Социальные внебюджетные фонды РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:34, контрольная работа

Краткое описание

1.Внебюджетные фонды РФ: понятие и социально-экономическая роль.
В первую очередь рассмотрим понятие внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами:

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 34.64 Кб (Скачать)

            Социальные внебюджетные фонды РФ

1.Внебюджетные  фонды РФ: понятие и социально-экономическая роль.

В первую очередь рассмотрим понятие внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.

Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими  причинами:

1) необходимостью  выделения специальных денежных  ресурсов с целью их более  эффективного и строго целевого  использования;

2) необходимостью  определения особых и одновременно  устойчивых финансовых источников  для удовлетворения специальных  потребностей государства;

3) необходимостью  изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению и т.п. Мысляева И. М.Государственные и муниципальные финансы. - М.:Инфра-М,2007. - С.263

Внебюджетные  фонды появились задолго до возникновения  единого центрального денежного  фонда государства (бюджета) в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство  нуждалось во все новых расходах. Средства их покрытия концентрировались  в особых фондах и были предназначены  для специальных целей. Такие  фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно  менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция  к увеличению количества и объема фондов. Множественность специальных  фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась  нехватка средств, в других - избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением  централизованного государства  начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом стал законом, и поэтому обязательным к исполнению.

На основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР» от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР  могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые  от бюджетов соответствующих органов  власти. Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих  актов высших органов власти, в  которых регламентируются принципы функционирования. В современных  условиях повышается значение внебюджетных фондов.

Увеличение  количества и объема этих фондов объясняется  рядом причин. Во-первых, у органов  государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства  в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики. Во - вторых, эти фонды, будучи автономными  от бюджета, предназначались для  решения новых важных задач, которые  требуют особого внимания со стороны  государства. В - третьих, внебюджетные фонды могут при определенных условиях использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм кредита.

Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей Ковалев. Финансы и  кредит. - М.:Финансы и статистика,2005.-С.55:

1) запланированы  органами власти и управления  и имеют строгую целевую направленность;

2) денежные  средства фондов используются  для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

3) формируются,  в основном, за счет обязательных  отчислений юридических и физических  лиц; 

страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и  являются обязательными;  

4) на  отношения, связанные с исчислением,  уплатой и взысканием взносов  в фонды, распространено большинство  норм и положений Закона РФ  «Об основах налоговой системы  РФ;

5) денежные  ресурсы фонда находятся в  государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо  цели, прямо не предусмотренные  законом; 

6) расходование  средств из фондов осуществляется  по распоряжению Правительства  РФ или специально уполномоченного  на то органа (правление фонда.

Государственными  внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

1) Пенсионный  фонд Российской Федерации;

2) Фонд  социального страхования Российской  Федерации;

3) Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования.

Таким образом, можно сделать вывод, что  внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они  позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление  использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить  ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан  получает доходы из внебюджетных фондов РФ.

2.Характеристика бюджетов социальных внебюджетных фондов.

 Пенсионный  фонд Российской Федерации.

Пенсионный  фонд РФ был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 2 декабря 1990 г., в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения  в Российской Федерации. Он является самостоятельным финансово - кредитным  учреждением, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с  законодательством в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения. Его деятельность регламентируется Положением о Пенсионном фонде. Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет фонда и отчёт о его использовании утверждаются федеральным законом.

Главными  задачами Пенсионного фонда РФ являются:

§ Выплаты  в соответствии с действующим  на территории Российской Федерации  законодательством, межгосударственными  и международными договорами государственных  пенсий в виде трудовых, военных  и социальных пособий, а также  пенсий по инвалидности, в том числе  граждан, выезжающим за пределы Российской Федерации;

§ Пособий  по уходу за ребёнком в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий  по случаю потери кормильца, компенсационных  выплат;

§ Организация  и ведение индивидуального (персонифицированного) учёта застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования», а также  организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиком страховым взносом в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Государственная пенсионная система в России функционирует  на принципе непрерывной финансовой солидарности поколений работающего  и нетрудоспособного населения. Сложившаяся в России демографическая  ситуация увеличивает пенсионную нагрузку на работающее население. В этих условиях государство стремится поднять  уровень государственных пенсий до минимального прожиточного минимума, что ведёт к выравниванию государственных  пенсий и ослаблению стимулов к их «зарабатыванию».

Общее руководство Пенсионного фонда  осуществляется правлением, оперативное  управление - исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации  органами оперативного управления являются отделения Пенсионного фонда, а  в городах и районах - уполномоченные отделения.

Правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение  средств Фонда между регионами  для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделениях и уполномоченных отделениях Пенсионного  фонда. Финансовое положение Пенсионного фонда к 2001 г. значительно укрепилось. В 2000 - 2001 гг. неоднократно производилось увеличение пенсий.

Программа пенсионной реформы РФ, утверждённая в мае 1998 г., в перспективе предусматривает  переход от действующей распределительной  системы пенсионного обеспечения  к смешанной, а также введение персонифицированного учёта в системе государственного пенсионного страхования.

Введение  индивидуально - персонифицированного учёта в системе государственного пенсионного страхования обусловлено  следующими факторами:

1. созданием  условий для назначения пенсий  в соответствии с результатами  труда каждого застрахованного  лица;

2. обеспечением достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при её назначении;

3. созданием  информационной базы для реализации  и совершенствования пенсионного  законодательства, для назначения  пенсий на основе страхового  стажа застрахованных лиц и  их страховых взносов;

4. развитием  заинтересованности застрахованных  лиц в уплате страховых взносов  в Пенсионный фонд РФ;

5. созданием условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

6. упрощением  порядка и ускорением процедуры  назначения государственных трудовых  пенсий застрахованным лицам.

Индивидуальный  учёт в системе государственного пенсионного страхования строится на следующих принципах:

§ единство государственного пенсионного страхования  в РФ;

§ всеобщность  и обязательность уплаты страховых  взносов в Пенсионный фонд РФ и  учёта сведений о застрахованных лицах;

§ доступность  для каждого застрахованного  лица сведений о нём;

§ использование  сведений о застрахованных лицах  для целей пенсионного обеспечения; 

§ соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым плательщиком для  индивидуального учёта, сведениям  о фактически перечисленных этим плательщиком суммам страховых взносов;

§ осуществление  индивидуального учёта в процессе всей трудовой деятельности застрахованного  лица.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой  счёт с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальный  органы выдают каждому застрахованному  лицу страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные.

Лицо, впервые  поступившее на работу по трудовому  договору, получает страховое свидетельство  по месту работы. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, не являются субъектами государственного пенсионного страхования, кроме несовершеннолетних, получающих пенсию по случаю потери кормильца.

Страховые свидетельства государственного пенсионного  страхования хранятся у застрахованных лиц. Изменение сведений о застрахованном лице влечёт за собой необходимость  внесения соответствующих изменений  в его индивидуальном страховом  счёте.

Сведения  о застрахованных лицах представляются плательщиками страховых взносов  в Пенсионный фонд РФ. Работодатели представляют сведения о всех лицах, работающих у них по трудовому договору, за которых они уплачивают страховые взносы. Сведения передаются в те органы Фонда, в которых эти работодатели зарегистрированы в качестве плательщиков страховых взносов. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в Фонд, сами представляют сведения о себе в органы Фонда по месту своей регистрации в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования.

Информация о работе Социальные внебюджетные фонды РФ