Развитие солидарных
и экономически рациональных форм привлечения
средств населения с одной стороны позволит
сократить масштабы неформальных (нелегальных)
платежей пациентов, с другой - обеспечит
постепенный перевод платных медицинских
услуг из государственных и муниципальных
учреждений в частные медицинские организации.
В свою очередь это усилит требования
к сокращению излишних мощностей бюджетных
учреждений, сегодня используемых для
оказания платных услуг.
Решение перечисленных
задач обеспечит снижение смертности
от различных заболеваний в среднем в
1,5-2 раза. Средняя продолжительность жизни
с хронической патологией после установления
заболевания возрастет с 11,5 до 16 лет. Доля
государственных расходов на здравоохранение
в ВВП возрастет с 3,7 % в 2007 г. до 4,7-5% в 2020 г., частных расходов
- с 2,3% до 2,7% (включая покупку медикаментов).
Развитие пенсионной
системы на основе заложенных в нее страховых
принципов, будет направлено на повышение
жизненного уровня всех категорий пенсионеров
и обеспечение финансовой устойчивости
и сбалансированности пенсионной системы.
Гражданам, не выработавшим минимальной
нормы страхового стажа, будет обеспечиваться
минимальный федеральный стандарт пенсионного
обеспечения.
С целью повышения
уровня материальной поддержки граждан,
уже получающих пенсию, будут осуществлены
следующие меры: решение проблемы бедности
среди пенсионеров на основе введения
эффективных механизмов материальной
поддержки лиц, с низким уровнем жизни;
повышение эффективности управления пенсионной
системой; обеспечение стабильного поступления
средств на финансирование трудовой пенсии
на основе использования механизма регулярной
индексации параметров регрессивной шкалы
единого социального налога и страховых
взносов в Пенсионный фонд Российской
Федерации.
Увеличение будущих
пенсий работникам, выходящим на пенсию
в течение ближайших 20 лет и формирующих
свои пенсионные права в основном в рамках
распределительного компонента пенсионной
системы, предполагается добиться на основе
усиления роли страховой части трудовой
пенсии в обеспечении дифференциации
пенсионных выплат в зависимости от продолжительности
и объема участия работника в обязательном
пенсионном страховании.
Все граждане, как работники,
так и пенсионеры смогут реализовать дополнительные
возможности по увеличению своих пенсий
на основе формирования системы софинансирования
добровольных пенсионных накоплений населения
государством, а также работодателями;
развития системы негосударственного
пенсионного обеспечения и добровольного
пенсионного страхования за счет осуществления
дополнительных мер по их стимулированию;
создания механизмов использования части
активов, находящихся в государственной
собственности, для увеличения размера
пенсионных накоплений и пенсионных выплат.
Предусматривается
реформирование единого социального налога
и взносов на обязательное пенсионное
страхование, предусматривающее поддержание
эффективного тарифа. Следует также последовательно
сокращать налоговую нагрузку на малообеспеченные
слои населения, совершенствовать в стимулирующих
целях механизмы налогообложения доходов
населения. Реформирование налогов и взносов
на социальные нужды должно проводиться
в увязке с реформой систем пенсионного,
медицинского и социального страхования.
Необходимость сокращения
разрыва между доходами работающего населения
и пенсионеров в условиях ухудшения демографической
ситуации потребуют привлечения дополнительных
ресурсов на финансирование пенсионных
выплат. В долгосрочной перспективе положительный
эффект принесут ожидаемые нововведения
в пенсионной системе, в том числе, реализация
программы софинансирования добровольных
пенсионных накоплений с использованием
средств Фонда национального благосостояния.
На протяжении всего периода средства
Фонда национального благосостояния и
доходы от их инвестирования будут использоваться
на софинансирование добровольных пенсионных
накоплений граждан, а также обеспечение
сбалансированности пенсионной системы.
Мероприятия
:
1. Для совершенствования
управляющей части системы ПФР в работе
предложен один из инструментов, обеспечивающих
повышение эффективного и ответственного
управления средствами бюджета - внедрение
принципов бюджетирования, ориентированного
на результат (БОР).
