Формирование доходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ формирования доходов бюджета Российской Федерации, а также пути совершенствования налоговой реформы.
Основными задачами дипломной работы является:
рассмотрение правовых и экономических основ формирования бюджетов Российской Федерации;
определение роли налогов в формировании государственного бюджета;
изучение структуры неналоговых доходов;
рассмотрение основных принципов формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и среднесрочную перспективу.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ стр. 3


Глава 1. Доходы бюджетов Российской Федерации
Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов стр. 8
Роль налогов в формировании государственного бюджета стр. 15
Неналоговые доходы бюджетов стр. 24
Глава 2. Анализ доходов бюджетов

2.1. Формирование доходов федерального бюджета стр. 30

2.2. Формирование доходов субъектов Российской Федерации стр. 39

2.3. Формирование доходов местных бюджетов стр. 50

Глава 3. Пути совершенствования налоговой реформы и

принципы формирования доходов бюджетов на 2005 год и на среднесрочную перспективу
Налоговая система и меры, подлежащие реализации на

завершающем этапе налоговой реформы стр. 60
Основные принципы формирования финансовых

взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год

и среднесрочную перспективу стр. 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 78

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 82

Файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 569.50 Кб (Скачать)
 
 

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА

Кафедра «Финансы и налогообложение»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на  тему:

«Формирование доходов государственного бюджета»

 
 
 
 
 
 
 

    Зав. кафедрой ___________________________д.э.н., проф. М.М. Качурина 

    Руководитель проекта____________________ к.э.н. доцент Г.А. Чумичева 

    Дипломник _______________________________________ Е.В. Романова 
     
     

    «______»________________ 2005 г. 
     
     
     
     
     

    МОСКВА 2005 год. 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ          стр. 3

 

Глава 1.  Доходы бюджетов Российской Федерации 

    1. Правовые и экономические основы формирования                             доходов бюджетов        стр. 8
    2. Роль налогов в формировании государственного бюджета  стр. 15
    3. Неналоговые доходы бюджетов      стр. 24

Глава 2. Анализ доходов бюджетов  

2.1. Формирование доходов федерального бюджета   стр. 30

2.2. Формирование доходов субъектов Российской Федерации  стр. 39

2.3. Формирование доходов местных бюджетов    стр. 50 

Глава 3. Пути совершенствования налоговой реформы и

принципы  формирования доходов бюджетов на 2005 год и на среднесрочную перспективу      

    1. Налоговая система и меры, подлежащие реализации на

     завершающем этапе налоговой реформы     стр. 60

    1. Основные принципы формирования финансовых

    взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами  субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год

     и среднесрочную перспективу      стр. 72 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          стр. 78 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    стр. 82

Приложение 1

Приложение 2 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства на федеральном, региональном и местном уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

     Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.

     Совокупность  всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством.

     Федеральные, региональные и местные органы государственной  власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления.

     Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев:

    1. федеральный бюджет Российской Федерации;
    2. бюджеты субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;
    3. местные бюджеты.
 
 

     Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой обусловливаются его  экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и предложения. Поэтому роль государственного финансового регулирования рыночных отношений должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот. Особенно важно обеспечивать надлежащее выполнение (своевременное и в полном объеме) финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

     Сегодня бюджетная система России состоит  из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе  Российской Федерации, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

     Сосредоточение  финансовых ресурсов в бюджетах разных уровней позволяет органам государственной  власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий.

     Федеральный бюджет Российской Федерации является основным финансовым планом государства, утверждаемым Федеральным Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.

     Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой  выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

     Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых  доходов:

    1. налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
    2. налоги и взносы на социальные нужды;
    3. налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
    4. налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
    5. налоги на совокупный доход;
    6. налоги на имущество;
    7. налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
    8. задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам.
 

     Из  неналоговых же доходов основными  являются следующие виды:

    1. доходы от имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
    2. доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
    3. доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
    4. доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
    5. административные платежи и сборы;
    6. штрафные санкции, возмещение ущерба;
    7. доходы от внешнеэкономической деятельности.
 

     В этой связи главной проблемой, вытекающей из структуры формирования доходов  бюджета РФ остается распределение  налоговых доходов и неналоговых  отчислений между местными и федеральным бюджетом, т.е. вопрос бюджетного федерализма.

