Внебюджетные фонды РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1. Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения
2. Внебюджетные фонды как составная часть системы обязательного социального страхования. Виды, классификация ВФ
2.1 Фонд социального страхования РФ
2.2 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ
2.3 Пенсионный фонд РФ
Заключение
Глава 2. Практическая часть
Список литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

     Содержание

     Введение

     Глава 1. Теоретическая часть

     1. Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения

     2. Внебюджетные фонды как составная  часть системы обязательного социального страхования. Виды, классификация ВФ

     2.1 Фонд социального страхования РФ

     2.2 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ

     2.3 Пенсионный фонд РФ

Заключение

Глава 2. Практическая часть

Список  литературы 

 

     Введение 

     Фонд, с одной стороны, как категория экономическая представляет собой централизацию денежных средств, аккумулированных для решения определенных задач, с другой — как категория общественная фонд — есть организация, которая принимает и распределяет денежные средства, поступившие в ее распоряжение, между потребителями.

     Фондам, как и любым другим явлениям природы и общества, присущи определенные признаки, по которым их можно классифицировать. К таким признакам, характеризующим фонды, можно отнести следующие:

  • иерархию или уровень власти;
  • принадлежность фонда;
  • источник формирования средств фонда;
  • сферу использования средств фонда;
  • период функционирования (действия) фонда.

     По признаку принадлежности к уровню власти фонды бывают федеральные и территориальные внебюджетные и бюджетные фонды.

     По источникам формирования средств фонды подразделяют на фонды, формируемые непосредственно за счет налоговых и неналоговых поступлений, и фонды, формируемые из средств бюджета.

     По сферам или целям использования средств фонды подразделяют на фонды, обеспечивающие социальную сферу, сферу экономики, науки, культуры, обороны, экологии и т. д.

     В свою очередь, группу экономических фондов можно подразделить на инвестиционные, валютные, дорожные и другие, а специальные — на фонды социального страхования, пенсионного обеспечения, социальной поддержки населения и т. д.

     По отрасли сферы использования средств фонды подразделяют на межотраслевые и отраслевые.

     В зависимости от предполагаемого периода функционирования (действия), с учетом реализации конкретных мероприятий, существуют фонды бессрочные, долгосрочные и краткосрочные. К бессрочным фондам относят пенсионный, экологический и другие фонды, долгосрочным — фонд регионального развития, краткосрочным — фонд помощи беженцам и т. д.

     По охвату проблем фонды можно подразделить на фонды общего и конкретного характера. К фондам общего характера, например, можно отнести фонд регионального развития, а к фондам конкретного назначения фонд развития автомагистралей в масштабе государства или субъекта РФ.

     Учитывая вышеизложенное все фонды федерального уровня можно свести в четыре основные группы:

  • государственные внебюджетные фонды;
  • целевые бюджетные фонды;
  • специальные бюджетные фонды;
  • отраслевые внебюджетные фонды.

     Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных внебюджетных фондов и их места в бюджетной системе России. 

 

     1. Внебюджетные фонды как составная  часть финансовой системы РФ. Социально-экономическая сущность  внебюджетных фондов, причины их  возникновения

 

     Фонды - экономическая форма распределения стоимости общественного продукта, обусловленная необходимостью выделения относительно обособленных целевых частей в его составе.

     Реформирование  системы государственных финансов в 90-е годы XX столетия в России связано с появлением системы внебюджетных фондов. Создание их было продиктовано необходимостью безотлагательного решения отдельных жизненно важных для общества задач как социального, так и экономического характера. В частности, речь шла о создании устойчивой системы государственного пенсионного обеспечения; медицинского и социального страхования; развитии сети автомобильных дорог и содержания дорожного хозяйства; решении экологических проблем и т. п.

     Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления1.

     Внебюджетный фонд - представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне бюджета за счет специальных источников, находящийся в распоряжении государственных, региональных и местных органов самоуправления и имеющий целевое назначение.

     Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

     Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Они являются материально-вещественным воплощением финансовых отношений, которые складываются у государства, его федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения социальной, экономической, экологической и других видов защиты общества в целом и каждого из его граждан, улучшения социально-экономической среды обитания.

