2.2
Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования РФ
Медицинское страхование
является формой социальной защиты интересов
населения в охране здоровья, способом
реализации гражданами своего конституционного
права на медицинскую помощь.
Современное
медицинское страхование создается с
целью гарантирования гражданам при возникновении
страхового случая получения медицинской
помощи за счет накопленных средств и
финансирования профилактических мероприятий,
которые осуществляются за счет средств
Фонда обязательного медицинского страхования.
Фонд
обязательного медицинского страхования
РФ (ФОМС) образованный в соответствии
с Законом РСФСР "О медицинском страховании
граждан в РСФСР" (от 28 июня 1991 г), является
правовой, экономической и организационной
основой медицинского страхования, направленного
на усиление заинтересованности и ответственности
как самого застрахованного, так и государства,
предприятия, учреждения, организации
в охране здоровья работников.
Фонд
медицинского страхования делится на
федеральный и территориальный, является
юридическим лицом, самостоятельной финансово-кредитной
системой.
Основными
задачами фонда медицинского страхования
являются:
- обеспечение
реализации Закона РФ «О медицинском страховании
граждан в РФ»;
- обеспечение
предусмотренных законодательством РФ
прав граждан в системе ОМС;
- достижение
социальной справедливости и равенства
всех граждан в системе ОМС;
- участие
в разработке и осуществлении государственной
финансовой политики в области обязательного
медицинского страхования;
- разработка
и осуществление комплекса мероприятий
по обеспечению финансовой устойчивости
системы обязательного медицинского страхования
и созданию условий для выравнивания объема
и качества медицинской помощи, предоставляемой
на всей территории РФ;
- обеспечение
всеобщности ОМС граждан;
• обеспечение
финансовой устойчивости системы ОМС.
Функции
фонда медицинского страхования:
- осуществление
выравнивания условий деятельности территориальных
фондов ОМС по обеспечению финансирования
программ ОМС;
- проведение
финансирования целевых программ в рамках
ОМС
- утверждение
Типовых правил обязательного медицинского
страхования граждан;
- организация
разработки нормативно- методических
документов, обеспечивающих реализацию
Закона РФ «О медицинском страховании
граждан в РФ »;
- совместно
с органами исполнительной власти, профессиональными
медицинскими ассоциациями принятие участия
в разработке базовой программы обязательного
медицинского страхования граждан;
- внесение
в установленном порядке предложений
о страховом тарифе взносов на обязательное
медицинское страхование;
- осуществление
сбора и анализа информации о финансовых
ресурсах системы обязательного медицинского
страхования;
- организация
подготовки специалистов для системы
ОМС;
- участие
в создании территориальных фондов ОМС;
- осуществление
контроля за рациональным использованием
финансовых средств системы обязательного
медицинского страхования;
- внесение
предложений по совершенствованию законодательных
и нормативных актов по вопросам медицинского
страхования;
- изучение
и обобщение практики применения нормативных
актов по вопросам обязательного медицинского
страхования;
- осуществление
международного сотрудничества по вопросам
ОМС;
- обеспечение
организации научно - исследовательских
работ в области обязательного медицинского
страхования;
- осуществление
финансирования обязательного медицинского
страхования, проводимого страховыми
медицинскими организациями, имеющими
соответствующие лицензии, заключившими
договоры обязательного медицинского
страхования по дифференцированным подушевым
нормативам, устанавливаемым правлением
Территориального фонда;
- осуществление
финансово-кредитной деятельности по
обеспечению системы обязательного медицинского
страхования;
- выравнивание
финансовых ресурсов городов и районов,
направляемых на проведение обязательного
медицинского страхования;
- предоставление
кредитов, в том числе на льготных условиях,
страховщикам при обоснованной нехватке
у них финансовых средств;
- накапливание
финансовых резервов для обеспечения
устойчивости системы обязательного медицинского
страхования;
- разработка
правил обязательного медицинского страхования
на соответствующей территории;
- осуществление
контроля за рациональным использованием
финансовых средств, направляемых на обязательное
медицинское страхование граждан;
- осуществление
других мероприятий по организации обязательного
медицинского страхования.
