Внебюджетные фонды РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение особенностей развития системы внебюджетных источников в России и анализ деятельности внебюджетных фондов в Чувашской Республике. Объектом исследования является внебюджетные источники финансирования Чувашской Республики. Предметом исследования является финансово-экономические отношения, возникающие в процессе финансирования на региональном уровне. В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы решены следующие задачи: - рассмотрение понятие внебюджетных источников; - ознакомление с деятельностью государственных внебюджетных источников; - ознакомление с источниками формирования внебюджетных фондов и направлениями использования средств.

Файлы: 1 файл

Dokment_Microsoft_Office_Word.docx

— 392.30 Кб (Скачать)

Введение

Переход к рыночной экономике сопровождался формированием принципиально новой финансовой системы, важным звеном которой являлись и являются в настоящее время внебюджетные источники государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных органов власти или местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение.

Первоначально внебюджетные источники появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть  с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий фонды заканчивали свое существование. В связи с этим их количество постоянно менялось.

С укреплением централизованного государства  начинался период унификации специальных источников. На основе объединения различных источников был создан государственный бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных источников.

Внебюджетные источники в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Анализ направлений и результатов деятельности внебюджетных источников является актуальной задачей. Ее значение в настоящее время существенно в связи с постоянным дефицитом бюджета страны и необходимостью целенаправленного решения  социальных проблем, финансируемых за счет этих источников. Поскольку плательщиками взносов во внебюджетные источники являются юридические и физические (предприниматели) лица, т.е.

потребители социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения денежных средств источников касаются всех граждан России, и  поэтому проявляется их заинтересованность в оптимальном функционировании системы внебюджетных источников. Политика внебюджетных источников не может быть абсолютно независимой к налогово-бюджетным (фискальным) мероприятиям. Колебания федерального бюджета  от его дефицита до образования излишков и обратно на долгосрочных временных интервалах влияют на объем производства, занятость населения, уровень доходов, а, следовательно, на наполняемость внебюджетных источников. В свою очередь денежные средства источников выполняют сглаживающую и стабилизирующую роль при резких колебаниях в доходной части государственного бюджета основанной на налоговых сборах.

Целью курсовой работы является изучение особенностей развития системы внебюджетных источников в России и анализ деятельности внебюджетных фондов в Чувашской Республике.

Объектом исследования является внебюджетные источники финансирования Чувашской Республики.

Предметом исследования является финансово-экономические отношения, возникающие в процессе финансирования на региональном уровне.

В соответствии с поставленной целью при написании курсовой работы решены следующие задачи:  - рассмотрение понятие внебюджетных источников;  - ознакомление с деятельностью государственных внебюджетных источников;  - ознакомление с источниками формирования внебюджетных фондов и направлениями использования средств.

Таким образом, очевидна целесообразность и необходимость изучения и совершенствования способов образования, наполнения и перераспределения средств государственных внебюджетных источников РФ.

 

 

 

Глава 1. Экономическая сущность внебюджетных источников

    1. Сущность и назначение внебюджетных фондов

             Внебюджетные источники создаются федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств этих источников происходит по строго целевому назначению, а именно: на государственное и социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально-технической базы, социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры  территорий.                                    .                        
          Внебюджетные фонды являются составной частью государственных и муниципальных финансов. Внебюджетные фонды создаются по решению Федерального собрания на федеральном уровне, по решению законодательных органов власти субъектов РФ на региональном уровне. И по решению органов местного самоуправления на муниципальных уровнях. 
          Порядок формирования внебюджетных фондов и контроль за использованием средств в них на региональном и местном уровнях регулируется законом РФ, который называется «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов».       

       По признаку целевой направленности внебюджетные фонды объединяют в три группы. Группа включает внебюджетные фонды социального назначения, имеющие общегосударственное значение. Внебюджетные фонды материального и отраслевого назначения.

