Внебюджетные фонды в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:09, курсовая работа

Краткое описание

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения создаются общественные фонды потребления. Общественные фонды потребления используются для финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения создаются общественные фонды потребления.

Общественные фонды  потребления используются для финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения.

Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит  от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства. Источником формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды.

В соответствии с Законом  РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  РСФСР» от 10 октября 1991 г. № 1734-1 средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета, и на их основе были созданы внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды  – это совокупность денежных распределительных  и перераспределительных отношений, в результате которых формируются  фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет и имеющих, как правило, целевое назначение.

Создание внебюджетных фондов необходимо государству для  более эффективного использования  своих финансовых ресурсов. Специфика  внебюджетных социальных фондов –  четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

В состав государственных внебюджетных фондов РФ:

- Пенсионный фонд Российской  Федерации (ПФР);

- Фонд социального  страхования Российской Федерации  (ФСС);

- Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС);

Цель работы заключается  в том, чтобы показать развернутую  картину представлений о системе  внебюджетных фондов государства.

Реализация данной цели подразумевает выполнение ряда задач:

  1. Раскрыть сущность и назначение внебюджетных фондов государства.
  2. Дать характеристику по каждому виду внебюджетных фондов Российской Федерации.
  3. Рассмотреть современное состояние внебюджетных фондов в Российской Федерации.

 

1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов государства и их значение

1.1 Сущность внебюджетных фондов  государства и их нормативно  – правовая база

История возникновения  внебюджетных государственных фондов связана с развитием специальных  фондов и особых счетов.

С расширением деятельности у государства возникали новые направления расходов бюджетных средств. Средства их покрытия концентрировались в особых фондах и были предназначены для специальных целей в области военных расходов, научных исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению. Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным долгом, системой национального страхования. Такие фонды носили временный характер, с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим, количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом, наблюдалась тенденция к увеличению количества и объема фондов. Множественность специальных фондов создавала определенные финансовые неудобства (в одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других – избыток) и требовала дополнительных расходов на управление ими.

С укреплением централизованного государства начинается период унификации фондов. На базе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения стал законом, и потому обязательным к исполнению.

В России составлялось только два бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме того, за счет средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного, так как бюджетная система СССР предусматривала существование одного государственного бюджета.

Впервые целевые бюджетные фонды  стали создаваться в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. На его основе были приняты правовые акты, регулирующие функционирование внебюджетных фондов социального назначения. Главной причиной создания целевых бюджетных фондов послужила необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль заняли внебюджетные фонды.  С введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ, указанный выше закон утратил силу.

Внебюджетные фонды государства  – важное звено финансовой системы. Они создаются на базе соответствующих  актов высших органов власти, в  которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных средств.

По правовому положению фонды  делятся на государственные и  территориальные фонды. Первые находятся  в распоряжении центральных властей, вторые - в распоряжении субъекта государства.

Конституция Российской Федерации  является главным источником права  по всем отраслям общественной жизни, применительно к внебюджетным фондам ее роль состоит в реализации принципов  социального государства, закрепленных в данном документе.

Доходы и расходы внебюджетных фондов государства создают бюджет внебюджетных фондов государства. Свою четкую регламентацию состава расходов, состава доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов, порядок их составления, представления и утверждения находят в главе 17 Бюджетного Кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ.

Федеральный Закон «О страховых  взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации, Федеральный  фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, закрепляет предмет, порядок исчисления, сроки уплаты и регламентирует все сопутствующие процедуры, связанные с осуществлением взимания обязательных целевых отчислений во внебюджетные фонды.

Указы Президента РФ при  необходимости конкретизируют и  дополняют действующие законодательные  акты, используются как механизм оперативного решения отдельных вопросов социальной политики.

Нормативные акты Правительства РФ играют важную роль в обеспечении социальных прав граждан, поскольку оно непосредственно ответственно за реализацию единой государственной политики в области социальной защиты населения.

Согласно статье 145 Бюджетного Кодекса РФ, бюджеты федеральных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение и утверждение Государственной Думы и Совета Федерации и принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов выносятся на рассмотрение законодательных  или представительных органов власти субъектов РФ и принимаются в  форме законов субъектов РФ одновременно с принятием законов о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения  национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов – специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в  государственные внебюджетные фонды  осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.

Расходование средств  государственных внебюджетных фондов осуществляется только на цели, определенные законодательством РФ, субъектов  РФ, регламентирующим их деятельность в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Отчет об исполнении бюджета  государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному органу субъекта РФ в форме закона субъекта РФ.

Контроль за исполнением  бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы РФ, в порядке, установленном БК РФ для соответствующих бюджетов.

Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее важно, контролировать целевое использование указанных финансовых ресурсов.

1.2 Виды внебюджетных фондов государства и их значение

При создании внебюджетных фондов государства ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями.

Они создавались двумя  путями. Один путь - это выделение  из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей. Так, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов.

Основными предпосылками  образования государственных внебюджетных фондов является потребность в:

• социальной защите населения  в условиях спада производства, роста  безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

• оперативном решении  социальных проблем, что в силах  сделать внебюджетные фонды, находящиеся  в распоряжении исполнительных органов  власти;

• новых методах перераспределения  средств в условиях перехода к рыночной экономике;

• финансировании территориальных  нужд.

Внебюджетные фонды государства  предназначены для реализации конституционных  прав граждан на:

1) пенсионное обеспечение;

2) социальное обеспечение по  болезни, инвалидности, оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.) предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;

3) охрану здоровья и получение  бесплатной медицинской помощи.

Внебюджетные фонды, являясь составной  частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

• запланированы органами власти и управления и имеют  строгую  целевую направленность;

• денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

• формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических  и физических лиц;

• страховые взносы в фонды и  взаимоотношения, возникающие при  их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

• на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов  в фонды, распространено большинство  норм Налогового Кодекса РФ;

• денежные ресурсы фонда находятся  в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

• расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа.

Область перераспределения бюджетных средств гораздо шире, чем внебюджетных фондов, рамки, перераспределения которых ограничены целевым назначением фонда. Такая ограниченность в перераспределительной функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов.

Информация о работе Внебюджетные фонды в РФ