень запасов, при котором делается заказ, ед.;

    LU — минимальная дневная потребность в сырье, ед.;

    MU — максимальная дневная потребность в сырье, ед.;

    MD — максимальное число дней выполнения заказа;

    LD — минимальное число дней выполнения заказа.

    Графическая иллюстрация варьирования величины запасов в условиях приведенной системы моделей выглядит следующим образом (рис. 3.4).

                             

    Рисунок 3.4. Динамика запасов в условиях оптимального

    управления  товарными запасами*

    Источник: собственная разработка 

    Политика  управления заказами в этом случае такова. На основе статистики и экспертных оценок рассчитываются значения исходных факторов системы моделей. Как только уровень запасов опускается до величины RP или ниже, делается заказ на поставку сырья и материалов. Если поставка осуществляется максимально эффективно, то уровень запасов в компании может достичь максимальной величины MS. Если после совершения заказа ежедневное потребления товаров на торговом предприятии достигло максимума и по каким-либо причинам поставка очередной партии затянулась, предприятию приходится воспользоваться страховым запасом, т.е. уровень запасов может опуститься ниже величины SS, а при самых неблагоприятных условиях он может быть близким к нулю.[16, c.220]

    Все приведенные модели в известной  степени носят искусственный  характер в силу ряда условностей. В частности, затраты по хранению обычно имеют нелинейную связь с уровнем запасов, рассчитать более или менее приемлемые значения исходных факторов в моделях довольно сложно и т.п. Основное предназначение этих моделей — помочь в понимании логики систем управления запасами.

    Огромную  роль играет и знание принципов анализа  эффективности вложений в товарные запасы. Не вдаваясь подробно в методику анализа, отметим только, что в  ее основе лежит, в частности, понимание методов представления запасов в отчетности. В зависимости от того, какие методы учета запасов (или себестоимости продукции) определены учетной политикой торгового предприятия, возможна различная оценка средств, вложенных в запасы, а следовательно, и различны значения параметров, участвующих в определении оптимальной политики управления ими.

    Важнейшим элементом анализа товарных запасов  является оценка их оборачиваемости. Основной показатель — время обращения в днях, рассчитываемый делением среднего за период остатка запасов на однодневный оборот запасов в этом же периоде. Ускорение оборачиваемости сопровождается дополнительным вовлечением средств в оборот, а замедление — отвлечением средств из хозяйственного оборота, их относительно более длительным омертвлением в запасах (или иммобилизацией собственных оборотных средств). Сумма средств, дополнительно вовлеченных в оборот (или отвлеченных из оборота), рассчитывается по формуле:

                                                                                         (3.3) 
где ∆bС — сумма средств, дополнительно вовлеченных в оборот, если ∆bС < О, либо сумма отвлеченных из оборота средств, если ∆bС > 0;

    bo — оборачиваемость запасов в  днях в базисном периоде;

    b1 — оборачиваемость запасов в  днях в отчетном периоде;

    m1 — однодневный фактический оборот  в отчетном периоде.

    Особому контролю и ревизии должны подвергаться залежалые и неходовые товары, представляющие собой один из основных элементов иммобилизованных (т.е. исключенных из активного хозяйственного оборота) оборотных средств. Эта практика является обыденной не только в Республике Беларусь, но и в странах Запада.

    При анализе недостач и потерь от порчи  товарно-материальных ценностей, не списанных  с баланса в установленном  порядке, необходимо изучить их состав и причины образования, постараться установить конкретных виновников для взыскания с них причиненного ущерба. Требуется также проверить: условия хранения ценностей; обеспечение их сохранности по количеству и качеству; квалификацию материально ответственных лиц; запущен ли учет товарно-материальных ценностей; соблюдаются ли правила проведения инвентаризаций и выявления их результатов.

    Приведем  пример. Рассчитаем экономический эффект от внедрения новых методов управления обеспечением товарных запасов для работы отдела посуды ОАО «НАТАЛИ». Расчеты будем производить на примере поставки фарфоровой посуды.

    Вариант 1.

    Для бесперебойной работы отдела в течение  года ОАО «НАТАЛИ» необходимо 10000 штук сервизов. Поставка посуды осуществляется в три этапа по 3334 штуки. Такой  вид поставки был выбран из–за того, что при хранении фарфоровой посуды наблюдается убыль в размере – 3%. И экономисты опасались, что если увеличить количество поставляемых сервизов за одну поставку, то убыль посуды увеличится, хотя при покупке сервизов сразу более 5000 штук предприятием поставщиком делается скидка в размере 5% от их стоимости.