     Государство мобилизует в фонды часть доходов организаций и населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи:

    • обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;
    • расширение социальных услуг населению.2

     Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, контролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов.

     С укреплением централизованного государства начинается период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов и был создан государственный бюджет.

     В современных условиях наряду с государственным бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.

     Решение об образовании федеральных внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а территориальных фондов — представительные органы субъектов РФ и местного самоуправления.

     Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

  • учреждаются органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • денежные средства формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы страховых взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов (налогов) в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;
  • денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);
  • являются юридическими лицами, освобождены от уплаты налогов и других обязательных платежей.

     За счет средств внебюджетных фондов обычно финансируются мероприятия по обязательному социальному страхованию в отношении работающих граждан, а за счет средств бюджета - неработающих.

     Внебюджетные фонды не подлежат непосредственно контролю со стороны законодательных органов власти, освобождены от уплаты налогов, сборов, пошлин. Они могут возникать и ликвидироваться лишь в связи условиями, определяющими потребность их существования. С помощью внебюджетных фондов возможно:

  • влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования;
  • обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет штрафов за загрязнение окружающей среды;
  • оказывать социальные услуги населению за счет выплаты социальных пособий, пенсий;
  • предоставлять займы зарубежным партнерам.

     Фонды различаются по правовому положению и целям создания.

     По правовому положению фонды делятся на государственные и местные. Первые находятся в распоряжении центральных властей (в государствах с федеративным устройством они могут находиться и в  распоряжении властей субъектов федерации); вторые — и распоряжении органов местного самоуправления.

     В зависимости от целевой направленности расходования средств Внебюджетные фонды подразделяются на: фонды социального назначения (их иногда называют фонды социального страхования) и экономические фонды. Первые предназначены в основном для решения задач социального характера, вторые имеют экономическую направленность.

     Внебюджетные фонды как институциональные структуры являются самостоятельными финансовыми, а иногда и финансово-кредитными учреждениями и зачастую, имея целью получение дополнительных доходов, выступают в качестве крупных инвесторов прежде всего на рынке государственных ценных бумаг. Более того, государство зачастую принуждает внебюджетные фонды приобретать государственные ценные бумаги. Таким образом, можно говорить о том, что внебюджетные фонды выступают в ряде случаев в качестве своеобразного кредитора государственных бюджетов.

     В Российской Федерации к фондам социального назначения относятся: (1) Пенсионный фонд РФ (ПФ); (2) Фонд социального страхования РФ (ФСС); (3) Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС). До 2001 г. существовал также Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗЫ).

     Эти фонды призваны обеспечить конституционные права граждан Российской Федерации на получение пенсий, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоровья и медицинскую помощь, защиту от безработицы и т. п.3

     Рассмотрим более подробно особенности функционирования государственных внебюджетных фондов, являющихся составной частью системы обязательного социального страхования. 

 

     2. Внебюджетные фонды как составная часть системы обязательного социального страхования. Виды, классификация ВФ 

     Система обязательного социального страхования в нашей стране была сформирована в советский период. Заложенные в это время подходы к видам и механизмам социального обеспечения застрахованных в ряде случаев сохраняются и в период построения рыночной экономики.

     Государство берет на себя выполнение таких функций как регулирование экономики, социальную, оборонную, управленческую и др.

     Конституция РФ гарантирует право на труд, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца, право на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, право участия в управлении государством и общественными делами и т.д.

     В настоящее время в РФ, действующие до 2000 г. внебюджетные фонды, утратили свою автономность и были консолидированы в бюджетах соответствующего уровня. Исключение составили три государственных внебюджетных фонда социального назначения -пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Эти фонды представляют собой основу обязательного социального страхования, являющейся частью государственной системы социальной защиты населения, специфика которой состоит в осуществлении в соответствии с федеральным законом страхования возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

     Субъектами обязательного социального страхования являются:

  • страхователи - организации и граждане, обязанные уплачивать страховые взносы (обязательные платежи);
  • страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев;
  • застрахованные лица - граждане РФ, а также иностранные граждане, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с законодательством.

Информация о работе Внебюджетные фонды РФ