БОР представляет собой
технологию управления определенных систем
целей и задач, обеспечивающих единство
проводимой в стране государственной
политики, а также взаимосвязь между выделяемыми
на ее реализацию бюджетными ресурсами
и оценкой результатов их использования
с точки зрения эффективности и результативности.
БОР позволит соизмерять затраты и результаты,
выбирать наиболее эффективные пути расходования
бюджетных средств, своевременно оценивать
степень достижения запланированных результатов
и их качества. Результаты могут оцениваться
как количественными, так и качественными
показателями, главные требования к которым
- измеримость, сопоставимость, достижимость,
релевантность, четкая увязка с фактором
времени. Одной из целей внедрения метода
БОР, является получение оптимальных показателей
результатов деятельности ПФР при их соотношении
к использованным финансовым ресурсам.
Заключение
Расширение деятельности государства
привело к созданию значительного количества
специальных фондов, многие из которых
сохранили свою самостоятельность даже
после создания государственного бюджета,
основанного на объединении различных
фондов. Среди них ведущую роль заняли
государственные социальные внебюджетные
фонды.
С позиции развития национальной
экономической системы целесообразно
рассматривать внебюджетные фонды как
фонды денежных средств, образуемых вне
федерального бюджета и бюджетов субъектов
РФ и предназначенных для реализации конституционных
прав граждан на пенсионное обеспечение,
в случае безработицы, охрану здоровья
и медицинскую помощь. В РФ государственными
социальными внебюджетными фондами являются:
Пенсионный фонд России, Фонд социального
страхования и Фонд обязательного медицинского
страхования. Эти фонды носят строго целевое
назначение и выполняют возложенные на
них государством определенные функции
в системе социального страхования.
Так, Пенсионный фонд РФ создан
в целях государственного управления
финансами пенсионного обеспечения; Фонд
социального страхования - для обеспечения
государственных гарантий в системе социального
страхования; Фонд обязательного медицинского
страхования - для обеспечения стабильности
государственной системы обязательного
медицинского страхования. Каждый из них
формируется в основном за счет перераспределения
национального дохода, а именно за счет
специальных налогов и сборов, средств
из бюджета и займов.
Низкий размер страхового возмещения,
сложившийся в нашей стране, объясняется
заниженным объемом расходов на заработную
плату, которая является базой для начисления
страховых взносов, - всего 26% ВВП. Обеспечение
существенной положительной динамики
оплаты труда должно стать приоритетом
социальной политики и условием создания
цивилизованной системы социального страхования.
Также к институциональным недостаткам
в существующей России системы социального
страхования относится преобладание перераспределительных
подходов и механизмов в ущерб страховым,
когда до 30-40% финансовых ресурсов используется
для целей социальной помощи лицам, не
имеющим прав на страховые выплаты. Столь
высокие доли перераспределения ресурсов
присущи системам социальной помощи и
государственного социального обеспечения,
но никак не социальному страхованию.
Снижение процентных ЕСН (с 39,5% в 2000 г. и
до 26% в настоящее время), за счет которого
финансируются внебюджетные фонды, привело
к образованию дефицита их бюджетов, который
покрывается за счет дотаций из федерального
бюджета. Возрастающие масштабы проблем
в области социальной политики обусловлены
следующими причинами: социальная напряженность
в стране (невысокий уровень жизни), демографический
кризис (естественная убыль и старение
населения), экономические факторы (низкий
уровень оплаты труда у большинства работающих,
которая служит базой для начисления выплат);
существующее положение дел усугубляется
постоянным повышением цен.
В последние годы уделяется
особое внимание проблемам пенсионного
обеспечения, и предпринимаются попытки
для усовершенствования пенсионной системы
и деятельности ПФР. Главная черта модели
социальной политики - превалирование
институтов государственного социального
обеспечения и социальной помощи - фактически
блокирует развитие рыночного института
социального страхования. Поэтому совершенствование
системы социального страхования является
насущной необходимостью.
Целесообразность консолидации
каналов сбора страховых взносов и централизованного
целевого распределения средств. Это,
очевидно, позволит упростить плательщикам
процедуру расчета и перечисления страховых
взносов, а министерству налогов и сборов
- повысить качество контроля над сроками
и правильностью их начисления и уплаты.
Мировой опыт демонстрирует
перспективность развития национальных
систем обязательного социального страхования.
Они существуют как самостоятельные, с
высокой степенью автономности институты
социальной защиты. Государственное социальное
обеспечение дополняет, но не поглощает
социальное страхование. Существующие
сегодня во многих развитых странах системы
социального страхования основаны на
единстве и взаимодействии добровольных
и обязательных (в том числе государственных)
систем страхования. Это дает основания
утверждать, что государственные и дополнительные
частные системы социального страхования
рассматриваются на Западе как единая,
по существу, схема достижения намеченного
уровня социальной защиты населения.
Для совершенствования системы
социальной политики в краткосрочной
перспективе необходимо выполнить следующие
задачи: сформировать сеть современных
центров высокотехнологичной помощи,
сделать крупные вложения в повышение
профессионального уровня врачей и развитие
материально-технической базы массовой
медицины; конкретизировать государственные
гарантии медицинской помощи и создать
новые механизмы привлечения государственных
и частных средств в систему здравоохранения;
сформировать экономические условия для
повышения эффективности использования
ресурсов здравоохранения, начать реализацию
новой системы оплаты труда медицинских
работников, расширить хозяйственную
самостоятельность медицинских учреждений,
сформировать условия для развития частной
медицины; апробировать новые механизмы
преобразования структуры оказания медицинской
помощи; создать реальные условия для
потребительского выбора страховщиков
и медицинских организаций, в том числе
на основе реализации конкурентной модели
ОМС.
В долгосрочной перспективе
предполагается внедрить в массовом масштабе
современные медицинские стандарты; обеспечить
повышение оплаты труда медицинских работников
до среднего уровня по экономике; существенно
смягчить региональные различия в уровне
финансового обеспечения здравоохранения;
вывести в частную систему здравоохранения
основную часть платных медицинских услуг,
оказываемых в государственных, муниципальных
учреждениях; создать современную сеть
медико-социальной помощи для обслуживания
пожилых людей и т.д.
Следует отметить, что при совершенствовании
системы внебюджетных фондов необходимо
учитывать внешние факторы, так как все
«жизнедеятельные» отрасли тесно связаны
друг с другом и изменения в качественно
лучшую сторону одних ведёт к негативным
последствиям других.
Список использованной
литературы
1. Бюджетный кодекс Российской
Федерации от 31.07.1998 г. №145-ФЗ (с пос.
изменениями от 03.01.2006 г.).
2. Конституция Российской Федерации
от 12.12.1993г.
3. Федеральный закон от 19.12.2006 г.
№236-ФЗ «О бюджете Пенсионного
фонда Российской Федерации на
2007 г.».
4. Федеральный закон от 19.12.2006 г.
№234-ФЗ «О бюджете Фонда социального
страхования Российской Федерации на
2007 г.».
5. Федеральный закон от 29.12.2006 г.
№243-ФЗ «О бюджете Федерального
фонда обязательного медицинского
страхования на 2007 г.».
6. Бурдыгина Е.А. Возникновение и развитие
социального страхования в России // «Экономика
и финансы», Москва, 2007.
7. Государственные внебюджетные
социальные фонды в системе
социального обеспечения. Гафурова Г.Т.,
Белицкая Г.Н. – Казань: Познание, 2007.
8. Капкаева Н.З. Государственные целевые
бюджетные и внебюджетные фонды. 3-е изд.,
перераб. и доп. – Казань, КГФЭИ, 2006.
9. Косырев Б.А. Внебюджетные фонды: платежи,
социальные выплаты. – 2-е изд., перераб.
и доп. – М.: УМЦ, 2000.
10. Организационно-экономические основы
пенсионной системы Российской
Федерации. Под общ. ред. Шафигуллина
А.Р., Груничева А.С., Мишиной Л.М – Казань:
КГУ, 2006.
11. Право социального обеспечения.
/ сост. Желудков А.В. – М : Юрайт, 2009.
12. Дегтярев Г.П. Единый социальный
налог и пенсионная система: проблема
трансформации // Аналитический вестник
Совета Федерации Федерального
Собрания РФ. – 2006.
13. Роик В.Д. Эволюция форм социальной
защиты и формирование элементов социального
страхования // Страховое дело. – 2006.