    Найдем  суммарные затраты по поддержанию  запасов:

                                                           Ct = Cc + Co                                    (3.4)

    где Сс – затраты по хранению, принимаются  равными 80 тыс. руб. на весь срок работы отдела;

      Со – затраты по размещению  и выполнению заказа. Транспортные  затраты равняются 12 тыс. руб.  за одну поездку. Затраты на  переговоры принимаются постоянными  – 3 тыс руб.

    Ct = 80 + 12*3 + 3 = 119 тыс. руб.

    Найдем  затраты на приобретение посуды:

                                                       Cк = К * Ц * Уб                                 (3.5)

    где Ск - стоимость сервиза;

           К – количество необходимых  сервизов на 1 год работы, К = 10000 штук;

    Цср – цена одного сервиза, Цср = 22 тыс. руб.

    Уб  – процент убыли изделий при  их хранении, Уб = 1,03

    Ск = 10000 * 22 * 1,03 = 226,6 тыс руб.

    Суммарная стоимость затрат связанная с  сервизами:

                                                         åC = Ct + Cк                                   (3.6)

    åC =119 + 226,6 = 345,6 тыс руб.

    Вариант 2

    В этом варианте экономистам предприятия предлагается использовать эффект оптовых закупок и делать поставку сервизов в 2 этапа. Получая при этом оптовую скидку в размере 5% от их стоимости и сокращая транспортные затраты. По прогнозу убыль посуды увеличится до 4%

    Найдем  суммарные затраты по поддержанию  запасов:

    Сt = 80 + 12*2 + 3 = 107 тыс руб.

    Найдем  затраты на приобретение посуды:

    Ск = 10000 * 22 * 1,04 * 0,95 = 217,36 тыс руб.

    Суммарная стоимость затрат связанная с запасом посуды:

    åC =107 + 217,36 = 324,36 тыс руб.

    Экономическая эффективность при использовании  второго варианта будет равняться:

    Э = 345,6 - 324,36= 21,24 тыс руб.

    Для наглядности представления экономического эффекта построим диаграмму затрат

     Рисунок 3.5 -  Динамика  материальных затрат*

    *Источник: собственная разработка 

    В процессе финансово-хозяйственной  деятельности у белорусских торговых предприятий постоянно возникает  потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др.

    Управление дебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

    Отбор необходимо осуществляет с помощью  неформальных критериев: соблюдение платежной  дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей  платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников.

    Оплата  услуг постоянными клиентами  обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества  факторов. Вырабатывая политику кредитования клиентов, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам.

    1. Срок предоставления кредита.  Чаще всего применяются стандартизованные  по условиям оплаты, в том числе  и продолжительности кредитования, договоры, тем не менее возможны  и отклонения от данной политики. Определяя договором максимально  допустимый срок оплаты поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, учет влияния инфляции).

    2. Стандарты кредитоспособности. Заключая  договор и определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей; в зависимости от того, насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты и другие, могут меняться.

    3. Система создания резервов по  сомнительным долгам. При заключении  договоров предприятие, естественно,  рассчитывает на своевременное  поступление платежей. Однако не исключены варианты появления просроченной дебиторской задолженности и полной неспособности покупателя рассчитаться по своим обязательствам. Поэтому существует практика создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать источники для покрытия убытков и, во-вторых, иметь более реальную характеристику собственного финансового состояния. Данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности, должны подвергаться тщательному регулярному анализу.

    В нашей стране опыт в исчислении резерва  по сомнительным долгам еще не накоплен. В экономически развитых странах  компании в процессе подготовки отчетности чаще всего начисляют резерв в  процентах по отношению к общей  сумме дебиторской задолженности.

    Система управления дебиторской задолженностью требует постоянного контроля по ряду параметров. К ним относятся: время обращения средств, вложенных  в дебиторскую задолженность, структура  дебиторов по различным признакам, применяемые схемы расчетов с покупателями и возможность их унификации, схема контроля за исполнением дебиторами своих обязательств, схема контроля и принципы резервирования сомнительных долгов, система принятия мер к недобросовестным или неисполнительным покупателям и др. Процедуры принятия решений в отношении многих из упомянутых параметров носят в основном неформализованный характер и нарабатываются по мере становления компании.

Информация о работе Управление оборотными средствами