Медицинское
страхование осуществляется в двух видах:
обязательном и добровольном.7
Обязательное
медицинское страхование является частью
государственного медицинского страхования
и обеспечивает всем гражданам РФ равные
возможности в получении медицинской
и лекарственной помощи и предоставлении
ее за счет средств обязательного медицинского
страхования.
Добровольное
медицинское страхование строится на
основе соответствующих программ и обеспечивает
гражданам получение дополнительных медицинских
и иных услуг сверх установленных программой
обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование
осуществляется за счет средств предприятий
и личных средств граждан путем заключения
договора между страхователем и медицинским
учреждением, в котором устанавливается
размер страховых взносов. Добровольное
медицинское страхование может быть коллективным
и индивидуальным.
Коллективное
медицинское страхование осуществляется
в соответствии с социальными программами
развития предприятий и является дополнительным
к обязательному государственному медицинскому
страхованию.
Субъектами
медицинского страхования выступают:
страхователь, страховая медицинская
организация и само медицинское учреждение.
Страхователями
являются:
- при обязательном
медицинском страховании для неработающих
граждан — исполнительные органы власти
субъекта РФ и местная администрация,
а для работающих граждан — предприятия,
учреждения, организации, лица, занимающиеся
индивидуальной трудовой деятельностью,
и лица свободных профессий;
- при добровольном
медицинском страховании — отдельные
граждане или предприятия представляющие
интересы граждан.
В
качестве страховых медицинских организаций
выступают юридические лица, имеющие соответствующую
лицензию и осуществляющие медицинское
страхование. Страховые медицинские организации
не входят в систему здравоохранения.
Медицинскими
учреждениями в системе медицинского
страхования являются лечебно-профилактические
учреждения, научно-исследовательские,
медицинские институты, другие учреждения
и отдельные лица, имеющие соответствующую
лицензию и оказывающие медицинскую помощь.
Медицинское
страхование осуществляется на основе
договора, заключаемого между страхователем
и медицинским учреждением. Договор медицинского
страхования считается заключенным с
момента уплаты первого страхового взноса.
Каждый гражданин, в отношении которого
заключен договор или который заключил
договор самостоятельно, получает страховой
медицинский полис.
Источниками
финансирования медицинского страхования
являются:
- часть страховых
взносов хозяйствующих субъектов и других
организаций на обязательное медицинское
страхование в размерах, установленных
федеральным законодательством;
- средства
федерального бюджета, бюджетов субъектов
РФ и бюджетов местного самоуправления,
выделяемые на выполнение целевых программ;
- средства
государственных и общественных организаций,
предприятий;
- личные средства
граждан;
- безвозмездные
и благотворительные вносы и пожертвования
физических и юридических лиц;
- доходы от
ценных бумаг, находящихся в распоряжении
фонда медицинского страхования;
- кредиты
банков и других кредиторов;
- другие источники
дохода.
Фонд
имеет право временно разместить на банковских
счетах свободные финансовые средства
с целью получения доходов или приобретения
на них государственных ценных бумаг.
Средства
фонда медицинского страхования используются
на следующие цели:
- финансовое
обеспечение медицинской помощи гражданам
в соответствии с законодательными актами
РФ;
- обеспечение
финансовой устойчивости системы медицинского
страхования;
- финансирование
мероприятий по разработке и реализации
целевых программ;
- обеспечение
профессиональной подготовки кадров сферы
медицинского страхования;
- финансирование
НИР и развитие материально-технической
базы учреждений медицинского страхования;
- субсидирование
конкретных территорий с целью выравнивания
условий оказания медицинской помощи
населению по обязательному медицинскому
страхованию;
- оплату особо
дорогостоящих видов медицинской помощи;
- финансирование
медицинских учреждений, оказывающих
помощь при социально значимых заболеваниях;
- оказание
медицинской помощи при массовых заболеваниях,
в зонах стихийных бедствий, катастроф;
- финансирование
иных мероприятий в области медицинской
помощи населению.
Финансовые
средства фонда, не израсходованные в
истекшем отчетном году, изъятию из фонда
не подлежат, не учитываются при утверждении
бюджета на очередной финансовый год и
являются резервом фонда медицинского
страхования.
