Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:09, курсовая работа
В ходе развития современной цивилизации общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей. Для этих целей за счет бюджетных источников, средств предприятий и населения создаются общественные фонды потребления. Общественные фонды потребления используются для финансирования учреждений просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения.
Структура системы внебюджетных фондов государства включает в себя:
• Пенсионный фонд Российской Федерации;
• Фонд социального страхования Российской Федерации;
• Федеральный и территориальный
фонды обязательного
Пенсионный Фонд РФ (ПФР) – самостоятельное финансово-кредитное учреждение, которое осуществляет свою деятельность согласно действующему законодательству в целях эффективного государственного управления пенсионным обеспечением Российской Федерации.
Фонд социального страхования
(ФСС) был создан в целях обеспечения
государственных гарантий в системе
социального страхования и
Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Таким образом, можно придти к выводу, что внебюджетные фонды государства это целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
В финансовой системе зарубежных стран специальные фонды занимают важное место. Их существование связано с ограниченностью финансовых ресурсов в бюджетной системе. Количество этих фондов постоянно увеличивается. Обусловлено это несколькими причинами. У органов государственной власти появляются дополнительные финансовые ресурсы для поддержки предпринимательства. Автономные от бюджета фонды находятся вне финансового контроля со стороны законодательной власти. Внебюджетные фонды берут на себя финансирование отдельных расходов из бюджета, сокращая его дефицит.
В экономически развитых странах крупных специальных фондов насчитывается от 30 до 80. Они создаются двумя путями: 1) из бюджета выделяются определенные особо значимые расходы; 2) специальные фонды формируются конкретным назначением по особому решению законодательного органа.
Объем концентрируемых в них средств значителен. Во Франции специальные фонды по размеру приближаются к государственному бюджету страны, в Японии из специальных фондов финансируется свыше половины государственных расходов, в Великобритании — 1/3.
К специальным фондам в зарубежных странах относятся различные автономные и присоединенные бюджеты, внебюджетные фонды, специальные сметы и счета. На них возлагаются, прежде всего, экономические и социальные функции. Используя средства фондов, государство может вмешиваться в процесс производства, предоставлять субсидии и кредиты предприятиям, а также внешние займы, оказывать социальные услуги населению.
Специальные правительственные фонды зарубежных стран классифицируются по различным признакам. По сроку действия они бывают временные и постоянные. По принадлежности они делятся на государственные (инвестиционные, валютные и др.), местные (заемные фонды) и межгосударственные (МВФ, МБРР, различные фонды ЕС). По цели использования различают экономические, научно-исследовательские, кредитные, социальные, государственные фонды имущественного и личного страхования, военно-политические. В зависимости от характера и масштаба задач, решаемых фондами, источники их формирования бывают относительно постоянными и временными. Методами мобилизации служат специальные налоги и сборы, субсидии и отчисления от налоговых поступлений, государственных и местных бюджетов, добровольные взносы и займы.
В США федеральный бюджет состоит из двух частей: собственно правительственный бюджет – федеральные фонды и трастовые (доверительные) фонды, которые вошли в федеральный бюджет с 1968 г. Трастовые фонды имеют целевой характер. Экономические фонды создаются для регулирования хозяйственной деятельности. Они включают инвестиционные, конъюнктурные фонды, фонд перестройки и развития экономики и др. За счет средств этих фондов осуществляется поддержка частных компаний, страхование банковских кредитов для частных предприятий, финансирование деятельности государственных предприятий. В США действуют два крупных научно-исследовательских фонда, за счет которых осуществляется финансирование научных исследований, содержатся государственные научные центры, проводящие фундаментальные исследования. Военно-политические фонды находятся в распоряжении президента как резервы для финансирования дополнительных целевых особо важных мероприятий. Социальные фонды являются самостоятельными кредитно-финансовыми институтами. Наиболее крупными общенациональными фондами являются фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца, фонд страхования государственных служащих, фонд помощи нуждающимся. Все они формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых предпринимателями и застрахованными.
Наиболее значимыми
Фонд национального страхования формируется в основном за счет взносов населения и государственных предприятий. На дотации государственного бюджета приходится 18-20 % общей суммы этого фонда.
Аккумулированные средства идут на выплату пенсий, пособий по безработице.
Социальный бюджет Франции включает: пенсионный фонд, фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству, фонд помощи семьям, национальный фонд помощи безработным. Наиболее важные специальные фонды находятся в распоряжении центрального правительства.
Особым звеном в финансовой системе Японии являются почтово-сберегательные кассы. Остатками вкладов распоряжается государство. Основная часть средств концентрируется в бюро доверительного фонда Министерства финансов.
Пенсионный фонд Российской
Федерации – самостоятельное
финансово-кредитное
Пенсионный фонд РФ был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм, которые имели строго целевой характер и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Сегодня, пенсионное обеспечение регламентировано Положением «О пенсионном фонде Российской Федерации» утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 №2122-1
Пенсионный фонд РФ (ПФР) выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности. ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.
Формированию доходной базы ПФР отведено ключевое место в российской системе государственного социального страхования. Тариф, уплачиваемый в Пенсионный фонд, составляет три четверти всех страховых отчислений из заработной платы, что подчеркивает большое значение организации пенсионного обеспечения.
Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция.
Основными задачами ПФР являются:
1. целевой сбор и аккумуляция страховых взносов;
2. финансирование выплаты государственных пенсий в РФ;
3. капитализация средств
Пенсионного фонда РФ, а также
привлечение в него
4. контроль с участием
налоговых органов за
5. организация и ведение
индивидуального (
6. межгосударственное
и международное
Средства ПФР в соответствии с Постановлением №442-1 формируются за счет:
Средства ПФР направляются на:
1. выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий;
2. оказание органами
социальной защиты населения
материальной помощи
3. финансовое и материально - техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда РФ и его органов;
4. другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.
Работа Пенсионного фонда РФ, как финансового института, состоит в перераспределении финансовых средств из источников, установленных российским законодательством, на проведение мероприятий государственного пенсионного страхования.
Необходимо отметить, что для реализации своих функций пенсионный фонд формирует собственный бюджет, который подлежит утверждению федеральным законом. Состав и структура доходов и расходов бюджета ПФР определяются федеральным законом о бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
Доходы бюджета ПФР в соответствии со ст.146 «Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов» БК РФ формируются за счет:
1. Страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемых в ПФР на выплату страховой и накопительной части трудовой пенсии;
2. Доходов о размещения временно свободных средств ПФР, сформированных за счет сумм страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии;
3. Денежных взысканий (штрафов);
4. Средств федерального бюджета, поступающих из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии.
5. Средств федерального бюджета, передаваемых в ПФР:
а) на государственное пенсионное обеспечение;
б) на осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам;
в) на социальную поддержку Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы;
6. Средств, полученных из негосударственных пенсионных фондов и прочих налоговых поступлений в ПФР.
Расходы бюджета пенсионного фонда в соответствии со ст.147 «Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов» БК РФ обеспечивают:
1. выплату государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;
2. оказание органами
социальной защиты населения
материальной помощи
3. финансовое и материально-
4. финансирование других
статей в соответствии с законо
На основании Положения «о Фонде социального страхования» от 12.02.1994 года № 101, Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования РФ (ФСС) является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
К основным задачам фонда относятся:
1. обеспечение гарантированных
государством пособий по