Введение
Переход к рыночной экономике
сопровождался формированием принципиально
новой финансовой системы, важным звеном
которой являлись и являются в настоящее
время внебюджетные источники государства
- совокупность финансовых ресурсов, находящихся
в распоряжении федеральных, региональных
органов власти или местных органов самоуправления
и имеющих целевое назначение.
Первоначально внебюджетные
источники появились в виде специальных
фондов или особых счетов задолго до возникновения
бюджета. Государственная власть с
расширением своей деятельности нуждалась
во все новых расходах, требовавших средств
для своего покрытия. Эти средства концентрировались
в особых фондах, предназначенных для
специальных целей. Такие фонды носили,
как правило, временный характер. С выполнением
государством намеченных мероприятий
фонды заканчивали свое существование.
В связи с этим их количество постоянно
менялось.
С укреплением централизованного
государства начинался период унификации
специальных источников. На основе объединения
различных источников был создан государственный
бюджет. В современных условиях наряду
с бюджетом вновь повышается значение
внебюджетных источников.
Внебюджетные источники в финансовой
системе России созданы в соответствии
с Законом РСФСР "Об основах бюджетного
устройства и бюджетного процесса в РСФСР"
(от 10 октября 1991 г.). Главная причина их
создания – необходимость выделения чрезвычайно
важных для общества расходов и обеспечение
их самостоятельными источниками дохода.
Анализ направлений и результатов
деятельности внебюджетных источников
является актуальной задачей. Ее значение
в настоящее время существенно в связи
с постоянным дефицитом бюджета страны
и необходимостью целенаправленного решения
социальных проблем, финансируемых за
счет этих источников. Поскольку плательщиками
взносов во внебюджетные источники являются
юридические и физические (предприниматели)
лица, т.е.
потребители социальных гарантий,
то вопросы уплаты и распределения денежных
средств источников касаются всех граждан
России, и поэтому проявляется их заинтересованность
в оптимальном функционировании системы
внебюджетных источников. Политика внебюджетных
источников не может быть абсолютно независимой
к налогово-бюджетным (фискальным) мероприятиям.
Колебания федерального бюджета от
его дефицита до образования излишков
и обратно на долгосрочных временных интервалах
влияют на объем производства, занятость
населения, уровень доходов, а, следовательно,
на наполняемость внебюджетных источников.
В свою очередь денежные средства источников
выполняют сглаживающую и стабилизирующую
роль при резких колебаниях в доходной
части государственного бюджета основанной
на налоговых сборах.
Целью курсовой работы является
изучение особенностей развития системы
внебюджетных источников в России и анализ
деятельности внебюджетных фондов в Чувашской
Республике.
Объектом исследования является
внебюджетные источники финансирования
Чувашской Республики.
Предметом исследования является
финансово-экономические отношения, возникающие
в процессе финансирования на региональном
уровне.
В соответствии с поставленной целью
при написании курсовой работы решены
следующие задачи: - рассмотрение понятие
внебюджетных источников; - ознакомление
с деятельностью государственных внебюджетных
источников; - ознакомление с источниками
формирования внебюджетных фондов и направлениями
использования средств.
Таким образом, очевидна целесообразность
и необходимость изучения и совершенствования
способов образования, наполнения и перераспределения
средств государственных внебюджетных
источников РФ.
Глава 1. Экономическая
сущность внебюджетных источников
- Сущность и назначение внебюджетных
фондов
Внебюджетные источники создаются федеральными
и региональными органами государственной
власти и органами местного самоуправления
для аккумуляции в них денежных средств,
поступающих как в обязательном порядке,
так и на добровольной основе. Расходование
средств этих источников происходит по
строго целевому назначению, а именно: на
государственное и социальное страхование,
дополнительное финансирование затрат
на укрепление материально-технической
базы, социальное обеспечение фискальных
и правоохранительных органов, на развитие
социальной и производственной инфраструктуры
территорий.
.
Внебюджетные фонды являются составной
частью государственных и муниципальных
финансов. Внебюджетные фонды создаются
по решению Федерального собрания на федеральном
уровне, по решению законодательных органов
власти субъектов РФ на региональном уровне.
И по решению органов местного самоуправления
на муниципальных уровнях.
Порядок формирования внебюджетных фондов и
контроль за использованием средств в
них на региональном и местном уровнях
регулируется законом РФ, который называется
«Об основах бюджетных прав и прав по формированию
и использованию внебюджетных фондов».
По признаку целевой направленности внебюджетные фонды
объединяют в три группы. Группа включает внебюджетные фонды
социального назначения, имеющие общегосударственное
значение. Внебюджетные фонды материального
и отраслевого назначения.
Внебюджетные фонды
территориального назначения. В первую группу входят: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования; Территориальный фонд и Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования.
Основные принципы функционирования этих внебюджетных
фондов: всеобщность, т. к. они охватывают
всех граждан независимо от пола, национальности
и места проживания. Необлагаемость налогами. Общедоступность. Гласность.
Доходы внебюджетных фондов социального
страхования формируются за счет постоянного
источника, т. е. обязательных страховых
взносов работодателей, а Пенсионный фонд
еще и за счет взносов работников. Общий
тариф этих взносов составляет для работодателей
30 % оплаты труда. Он включается в себестоимость
продукции и 1 % из зарплаты работника.
Эти тарифы устанавливаются в Федеральном
собрании. Сроки уплаты страховых взносов
1 раз в месяц, платежные поручения на перечисления
страховых взносов представляются в банк
одновременно с чеком на получение средств
на выплату заработной платы. Не являются плательщиками
страховых взносов: воинские формирования,
органы внутренних дел и федеральная служба
налоговой полиции, а также общественные
организации инвалидов и находящиеся
в их собственности предприятия, созданные
для осуществления уставных целей учредителей. Каждый из 3 внебюджетных фондов является
самостоятельным финансово-кредитным
учреждением. Средства расходуются на
уставную деятельность, обусловленную
социальным назначением фонда. Кроме того, внебюджетный фонд
может выступать на финансовом рынке в
качестве инвестора, приобретая государственные
ценные бумаги и увеличивать в следствии
этого свои финансовые ресурсы.
