Тенденции формирования доходов государственных внебюджетных фондов, пути их оптимизации в РФ. Государственный кредит, развитие его форм

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:09, доклад

Краткое описание

Появление внебюджетных фондов произошло задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства, бюджета в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во всё новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и предназначались для специальных целей. Они носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и отменой их финансирования такие фонды прекращали своё существование. В связи с этим количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объёма специальных фондов.
Множественность специальных фондов создавала определённые ф

Оглавление

Введение
Глава 1.
Понятие внебюджетного фонда, его основные функции
1.2 Источники создания и направления расходования государственных внебюджетных фондов
1.2.1. Пенсионный фонд
1.2.2. Фонд социального страхования
1.2.3. Фонд обязательного медицинского страхования
1.2.4. Отраслевые государственные внебюджетные фонды
1.3 Пути совершенствования и оптимизации государственных внебюджетных фондов в РФ
Глава 2.
2.1 Экономическое содержание и функции государственного кредита. Государственный кредит как экономическая категория
2.2 Основные тенденции развития государственного кредита в РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

доклад 1.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

1.2. Источники создания и направления расходования государственных внебюджетных фондов

1.2.1. Пенсионный фонд

   Наиболее значимым и крупным среди государственных внебюджетных фондов является Пенсионный фонд РФ. ПФР был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР и введен в действие с 1.01.92г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91г. для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

В основные задачи фонда входят:

- целевой  сбор и аккумуляция ЕСН и  страховых взносов, а также  финансирование расходов в соответствии  с назначением фонда;

- организация  работы по взысканию с работодателей  и граждан, виновных в причинении  вреда здоровью работников и  других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или потери кормильца;

- капитализация  средств фонда, привлечение в  него добровольных взносов физических  и юридических лиц;

- контроль  с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств фонда;

- организация  и ведение индивидуального - персонифицированного  учета застрахованных лиц;

- участие  в разработке и реализации  межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

- проведение  научно- исследовательских работ  в области государственного пенсионного  страхования.

   Пенсионный фонд осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:

  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования.
  • взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов.
  • выдачу сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии.
  • реализацию Программы государственного софинансирования пенсии.

Источниками доходов бюджета фонда выступают:

  • ЕСН из федерального бюджета (поступает туда по ставке 14%);
  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на выплату страховой части трудовой пенсии;
  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на выплату накопительной части трудовой пенсии;
  • недоимки, пени, финансовые санкции;
  • средства федерального бюджета;

-средства  федерального бюджета, передаваемые в фонд Министерством труда и социального развития на выплату досрочных пенсий безработным, пособий на погребение и т.п.;

-средства  из фонда Министерства РФ по  атомной энергии; 

-страховые  взносы по дополнительным тарифам  для организаций гражданской авиации;

- доходы  от размещения временно свободных  денежных средств; 

-доходы  от временного размещения страховых  взносов на накопительную часть  трудовой пенсии;

-прочих  доходов.

Средства  ПФР направляются на:

  • выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
  • выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;
  • оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
  • финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

и другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

   Что касается структуры ПФ то, он имеет вертикальную структуру на местах.

   Руководство ПФ осуществляется правлением ПФ и его постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

   В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие двенадцатью отделений ПФР.

   В структуре Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны.

1.2.2. Фонд социального страхования

   Это второй по значению внебюджетный социальный фонд.

   Фонд социального страхования РФ был создан Указом Президента РФ от 7.08.92г. для финансового обеспечения государственных гарантий социального страхования. Фонд является бюджетным учреждением, имеющим региональные отделения. Имущество фонда находится в его оперативном управлении и является федеральной собственностью. Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда.

 Основными  задачами Фонда являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
  • разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Средства  Фонда образуются за счет:

  • страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
  • страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
  • страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
  • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
  • добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
  • ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)
  • прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других). (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)

Средства  Фонда направляются на: 

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг; (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471, от 19.07.2002 N 541)
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)
  • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание); (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)
  • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)
  • частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса); (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)
  • оплату проезда к месту лечения и обратно; (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования (далее именуется - инструкция), утвержденной Фондом совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации; (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.1997 N 1471)
  • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  • финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
  • проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
  • участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

   Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в положении о фонде социального страхования. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

   Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20%), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.

Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.

   Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - Фондом с участием профессиональных союзов. Проверка финансово-хозяйственной деятельности центрального аппарата Фонда осуществляется не реже одного раза в год специализированной аудиторской организацией, имеющей соответствующую лицензию.

   Что касается управления фондом, то Председатель Фонда и его заместители назначаются Правительством Российской Федерации. Председатель Фонда имеет пять заместителей, в том числе одного первого. Правление Фонда является коллегиальным органом. Заседания правления проводятся по мере необходимости. Председатель Фонда является председателем правления Фонда. Решения правления Фонда оформляются Постановлениями или Приказами председателя Фонда. Заседания правления назначаются председателем Фонда.

1.2.3. Фонд  обязательного медицинского страхования

   Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

   Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» принятый в 1991 году. Закон установил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определил средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения.

Информация о работе Тенденции формирования доходов государственных внебюджетных фондов, пути их оптимизации в РФ. Государственный кредит, развитие его форм