В ходе плановых выездных проверок составлено
1763 акта. По результатам проведенных проверок
общая сумма, не принятых к зачету расходов,
доначисленных страховых взносов, начисленных
пеней и штрафов составила 3630 тыс. рублей,
из которых восстановлено в бюджет ФСС
2537 тыс. рублей или 70%.
Результаты работы Регионального отделения
Фонда социального страхования РФ по Чувашской
Республике за I полугодие 2012 года.
По итогам первого полугодия доходная
часть бюджета составила 1485,3 млн. рублей.
Основным источником доходов являются
страховые поступления – 877,9 млн. рублей.
Из них страховые взносы на обязательное
социальное страхование на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством
составили 721,2 млн. рублей, что на 9,8% больше
аналогичного периода прошлого года. Страховые
взносы на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний увеличились
на 19,4% и составили 156,7 млн. рублей.
На покрытие дефицита бюджета из централизованного
резерва Фонда социального страхования
Российской Федерации получено 168,2 млн.
рублей, что на 14,3 млн. рублей меньше, чем
за аналогичный период прошлого года,
в связи с ростом поступлений страховых
взносов. Расходы бюджета регионального
отделения составили 1 498,9 млн. рублей. По
сравнению с первым полугодием прошлого
года расходы уменьшились на 21,7 млн. рублей.
Более 60% или 927,0 млн. рублей направлено
на выплату пособий по обязательному социальному
страхованию на случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством.
Задолженность за страхователями по
страховым взносам на обязательное социальное страхование на
случай временной нетрудоспособности
и в связи с материнством составила 55,5 млн.руб., в том числе недоимка
– 11,7 млн.руб. Удельный вес недоимки с
начала года снизился на 4,4%.
Задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний составила
54,9 млн.руб., в том числе недоимка – 27,9 млн.руб. Наблюдается
незначительное увеличение удельного
веса недоимки с начала года на 0,7%.
Предусмотренными законодательством
мерами обеспечено поступление страховых
взносов по ОСС ВН в сумме 23,0 млн.руб. - 57,7% от суммы, предъявленной
ко взысканию. Страховые взносы по
ОСС НС поступили в сумме 11,5 млн.руб. - 41,4% от
суммы, предъявленной ко взысканию.
Глава 3.Направления
развития внебюджетных фондов
3.1 Проблемы развития
внебюджетных фондов в ЧР
Главным вызовом и трудноразрешимой
проблемой для пенсионной системы
является деформация структуры расходов
бюджета Пенсионного фонда, вследствие
значительного количества пенсий , назначающихся
до наступления общеустановленного пенсионного
возраста. Наличие большого числа получателей
досрочных пенсий по условиям труда, факторам
производственной среды, медико-биологическим
и социальным особенностям развития и
региональным условиям проживания усугубляется
большим объемом накопленных, в силу ранее
действовавшего законодательства , «нестраховых»
государственных обязательств , которые
в рыночных условиях не обеспечены адекватными
страховыми источниками финансирования
. Система пенсионного страхования в России
многими специалистами оценивается как
не эффективная , одним из подтверждений
является низкое значение коэффициента
замещения утраченного заработка , который
пока не соответствует международным
нормам. Обусловлено это, в первую очередь
, демографическим старением населения
, ведущим к росту числа пенсионеров и
сокращению занятых. Согласно расчетам
Центра стратегических разработок в 2015
году размер пенсий опустится до прежнего
уровня в четверть зарплаты , а дальше
упадет еще сильнее.
С целью воздействия на сложившуюся
ситуацию в 2010 году заложены объективные
экономические и правовые предпосылки
для выполнения этих норм : упразднен единый
социальный налог , разработана новая
система уплаты страховых взносов.
Еще одна проблема системы здравоохранения
– многоканальность финансирования медицинских
организаций . Здравоохранение финансируется
за счет средств ФОМС , федерального бюджета
. Дополнительным каналом поступления
средств в лечебно-профилактические учреждения
являются платные медицинские услуги
и добровольное медицинское страхование.
Это снижает управляемость отрасли , контроль
над рациональными и целевым расходованием
средств и качеством оказания медицинской
помощи.
Наблюдается нарушение принципов
социального страхования, например формирование
социальных прав и последующие выплаты
не находятся в прямой зависимости друг
о друга . Сегодня право на получение
пособия по временной нетрудоспособности
в размере 100% заработка имеет около
80% застрахованных лиц. А значит , у большинства
застрахованных лиц фактически нет мотивации
к возвращению на работу , т.к. не работая,
они получают такой же доход в виде пособия
по временной нетрудоспособности .