Внебюджетные фонды межотраслевого
и ведомственного назначения создаются
на федеральном уровне для финансиро-
вания затрат на НИОКР, для стабилизации
и развития хозяйственных отраслей, для
социального и материально-технического
обеспечения отдельных ведомств. Самыми
крупными среди них считаются федеральные
и территориальные дорожные фонды. Территориальные внебюджетные фонды
отличаются названиями, но суть их заключается
в следующем: аккумулировать неналоговые
доходы, т. е. различные платежи и добровольные
взносы на специальных счетах, открываемых
органом исполнительной власти субъекта
РФ. Расходовать средства в соответствии
с положением о данном фонде. Наиболее
распространенным является Территориальный
фонд социальной поддержки населения,
а также фонды развития жилищного строительства.
Решения об образовании фонда принимают
законодательные органы власти субъектов
РФ. В этих решениях указывается порядок
формирования и использования средств фондов.
- Источники внебюджетных
фондов
Государственные
финансы — денежные отношения по поводу
распределения и перераспределения стоимости
общественного продукта и части национального
богатства, связанные с формированием
финансовых ресурсов в распоряжении государства
и его предприятий и использованием государственных
средств на затраты по расширению производства,
удовлетворение социально- культурных
потребностей общества, нужд обороны и
управления.
В государственные
финансы входят – внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды — специфическая форма
перераспределения и использования финансовых
ресурсов, привлекаемых для финансирования
некоторых общественных потребностей
и комплексно используемых на основе организационной
самостоятельности фондов.
Источниками формирования внебюджетных
фондов являются:
·специальные целевые налоги, займы и
доходы от проведения денежно -вещевых
лотерей;
·субсидии из бюджета;
·дополнительные доходы и сэкономленные
финансовые ресурсы;
·добровольные взносы и пожертвования.
Внебюджетные
фонды гарантируют целевое использование
ресурсов в полном объеме их поступления
и своевременное финансирование важнейших
социальных мероприятий; они выполняют
роль финансового резерва, к которому
прибегают государственные власти в случае
финансовых затруднений. Цель внебюджетных
фондов - стимулировать развитие отсталых
отраслей инфраструктуры, обеспечить
дополнительными ресурсами приоритетные
отрасли экономики. Внебюджетные фонды - это средства федерального
правительства и местных властей. Они
финансируют расходы, не включаемые в
бюджет, формируются за счет обязательных
целевых отчислений, которые для обычного
налогоплательщика ничем не отличаются
от налогов. Основные суммы отчисления
во внебюджетные фонды включаются в состав
себестоимости и установлены в процентах
к фонду оплаты труда.
Внебюджетные фонды создаются
двумя путями: выделение из бюджета определенных
расходов, имеющих особо важное значение
и формирование внебюджетного фонда собственными источниками доходов
для определенных целей.
Целевые внебюджетные фонды предназначены
для целевого использования. Обычно в
названии фонда указана цель расходования
средств.
Источниками формирования внебюджетных
фондов являются
• обязательные платежи, установленные
законодательством РФ,
решениями местных органов власти;
• добровольные взносы физических
и юридических лиц;
• прибыль от коммерческой деятельности,
осуществляемой
фондами - юридическими лицами;
• другие доходы, предусмотренные
соответствующими
законодательными актами.
Кроме того, материальным источником
внебюджетных фондов, как и других звеньев
финансовой системы, является национальный
доход. Преобладающая часть фондов создается
в процессе перераспределения национального
дохода. Главными методами мобилизации
национального дохода в процессе перераспределения
при формировании фондов выступают специальные
налоги и сборы, средства из бюджета и
займы. Основной метод- это специальные
налоги и сборы, установленные законодательной
властью.
Значительное количество фондов формируется
за счет средств центрального и местных
бюджетов.
Средства бюджетов поступают
в форме безвозмездных субсидий или определенных
отчислений от налоговых доходов. Доходами
внебюджетных фондов могут выступать
и заемные средства. В тех случаях, когда
внебюджетные фонды имеют положительное
сальдо, оно может быть использовано для
приобретения ценных бумаг и получения
прибыли в форме дивидендов или процентов.
Начиная с 1992 г. в РФ создано
и действует большое количество внебюджетных
фондов. На сегодняшний день общее число
федеральных внебюджетных фондов составило
40, из них основные – Пенсионный фонд,
Фонд социального страхования, Фонд обязательного
медицинского страхования и Фонд занятости
(с 2001 г. средства консолидируются в федеральном
бюджете). По Указу Президента РФ от 22 декабря
1993 года все внебюджетные фонды (за небольшим
исключением), доходы которых формировались
за счет обязательных платежей предприятий,
учреждений, организаций, объединяются
с республиканским бюджетом РФ. Однако
сохраняется целевая направленность консолидируемых
фондов.
- Пенсионный фонд и фонд социального
страхования
Пенсионный фонд Российской Федерации —
крупнейшая организация России по оказанию
социально значимых государственных услуг
гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением
Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации
Пенсионного фонда РСФСР». Подразделения
ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов)
действуют в каждом регионе и в каждом
районном центре России. Трудовой коллектив
ПФР — это свыше 133 тысяч социальных работников.
Негосударственный пенсионный
фонд (НПФ) – некоммерческая организация
социального обеспечения. На рынке пенсионного
страхования НПФ осуществляют несколько
видов деятельности, в том числе: