Социальные внебюджетные фонды РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:34, контрольная работа

Краткое описание

1.Внебюджетные фонды РФ: понятие и социально-экономическая роль.
В первую очередь рассмотрим понятие внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами:

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 34.64 Кб (Скачать)

Средства  Фонда формируются за счёт:

1. страховых  взносов работодателей в виде  отчислений от социального налога;

2. страховых  взносов индивидуальных предпринимателей, родовых, семейных общин малочисленных  народов Севера ,занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, обязанных уплачивать взносы в соответствии с действующим законодательством; 

3. доходов  от капитализации временно свободных  средств;

4. ассигнований  из федерального бюджета на  покрытие расходов, связанных с  предоставлением льгот (пособий  и компенсаций) лицам, пострадавшим  вследствие радиационных аварий  и их последствий;

5. добровольных  взносов граждан и юридических  лиц;

6. поступлений  от реализации путёвок, оплачиваемых  за счёт средств Фонда;

7. средств,  взыскиваемых со страхователей,  в результате предъявления регрессивных  требований;

8. других  поступлений.

На долю страховых взносов в последние  годы приходилось до 94% доходов Фонда; около 2% составляли доходы от поступлений  за путёвки и проценты по вкладам, примерно столько же составляли поступления  из федерального бюджета.

С 1 января 1999 г. Федеральным законом установлен норматив отчислений в Фонд в размере 5,4% по отношению к начисленной  оплате труда для юридических  лиц и к доходу для индивидуальных предпринимателей. Работающие в этот Фонд не платят. Расчёт нормативной базы и сроки оплаты взносов такие же, как и в Пенсионный фонд.

Порядок перечисления средств страхователями в Фонд социального страхования отличаются от других внебюджетных фондов. В среднем более 85% начисленных страховых взносов остаётся плательщику до конца отчётного периода на цели социального страхования. Если эти средства полностью в отчётном периоде не израсходованы, то остаток перечисляется в бюджет Фонда следующего года. Все страховые взносы в Фонд учитываются на едином текущем счёте Фонда и его исполнительного органа.

Часть поступивших взносов в Фонд направляется на создание централизованного резервного фонда для предоставления помощи регионам.

Для обеспечения  деятельности Фонда создаётся центральный  аппарат, а в региональных и центральных  отраслевых отделениях - аппараты органов  Фонда. При Фонде образуется Правление, а при региональных и центральных  отраслевых отделениях - координационные  советы. Руководство деятельностью  Фонда осуществляется его председателем, который назначается Правительством РФ.

Фонды обязательного медицинского страхования.

Фонды обязательного медицинского страхования  Российской Федерации образованы в  соответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. №1499-1 «О медицинском страховании  граждан в Российской Федерации», полностью введённым в действие с 18 января 1993 г. (Положения, касающиеся добровольного страхования и  деятельности страховых медицинских  организаций, вступили в силу с 1 октября 1991 г.). Закон определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения. Он направлен на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.

Цель  медицинского страхования состоит  в предоставлении гарантий гражданам  при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи за счёт накопленных средств, а также  в финансировании профилактических мероприятий. Медицинское страхование  осуществляется в Российской Федерации  в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное  медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации  равные возможности в получении  медицинской и лекарственной  помощи, предоставляемой за счёт средств  обязательного медицинского страхования  в объёме и на условиях, соответствующих  программам обязательного медицинского страхования.

Введение  обязательного медицинского страхования  означало для государственного здравоохранения  переход к смешанной системе  финансирования - бюджетно-страховой. Бюджетные средства обеспечивают финансирование в части неработающего населения (пенсионеры, домохозяйки, учащиеся и  т.д.), а внебюджетные средства - работающих граждан. Страхователями соответственно выступают исполнительные органы субъектов  РФ, местного самоуправления (они уплачивают взносы на неработающее население) и  хозяйствующие субъекты (организации), а также граждане-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица.

Фонды обязательного медицинского страхования  являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями. Они предназначены  для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское  страхование, обеспечение финансовой стабильности государственной системы  обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Финансовые  средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной  собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования  создан в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. №4543-1 «О порядке финансирования обязательного  медицинского страхования граждан  на 1993 год» и действует на основании  Положения, утверждённого данным постановлением.

На Федеральный  фонд ОМС возложены следующие  основные функции:

§ выравнивание условий деятельности территориальных  фондов ОМС по обеспечению финансирования программ в рамках обязательного  медицинского страхования;

§ финансирование целевых программ в рамках обязательного  медицинского страхования;

§ разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию Закона РФ «О медицинском страховании граждан  в Российской Федерации»;

§ организация  подготовки специалистов для системы  ОМС;

§ участие  в создании территориальных фондов ОМС и в разработке базовой  программы ОМС.