2.3
Пенсионный фонд РФ
Пенсионный
фонд РФ представляет собой централизованный
внебюджетный фонд государства, обеспечивающий
формирование и распределение денежных
средств в целях пенсионного обеспечения
граждан РФ.
К
функциям фонда относятся:
- аккумуляция
денежных средств фонда на специальном
счете;
- финансирование
расходов в соответствии с федеральным
законом о фонде;
- организация
работы по формированию и расходованию
денежных средств фонда;
- организация
и ведение индивидуально-персонифицированного
учета застрахованных лиц;
- участие
в разработке и реализации государственных
и международных договоров по вопросам
пенсионного обеспечения граждан;
- контроль
за своевременным и полным поступлением
денежных средств, правильным и рациональным
их расходованием в соответствии с федеральным
законом о фонде.
Источниками
финансирования бюджета фонда являются:
- страховые
взносы работодателей (организаций, предприятий);
- страховые
взносы граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью;
- страховые
взносы других категорий работающих граждан
РФ;
- ассигнования
из федерального бюджета РФ на выплату
государственных пенсий и пособий военнослужащим,
их семьям и лицам, приравниваемым к ним;
• средства,
возмещаемые Пенсионному фонду РФ Государственным
фондом занятости населения РФ в связи
с назначением досрочных пенсий безработным;
- добровольные
взносы юридических и физических лиц;
- доходы от
деятельности фонда.
Денежные
средства фонда направляются на следующие
цели:
- выплату
трудовых пенсий, в том числе гражданам,
выезжающим за пределы РФ;
- компенсационные
выплаты неработающим трудоспособным
лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными
гражданами;
- повышение
пенсий участникам Великой Отечественной
войны;
- выплату
пособий по уходу за ребенком в возрасте
старше полутора лет;
- социальную
помощь престарелым и нетрудоспособным;
- выплату
ритуальных пособий;
• финансирование
текущей деятельности фонда и его органов.
Плательщиками
страховых взносов в фонд являются:
• юридические
лица и индивидуальные предприниматели,
занимающиеся отдельными видами деятельности
и уплачивающие единый налог, взимаемый
в связи с применением упрощенной системы
налогообложения по нормативу 60% от общей
суммы дохода.
Страховые
взносы начисляются на все виды оплаты
труда, по всем основаниям, из которых
исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение
за выполнение работ по договорам подряда
и поручения.
Индивидуально-персонифицированный
учет в системе государственного страхования
обусловлен следующими факторами:
- созданием
условий назначения пенсий в соответствии
с результатами труда каждого гражданина;
- созданием
информационной базы учета стажа и заработной
платы каждого работника, а также сажа
застрахованных лиц и их страховых взносов;
- развитием
заинтересованности застрахованных лиц
в уплате страховых взносов в фонд;
- упрощением
процедуры назначения трудовых пенсий
застрахованным лицам.
В
основу индивидуального учета в системе
пенсионного страхования положены принципы:
• единства
государственного пенсионного страхования
в РФ;
- всеобщности
и обязательности уплаты страховых взносов
в пенсионный фонд и учета сведений о застрахованных
лицах;
- доступности
для каждого застрахованного лица сведений
о нем;
- использования
сведений о застрахованных лицах для целей
пенсионного обеспечения;
- достоверности
сведений о суммах страховых взносов каждого
плательщика для индивидуального учета;
- осуществления
индивидуального учета страховых взносов
плательщика в процессе всей трудовой
деятельности.
В
соответствии с данными принципами Пенсионный
фонд РФ открывает индивидуальный лицевой
счет на каждое застрахованное лицо с
постоянным страховым номером. Пенсионный
фонд РФ и его территориальные органы
выдают каждому застрахованному лицу
страховое свидетельство государственного
пенсионного страхования. Лицо, впервые
поступающее на работу по трудовому договору,
получает страховое свидетельство по
месту работы. Несовершеннолетние, не
достигшие 14 лет, не являются субъектами
пенсионного страхования, за исключением
несовершеннолетних, получающих пенсию
по случаю потери кормильца.