В сфере социального страхования
нерешенным остается ряд следующих проблем:
- неэффективное и нецеленаправленное
распределение средств;
- правила и нормы определения
и назначения пособий и выплат
в отдельных видах страхования не соответствуют
современным экономическим отношениям;
- сохраняется недостаточная
прозрачность внебюджетных фондов , практически
отсутствуют паритетное участие социальных
партнеров в управлении системой и финансами
обязательного социального страхования
, государство не поддерживает перехода
к самоуправляемости страховых фондов.
3.2. Перспективы развития
и направления совершенствования деятельности
внебюджетных фондов
Процесс создания,
распределения и использования внебюджетных
фондов непосредственно связан со всеми
экономическими, политическими, социальными
и другими течениями в обществе. Поэтому
при совершенствовании системы внебюджетных
фондов необходимо учитывать внешние
факторы, так как все «жизнедеятельные»
отрасли тесно связаны друг с другом и
изменения в качественно лучшую сторону
одних ведёт к негативным последствиям
других.
Очевидно, без решения
проблем социального страхования на основе
подлинно присущих ему принципов организовать
эффективное функционирование и совершенствование
деятельности внебюджетных фондов не
удастся. В связи с этим ознакомимся с
Концепцией долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации, разработанного
Министерством экономического развития
и торговли России, и рассмотрим возможные
варианты решения и стратегии развития
демографической политики, совершенствование
пенсионного обеспечения и системы здравоохранения
в ближайшей перспективе. С решением этих
проблем, возможно, улучшится система
социального страхования и стабилизуется
организационно-финансовая деятельность
внебюджетных фондов.
В Концепции отмечается,
что доминирующей тенденцией в России
остается снижение численности населения.
Целью государственной демографической
политики является снижение темпов естественной
убыли населения, стабилизация численности
населения и создание условий для ее роста,
а также повышение качества жизни и увеличение
ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо
обеспечить стабилизацию численности
населения на уровне не ниже 142-143 млн. человек
к 2015 году и создание условий для повышения
к 2025 году численности населения до 145
млн. человек и средней продолжительности
жизни до 75 лет .
Согласно указанной
Концепции приоритетными направлениями
государственной демографической политики
Российской Федерации являются следующие:
1. снижение смертности
населения, прежде всего высокой смертности
(мужчин) в трудоспособном возрасте от
внешних причин: снижение смертности и
травматизма в результате дорожно-транспортных
происшествий; профилактика, своевременное
выявление на ранних стадиях и лечение
сердечнососудистых и других заболеваний,
которые дают высокий процент смертности
среди населения; снижение смертности
и травматизма от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний,
профилактика и своевременное выявление
профессиональных заболеваний, разработка
и реализация совместно с работодателями
и объединениями профсоюзов мероприятий
по улучшению условий и охраны труда; снижение
материнской и младенческой смертности.
2. сохранение и укрепление
здоровья населения, увеличение продолжительности
активной жизни, создание условий и формирование
мотивации для ведения здорового образа
жизни, существенное снижение уровня заболеваемости
социально значимыми и представляющими
опасность для окружающих заболеваниями.
Важный вклад в формирование здорового
образа жизни должно внести создание условий
для занятий физической культурой и спортом
различных групп населения;
3. повышение уровня
рождаемости, в том числе за
счет рождения в семьях второго
и последующих детей: развитие
системы поддержки семьи в
связи с рождением и воспитанием
детей, обеспечение государственной
материальной поддержки семей, имеющих
детей; повышение качества оказания медицинской
помощи женщинам в период беременности
и родов, включая развитие перинатальных
технологий; поэтапная ликвидация рабочих
мест с вредными или опасными для репродуктивного
здоровья населения условиями труда и
т.д.
Задачи превращения
России в глобального лидера мировой экономики,
выхода на уровень развитых стран по показателям
социального благосостояния диктуют новые
требования к системе здравоохранения.
С одной стороны, растет ценность здоровья
в системе приоритетов общества, возникают
новые медико-технологические и социальные
вызовы, связанные с изменениями в демографической
структуре населения. От системы здравоохранения
общество ожидает результативного противостояния
тенденции роста смертности населения,
особенно в трудоспособном возрасте. С
другой - благодаря развитию медицинских
технологий существенно повышаются возможности
медицинских служб реально влиять на показатели
здоровья населения, о чем свидетельствуют
значительные успехи в борьбе с наиболее
опасными для жизни заболеваниями, достигнутые
в западных странах за последние 2-3 десятилетия.
