Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей курсовой работы является закрепление и демонстрация знаний, полученных при изучении дисциплины «Финансы». А так же расширение знаний по определенному разделу: «Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии РФ».
Для достижения этой цели мне необходимо решить следующие задачи: дать определение понятия «внебюджетные фонды», выявить источники формирования внебюджетных фондов, рассмотреть основные виды, а также определить их роль в социально-экономическом развитии РФ.Ф.

Оглавление

Введение…………………………………………..……………………….............3
Глава 1. Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии РФ……………………………………………………...........................5
1.1 Источники формирования внебюджетных фондов……………….9
1.2 Виды внебюджетных фондов…………………………...................11
Глава 2. Финансовое состояние предприятия ООО «Продукты питания»…..24
2.1 Общие сведения о предприятии…………………………………..24
2.2 Финансовый анализ организации………………………………..27
Список использованной литературы……………………………………...........42
Приложение………………………………………………………………………43

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии РФ..doc

— 323.50 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра финансов

 

 

Курсовая работа              Курсовая работа защищена

допущена к защите___________              с оценкой________________

Руководитель              Руководитель

_____________(Чаплыгин В. Г.)                                                        _____________(Чаплыгин В.Г.)

          (подпись)                                                                                                                                             (подпись)

 

 

 

 

«Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии РФ»

 

Курсовая работа по дисциплине «Финансы»

             

 

 

                                                                                            Работу выполнил

                                                                                            Студент учеб. группы 07-ФК-01

                                                                                           ___­_____________(Е.А. Сабиров)

                       (подпись)

                                                                                              «___» ______________2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград,

2009 г.

Содержание:

Введение…………………………………………..……………………….............3

Глава 1. Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии РФ……………………………………………………...........................5

    1.1 Источники формирования внебюджетных фондов……………….9

    1.2 Виды внебюджетных фондов…………………………...................11

Глава 2. Финансовое состояние предприятия ООО «Продукты питания»…..24

    2.1 Общие сведения о предприятии…………………………………..24

    2.2 Финансовый анализ организации………………………………..27

Список использованной литературы……………………………………...........42

Приложение………………………………………………………………………43

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Целью моей курсовой работы является закрепление и демонстрация знаний, полученных при изучении дисциплины «Финансы». А так же расширение знаний по определенному разделу: «Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии РФ».

Для достижения этой цели мне необходимо решить следующие задачи: дать определение понятия «внебюджетные фонды», выявить источники формирования внебюджетных фондов, рассмотреть основные виды, а также определить  их роль в социально-экономическом развитии РФ.

Выполнение работы требует творческого подхода и всестороннего исследования поставленного задания.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер  экономики и расширение социальных услуг населению. [1]

Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ос­лаблению роли государства, проявлением чего стало реформирова­ние государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

Прежняя хозяйственная система аккумулировала в Государственном бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых заключались в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.

На историческом переходе от одной хозяйственной системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое сни­жение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в кон­центрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и об­щеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях фи­нансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать обще­ственные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных ста­тей.

Постепенно из бюджета  выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

Статья 144 Бюджетного Кодекса РФ: Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает:

-         Пенсионный фонд Российской Федерации;

-         Фонд социального страхования Российской Федерации;

-         Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.[2]

 

Глава 1: Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии РФ.[3]

 

История возникновения внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета, количество и перечень специальных  фондов и счетов не были постоянными.

Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области всегда актуальных военных расходов, научных исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению. Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным долгом, системой национального страхования.

В России составлялось только два бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме того, за счет средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного, так как бюджетная система СССР предусматривала существование одного государственного бюджета.

Впервые целевые бюджетные фонды стали создаваться в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.

При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

Фонд социального страхования (ФСС) был создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные учреждения. [4]

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - форма использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования  не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств. Решение об образовании внебюджетных фондов принимает  Федеральное собрание РФ, а также государственные  представительные органы субъектов Федерации  и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение и решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер  экономики и расширение социальных услуг населения.

Пен­сионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и социального страхования населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, вы­деленными из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой — приняли форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально был — и по форме, и по сути — страховым фондом под патронажем профсоюзов.

Область перераспределения бюджетных средств гораздо шире, чем внебюджетных фондов, рамки перераспределения которых ог­раничены целевым назначением фонда. Такая ограниченность в перераспределительной функции этого сегмента государственных финан­сов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматрива­ется соразмерность централизуемых источников и потребностей, оперативнее решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кри­зиса.

Но условий для экономической самостоятельности они лишены. Поэ­тому государственные социальные внебюджетные фонды лишь по форме, а не по содержанию являются фондами взаимного страхо­вания населения. И дело вовсе не в том, что плательщиками стра­ховых взносов в подавляющей части являются работодатели, а не работники. Экономическая природа средств, зачисляемых в указан­ные внебюджетные фонды, есть не что иное, как часть стоимости воспроизводства рабочей силы. Порядок же уплаты взносов является формой проявления этой сущности.

Страховая природа средств вне­бюджетных социальных фондов является решающей причиной выделения их из бюджета и принципиальным отличием от целевых бюджетных фон­дов.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

-         запланированы органами власти и управления и имеют  строгую целевую направленность;

-         денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

-         формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

-         страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

-         на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ";

-         денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

-         расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа.[5]

 

1.1 Источники формирования внебюджетных фондов.[6]

Информация о работе Внебюджетные фонды и их роль в социально-экономическом развитии РФ