    Внебюджетные фонды территориального назначения. В первую группу входят: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования; Территориальный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Основные принципы функционирования этих внебюджетных фондов: всеобщность, т. к. они охватывают всех граждан независимо от пола, национальности и места проживания. Необлагаемость налогами. Общедоступность. Гласность.

Доходы внебюджетных фондов социального страхования формируются за счет постоянного источника, т. е. обязательных страховых взносов работодателей, а Пенсионный фонд еще и за счет взносов работников. Общий тариф этих взносов составляет для работодателей 30 % оплаты труда. Он включается в себестоимость продукции и 1 % из зарплаты работника. Эти тарифы устанавливаются в Федеральном собрании. Сроки уплаты страховых взносов 1 раз в месяц, платежные поручения на перечисления страховых взносов представляются в банк одновременно с чеком на получение средств на выплату заработной платы. Не являются плательщиками страховых взносов: воинские формирования, органы внутренних дел и федеральная служба налоговой полиции, а также общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей. Каждый из 3 внебюджетных фондов является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Средства расходуются на уставную деятельность, обусловленную социальным назначением фонда. Кроме того, внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги и увеличивать в следствии этого свои финансовые ресурсы.

Внебюджетные фонды межотраслевого и ведомственного назначения создаются на федеральном уровне для финансиро- 
вания затрат на НИОКР, для стабилизации и развития хозяйственных отраслей, для социального и материально-технического обеспечения отдельных ведомств. Самыми крупными среди них считаются федеральные и территориальные дорожные фонды. Территориальные внебюджетные фонды отличаются названиями, но суть их заключается в следующем: аккумулировать неналоговые доходы, т. е. различные платежи и добровольные взносы на специальных счетах, открываемых органом исполнительной власти субъекта РФ. Расходовать средства в соответствии с положением о данном фонде. Наиболее распространенным является Территориальный фонд социальной поддержки населения, а также фонды развития жилищного строительства. Решения об образовании фонда принимают законодательные органы власти субъектов РФ. В этих решениях указывается порядок формирования и использования средств фондов.

    1. Источники  внебюджетных фондов

Государственные финансы — денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально- культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

          В государственные финансы входят – внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды — специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов.

         Источниками формирования внебюджетных фондов являются: 
·специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно -вещевых лотерей;                                    

·субсидии из бюджета;                       

·дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы;       ·добровольные взносы и пожертвования.                        

         Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий; они выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают государственные власти в случае финансовых затруднений. Цель внебюджетных фондов - стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики. Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей. Они финансируют расходы, не включаемые в бюджет, формируются за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчисления во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями: выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение и формирование внебюджетного фонда собственными источниками доходов для определенных целей.

          Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств. 
Источниками формирования внебюджетных фондов являются 
• обязательные платежи, установленные законодательством РФ, 
решениями местных органов власти;    

• добровольные взносы физических и юридических лиц; 
• прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой 
фондами - юридическими лицами;

• другие доходы, предусмотренные соответствующими 
законодательными актами.

Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Основной метод- это специальные налоги и сборы, установленные законодательной властью. 
Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и местных бюджетов.

Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства.  В тех случаях, когда внебюджетные фонды имеют положительное сальдо, оно может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Начиная с 1992 г. в РФ создано и действует большое количество внебюджетных фондов. На сегодняшний день общее число федеральных внебюджетных фондов составило 40, из них основные – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости (с 2001 г. средства консолидируются в федеральном бюджете). По Указу Президента РФ от 22 декабря 1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим исключением), доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий, учреждений, организаций, объединяются с республиканским бюджетом РФ. Однако сохраняется целевая направленность консолидируемых фондов.

    1. Пенсионный фонд и фонд социального страхования

Пенсионный фонд Российской Федерации — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР — это свыше 133 тысяч социальных работников.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – некоммерческая организация социального обеспечения. На рынке пенсионного страхования НПФ осуществляют несколько видов деятельности, в том числе: 

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