Социальные внебюджетные фонды РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:34, контрольная работа

Краткое описание

1.Внебюджетные фонды РФ: понятие и социально-экономическая роль.
В первую очередь рассмотрим понятие внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами:

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 34.64 Кб (Скачать)

Вновь созданные юридические лица, а  также индивидуальные предприниматели  регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов в тридцатидневный  срок со дня учреждения. Банки открывают  им расчётные и иные счета при  предъявлении документа, подтверждающего  регистрацию в качестве плательщика  страховых взносов. 

Важней  принцип любого пенсионного фонда - солидарная ответственность поколений. Его цель обеспечить заработанный человеком  уровень жизненных благ путём  перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние - примут обеспечение нынешних) и в пространстве - где бы человек не жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определённый прожиточный уровень в будущем.

Средства  Пенсионного фонда РФ формируются  за счёт трёх главных источников: страховых  взносов работодателей и работающих, ассигнований из федерального бюджета  РФ. Часть средств поступает за счёт капитализации (вложения в коммерческие структуры) временно свободных средств. Кроме того, Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств Фонд может использовать кредиты банков.

Страховые ставки взносов в Пенсионный фонд (тарифы) установлены в 1999 г. (Федеральным  законом от 4 января 1999 г. № 1 - ФЗ «О тарифах  страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования  РФ, Государственный фонд занятости  населения РФ, в фонды обязательного  медицинского страхования на 1999 г.»):

1. для  работодателей - предприятий, учреждений, организаций (в том числе иностранных  юридических лиц) - в размере 28% от начисленной оплаты труда  в денежной и натуральной формах  по всем основаниям независимо  от источников финансирования, включая  вознаграждение по договорам  гражданско-правового характера;

2. для  работодателей - колхозов, совхозов, предприятий по производству  сельскохозяйственной продукции  в размере 20,6% от выплаченных  работающим сумм;

3. для  граждан, занимающихся индивидуальной  трудовой деятельностью и частной  практикой (аудиторы, нотариусы и  др.), - 28% их дохода;

4. для  крестьянских (фермерских) хозяйств - 20,6% от дохода их деятельности  за вычетом расходов, связанных  с его извлечением;

5. для  работающих - 1% дохода.

Начисленная оплаты труда включает все виды вознаграждений штатным, нештатным, сезонным, временным работникам, а также работающим по совместительству. Правительство РФ предусмотрело Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд (от 7 мая 1997 г.). 

Отчисления  в Фонд хозяйствующие субъекты включают в себестоимость продукции (работ, услуг).

Общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также находящиеся в полной их собственности предприятия, организации, созданные для осуществления их уставных целей с численностью работающих инвалидов (пенсионеров) более 50%, освобождены от страховых взносов. Перечень юридических лиц, подлежащих освобождению от уплаты взносов, определяется Правительством РФ.

Срок  оплаты страховых взносов в Фонд для работодателей - один раз в  месяц не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены  страховые взносы. В таком же порядке  работодатели начисляют и удерживают страховые взносы с работников, включая  работающих пенсионеров. Предприниматели, осуществляющие свою деятельность без  образования юридического лица, уплачивают страховые взносы в Фонд в сроки, установленные для подоходного  налога, т.е. по 1/3 годовой суммы к 15 июля, 15 августа, 15 ноября. Крестьянские (фермерские) хозяйства вносят платежи  один раз в год не позднее 1 апреля следующего года. При недостаточности  средств у плательщика взносы в ПФР оплачиваются в третью очередь.

К работодателям  и другим плательщикам страховых  взносов, которые не внесли установленные  для них средства в Фонд или  внесли в меньших размерах, применяются  финансовые санкции. Размер этих санкций  определяется федеральным законом  и зависит от степени правонарушений, вида плательщиков и их повторяемости.

Пенсионный  фонд используется на выплату: государственных  трудовых пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсаций пенсионерам, пособий  для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам пересматриваются в сторону повышения, несколько  приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные  пенсии.

Руководство Фондом осуществляет Правление и  его постоянно действующий орган - исполнительная дирекция, которой  подчиняются отделения в республиках  в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно - территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансированию расходов органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контролю за расходованием средств.

Кроме Пенсионного фонда назначением  и перераспределением размера пенсий занимаются Министерство труда и  социальной защиты, Министерство связи, доставляющее пенсию получателю, Сберегательные банки, обеспечивающие пенсионеров  наличными деньгами и безналичными перечислениями.

Бюджет  Пенсионного фонда, определяющий повседневную жизнь крупнейшего и наиболее общественно значимого финансово - кредитного учреждения, подготавливается в рамках бюджетного законодательства в соответствии с Постановлением Правительства РФ. В Законе о бюджете  Фонда утверждается общая сумма  дохода, в том числе по источникам, и общая сумма расходов по направлениям. Объём поступлений доходов в  бюджет Фонда в 1997 г. составил 183,1 млрд.руб., а расходы - 177,2 млрд. руб.