     Под бюджетным федерализмом понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений  между органами власти и управления различных уровней на всех стадиях  бюджетного процесса, основанная на следующих принципах:

    • самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов; право самостоятельно определять направления их использования и расходования; недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в бюджеты более высоких уровней; право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления; право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т.д.);
    • законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;
    • соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов);
    • нормативно-расчетные методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи.

     Как и любая система межбюджетных взаимоотношений, бюджетный федерализм должен удовлетворять требованиям социально-экономической эффективности, территориальной справедливости и политической стабильности. Сущность бюджетного федерализма как концепции бюджетного устройства заключается в нормативно-законодательном установлении бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон ¾ федеральных и региональных органов власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы и регионами.

     Целью дипломной работы является анализ формирования доходов бюджета Российской Федерации, а также пути совершенствования налоговой реформы.

     Основными задачами  дипломной работы является:

  • рассмотрение правовых и экономических основ формирования бюджетов Российской Федерации;
  • определение роли налогов в формировании государственного бюджета;
  • изучение  структуры неналоговых доходов;
  • рассмотрение основных принципов формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и среднесрочную перспективу.

Глава 1 ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1.1. Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов 

   Доходы бюджета, как установлено в Бюджетном кодексе Российской Федерации, - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В состав доходов бюджетов включаются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Обособленно в составе доходов бюджетов учитываются доходы целевых бюджетных фондов (рис. 1). 

   Рисунок 1 

Состав  доходов бюджетов 
 

     
 

     
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы (табл.1).

   Таблица 1

   Налоговая система Российской Федерации 

По  закону РФ от 27 декабря 1991 № 2118-1 По  Налоговому кодексу  РФ По  Налоговому кодексу  РФ, 2005 г.
Федеральные налоги
  1. Налог на добавленную стоимость
  2. Акцизы
  3. Налог на доходы физ. лиц
  4. Единый социальный налог
  5. Налог на операции с ценными бумагами
  6. Таможенная пошлина
  7. Платежи за пользование природными ресурсами
  8. Налог на прибыль организаций
  9. Государственная пошлина
  10. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения
 
  1. Сбор за использование наименований «Россия» и «РФ» и образованных на их основе слов *
  2. Налог  на покупку ин. ден. знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте
  3. Налог на игорный бизнес
  4. Плата за пользование водными объектами
  5. Сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции
16.  Налог на  добычу полезных ископаемых
  1. Налог на добавленную стоимость
  2. Акцизы
  3. Налог на прибыль (доход) организаций
  4. Налог на доходы от капитала
  5. Налог на доходы физических лиц
  6. Единый социальный налог
  7. Государственная пошлина
  8. Таможенная пошлина и таможенные сборы
  9. Налог на пользование недрами
  10. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы
  11. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов
 
  1. Сбор за право пользования объектами  животного мира и водными биологическими ресурсами
  2. Лесной налог
  3. Водный налог
  4. Экологический налог
 
  1. Федеральные лицензионные сборы
  1. Налог на добавленную стоимость
  2. Акцизы
  3. Налог на доходы физ. лиц
  4. Единый социальный налог
  5. Налог на прибыль (доход) организаций
  6. Налог на добычу полезных ископаемых
  7. Налог на наследование или дарение
  8. Водный налог
  9. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  10. Государственная пошлина
Региональные  налоги
  1. Налог на имущество предприятий
  2. Лесной доход
  3. Сбор на нужды образовательных учреждений
  4. Налог с продаж **
  5. Единый налог на вмененный доход для определения видов деятельности
  6. Транспортный налог
  1. Налог на имущество организаций
  2. Налог на недвижимость
  3. Дорожный налог
  4. Транспортный налог
  5. Налог с продаж
  6. Налог на игорный бизнес
  7. Региональные лицензионные сборы
  1. Налог на имущество организаций
  2. Транспортный налог
  3. Налог на игорный бизнес
Местные налоги
  1. Налог на имущество физических лиц
  2. Земельный налог
  3. Регистрационный сбор с физ. лиц, занимающихся предприн. деятельностью
  4. Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне
  5. Курортный сбор
  6. Сбор за право торговли
  7. Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели
  8. Налог на рекламу
  9. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и ПК
  10. Сбор с владельцев собак
  11. Лиценз. сбор за право торговли вино-водочными изд-ми
  1. Земельный налог
  2. Налог на имущество физических лиц
  3. Налог на рекламу
  4. Налог на наследование или дарение
  5. Местные лицензионные сборы
  1. Земельный налог
  2. Налог на имущество физических лиц

Информация о работе Формирование доходов государственного бюджета