В
последние годы государством были сделаны
крупные инвестиции в здравоохранение,
но груз накопленных проблем остается
весьма значительным. Отставание здравоохранения
от западных стран ощущается значительно
сильней, чем многих других ключевых отраслей
экономики. Чтобы противостоять новым
вызовам, необходимо создать по существу
новую систему здравоохранения, повысив
ее технологический, организационный
и профессиональный уровень. Для этого
требуется заметное повышение места здравоохранения
в системе бюджетных приоритетов на всех
уровнях власти.
Необходимо также провести институциональные
преобразования в системе управления
и финансирования здравоохранения. В сочетании
с дополнительными вложениями это позволит
решить наиболее острые проблемы, возникающие
в здравоохранении. Важно сделать развитие
здравоохранения элементом политики борьбы
с неравенством, обеспечив надежную защиту
граждан от особо значительных расходов
в случае серьезных заболеваний. Уровень
этой защиты должен стать важнейшим индикатором
результативности функционирования отрасли.
Цель государственной
политики в области здравоохранения -
повышение качества и доступности медицинской
помощи, улучшение на этой основе показателей
здоровья населения, увеличение продолжительности
жизни, снижение смертности. Достижение
этой цели предполагает сохранение стратегии
приоритетного развития здравоохранения.
Реализация этой цели
предполагает решение следующих приоритетных
задач: 1. увеличение роли
профилактики заболеваний и формирования
здорового образа жизни: существенное
повышение роли профилактической составляющей
в деятельности звена первичной медицинской
помощи - как на основе периодических диспансеризаций,
так и путем постоянного наблюдения за
группами риска; формирование эффективной
системы профилактики алкогольной и наркотической
зависимости, совершенствование законодательной
и нормативной базы в области охраны труда,
окружающей среды, в том числе поощрение
работодателей, реализующих программы
укрепления здоровья и профилактики заболеваний,
создание стимулов для здорового образа
жизни работников;
2. повышение доступности
современных медицинских технологий:
обеспечение бесплатного предоставления
уже имеющихся видов высокотехнологической
помощи, расширение инновационной деятельности
для освоения новых медицинских технологий,
повышение уровня удовлетворения потребности
населения в высокотехнологичной помощи
с 10-20% до 70-80%; стимулирование инвестиций
бизнеса в инфраструктуру здравоохранения
и инновационную деятельность на основе
механизмов государственно-частного партнерства;
масштабные вложения в повышение профессионального
уровня врачей и среднего медицинского
персонала с акцентом на их постоянное
переобучение и освоение передовых западных
и отечественных медицинских технологий;
обеспечение соответствия медицинской
практики требованиям клинических руководств
и медицинских стандартов, приближение
этих требований к уровню индустриально
развитых стран;
3. повышение качества
и доступности медицинской помощи
на основе существенного улучшения
организации и финансового обеспечения
медицинской помощи: конкретизация и законодательное
закрепление государственных гарантий
в отношении видов, объемов, порядка и
условий оказания бесплатной медицинской
помощи; модернизация системы ОМС, концентрация
в ней основной части средств государственного
финансирования здравоохранения, расширение
функций страховых медицинских организаций
и повышение их роли в планировании медицинской
помощи; повышение федеральных требований
к размеру взносов субъектов РФ на обязательное
медицинского страхования (ОМС) неработающего
населения, использование механизма обусловленных
федеральных субсидий; смягчение региональных
различий в уровне финансового обеспечения
здравоохранения за счет средств федерального
бюджета и централизуемой части поступлений
от ЕСН;
4. расширение возможностей
выбора на основе формирования
конкурентных рынков медицинского
страхования и медицинских услуг:
косвенное стимулирование развития
добровольного медицинского страхования
(ДМС), включая создание возможности объединения
взносов, уплачиваемых в рамках ОМС и ДМС;
содействие формированию конкурентной
модели ОМС с акцентом на создание условий
для выбора страховщика самим застрахованным,
а не работодателем, в том числе обеспечение
доступности информации о деятельности
страховщиков и медицинских организаций
для облегчения выбора застрахованных
лиц; конкурсный отбор медицинских организаций
для выполнения государственных, муниципальных
заданий; формирование четких правил деятельности
частных медицинских организаций, расширение
их участия в системе ОМС с использованием
тарифов, отражающих реальные затраты
на оказание медицинской помощи;