Источниками формирования средств Пенсионного  фонда являются:

1. страховые  взносы работодателей в виде  отчислений от социального налога;

2. ассигнования  из федерального бюджета (в  том числе на выплату государственных  пенсий и пособий военнослужащим, их семьям; социальных пенсий, пособий  на детей старше полутора лет);

3. средства, возмещаемые из бюджета в связи  с назначением досрочных пенсий  безработным;

4. средства, взыскиваемые с работодателей,  в результате предъявления регрессивных  требований;

5. доходы  от капитализации временно свободных  средств;

6. беспроцентные  ссуды, займы и кредиты;

7. добровольные  взносы юридических и физических  лиц; 

8. другие  поступления.

За счёт страховых взносов работодателей, работающих граждан, а с 2001 г. - отчислений от социального налога формируется  около 90% доходов Пенсионного фонда.

Второй по объёму поступлений статьёй доходов Пенсионного фонда являются поступления из федерального бюджета. За счёт этого источника формируется до 10% и более бюджета ПФ.

Из других статей дохода ПФ в последние годы наиболее значимыми являются средства, поступающие за счёт применения финансовых санкций к работодателям и  капитализация временно свободных  средств (до 5%).

Средства  Пенсионного фонда направляются на:

1. выплату  государственных пенсий;

2. выплату  пособий по уходу за ребёнком  в возрасте старше полутора  лет;

3. оказание  органами социальной защиты населения  материальной помощи престарелым  и нетрудоспособным гражданам;

4. финансовой  и материально - техническое обеспечение  текущей деятельности Пенсионного  фонда РФ и его органов.

Более 90% расходов по выплате государственных  пенсий производится органами социальной защиты населения через уполномоченные банки. В ряде субъектов РФ создана  единая пенсионная служба, где назначение и выплата пенсий проводятся отделениями  Пенсионного фонда. Страховые взносы в виде отчисления от социального  налога собираются на счетах региональных отделений ПФ в субъектах РФ, откуда и осуществляется финансирование расходов в регионе. Перераспределение средств  между региональными отделениями  ПФ для обеспечения сбалансированности доходов и расходов осуществляет правление ПФ и его исполнительная дирекция. Отчёты об исполнении бюджета  представляются правлением Пенсионного  фонда на рассмотрение и утверждение  в Федеральное Собрание РФ и Президенту РФ. 
 
 

 Фонд социального страхования.

Фонд  социального страхования создан в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. №822 «О Фонде социального страхования  Российской Федерации» и действует  в соответствии с Положением от 12 февраля 1994 г. №101 «О Фонде социального  страхования Российской Федерации». Ныне действует в соответствии с  Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. как самостоятельное государственное  некоммерческое финансово - кредитное  учреждение. Фонд социального страхования, как и Пенсионный фонд, является автономным и строго целевым. Создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и улучшения материальных условий определённых групп населения.

Фонд  предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает  в качестве специализированного  финансово - кредитного учреждения при  Правительстве РФ.

Денежные  средства и иное имущество, находящееся  в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закреплённое за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной  собственностью. Денежные средства Фонда  не входят в состав бюджетов соответствующих  уровней, других фондов и изъятию  не подлежат.

Бюджет  Фонда и отчёт о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных  отраслевых отделений Фонда и  отчёты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем  Фонда.

В Фонд социального страхования РФ входят следующие исполнительные органы:

1. региональные  отделения, управляющие средствами  государственного социального страхования  на территории субъектов Российской  Федерации;

2. центральные  отраслевые отделения, управляющие  средствами государственного социального  страхования в отдельных отраслях  хозяйства;

3. филиалы  отделений, создаваемые региональными  и центральными отраслевыми отделениями  Фонда по согласованию с председателем  Фонда. 

Фонд, его  региональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами, имеют текущие валютные и иные счета в банках. Главными задачами Фонда являются:

§ обеспечение  гарантированных государством пособий  по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учёт в ранние сроки беременности, при  рождении ребёнка, по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия  на погребение или возмещение стоимости  гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

§ участие  в разработке и реализации государственных  программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального  страхования.

Кроме того, Фонд участвует в разработке и рационализации государственных  программ охраны здоровья работников и мер по совершенствованию социального  страхования.

Положение о Фонде утверждено Правительством РФ от 12 февраля 1992 г., на основе которой  действует Инструкция о порядке  начисления и уплаты страховых взносов, расходования и учёта средств  Государственного социального страхования (от 2 октября 1996 г.).

Фонд  социального страхования РФ состоит  из региональных отделений, 14 центральных  отраслевых отделений (деятельность которых  имеет межрегиональный характер) и филиалов отделений.

Работодатели  обязаны зарегистрироваться в Фонде  социального страхования так  же, как и в Пенсионном фонде.

Информация о работе Социальные внебюджетные фонды РФ