Территориальные фонды ОМС создаются местными органами власти и действуют на основании  Положения о территориальном  фонде ОМС, утверждённого Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. №4543-1, для реализации государственной  политики в области ОМС как  составной части государстве5нного  социального страхования. В городах  и районах могут создаваться  филиалы, действующие в соответствии с Положением, утверждённым исполнительным директором территориального фонда  ОМС.

На территориальный  фонд ОМС возложены следующие  основные функции: 

§ финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщиками);

§ выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направленное на проведение ОМС;

§ предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

§ создание финансовых резервов для обеспечения  устойчивости системы ОМС;

§ организация  банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в территориальный  фонд.

Фонды обязательного медицинского страхования  РФ создаются на федеральном, а также  территориальном уровне. Местные  органы самоуправления утверждают эти  фонды и регулируют их деятельность на основе Положения о территориальных  фондах обязательного медицинского страхования, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1993 г. В городах и районах могут  создаваться филиалы. На основании  указанных официальных документов разработана Инструкция о порядке  взимания и учёта страховых взносов  в эти фонды (Постановление Правительства  РФ от 11 октября 1993 г.). 29 июля 1998 г. Правительство  РФ утвердило Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Федеральным законом предусмотрено образование  страховых медицинских компаний, учредителями которых выступает  местная администрация. Они действуют  при наличии лицензий на обязательное медицинское страхование. Главная  их задача: подбор дееспособных медицинских  учреждений, способных оказывать  качественную медицинскую помощь, и  заключение с ними договоров на обслуживание, а также оплата их услуг. Предусматриваются  ежегодный отчёт таких компаний и публикация в печати балансового  отчёта.

Фонды обязательного медицинского страхования  формируются за счёт страховых взносов  и бюджетных ассигнований. Плательщиками  выступают предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности  и организационно-правовых форм деятельности, а также органы исполнительной власти, осуществляющие платежи за неработающих граждан (детей, учащихся и студентов, пенсионеров и других категорий). Плательщики страховых взносов подлежат регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования в течение 30 дней со дня своего учреждения.

Тариф страховых взносов определяется федеральной властью по предъявлению Правительства РФ. В 1999 г. он составил 3,6% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям в следующем соотношении: в Федеральный фонд в размере 0,2% и в территориальный фонды в размере 3,4%. Страховые взносы не начисляются на выходное пособие при увольнении, компенсационные выплаты, стоимость бесплатно предоставляемых разнообразных услуг, дивиденды, начисляемые на акции, и другие выплаты. От уплаты страховых взносов в фонды освобождаются общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления уставных целей.

Плательщики кроме граждан, занимающихся предпринимательской  деятельностью, уплачивают страховые  взносы один раз в месяц в срок, установленный для получения  заработной платы за истекший месяц.

Средства  фондов перечисляются на собирательный  счёт расчётного контрольного центра (РКЦ), управляемого администрацией территории. РКЦ в пределах территории финансирует работу страховых компаний, имеющих лицензию для проведения соответствующей работы. Контроль за своевременным и правильным поступлением страховых взносов в фонды возложен на Госналоговую службу РФ.

Всем  гражданам России по месту жительства или месту работы вручается страховой  полис, дающий право на получение  бесплатно «гарантированного объёма медицинских услуг». В этот объём  входят «скорая помощь», лечение  острых заболеваний, услуги по обслуживанию беременных и родам, помощь детям, пенсионерам, инвалидам.

Финансовые  средства Федерального Фонда ОМС  формируются за счёт:

§ страховых  взносов работодателей в виде отчислений от социального налога;

§ взносов  территориальных фондов обязательного  медицинского страхования на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах; 

§ ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ обязательного  медицинского страхования;

§ доходов  от использования временно свободных  финансовых средств федерального фонда;

§ нормированного страхового запаса финансовых средств  федерального фонда;

§ добровольных взносов и иных поступлений, не запрещённых  законодательством РФ.

В последние  годы страховые взносы составляли до 96% доходов Федерального фонда обязательного  медицинского страхования.

Основная  функция Федерального фонда обязательного  медицинского страхования состоит  в выравнивании условий деятельности территориальных фондов по финансированию программ обязательного медицинского страхования путём предоставления им субвенций. На эти цели расходуется  свыше 85% бюджета ФФОМС.

Около 10% бюджета используется на финансирование материально-технического и лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения  федерального уровня. Отчёт об использовании  средств ФФОМС представляется в  Правительство РФ и на утверждение  в Федеральное собрание РФ и Президенту РФ.

Информация о работе Социальные внебюджетные фонды РФ