Формирование доходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ формирования доходов бюджета Российской Федерации, а также пути совершенствования налоговой реформы.
Основными задачами дипломной работы является:
рассмотрение правовых и экономических основ формирования бюджетов Российской Федерации;
определение роли налогов в формировании государственного бюджета;
изучение структуры неналоговых доходов;
рассмотрение основных принципов формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и среднесрочную перспективу.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ стр. 3


Глава 1. Доходы бюджетов Российской Федерации
Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов стр. 8
Роль налогов в формировании государственного бюджета стр. 15
Неналоговые доходы бюджетов стр. 24
Глава 2. Анализ доходов бюджетов

2.1. Формирование доходов федерального бюджета стр. 30

2.2. Формирование доходов субъектов Российской Федерации стр. 39

2.3. Формирование доходов местных бюджетов стр. 50

Глава 3. Пути совершенствования налоговой реформы и

принципы формирования доходов бюджетов на 2005 год и на среднесрочную перспективу
Налоговая система и меры, подлежащие реализации на

завершающем этапе налоговой реформы стр. 60
Основные принципы формирования финансовых

взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год

и среднесрочную перспективу стр. 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 78

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 82

Файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 569.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
         
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ        
7. Доходы от имущества,  находящегося в  государственной  и муниципальной  собственности и  деятельности 103347 10,31 105901 9,75
Дивиденды по акциям, принадлежащим муниципальному образованию 50 0,005 230 0,02
Доходы  от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности 12400 1,24 9718 0,89
Арендная  плата за земли 88264 8,80 90619 8,34
Проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета 200 0,02 270 0,02
Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов, зачисляемые в местные бюджеты     2 0,0002
Доходы  от оказания  услуг или компенсации  государства     54 0,0050
Возмещение  потерь сельскохоз-ого производства     2251 0,21
Платежи от государственных и муниципальных организаций 1843 0,18 2107 0,19
Доходы  от продажи квартир 590 0,06 650 0,06
8. Штрафные санкции 10365 1,03 13465 1,24
9. Прочие неналоговые  доходы 202 0,02 1384 0,13
Итого неналоговых доходов: 113914 11,36 120750 11,11
Итого налоговых и неналоговых доходов 673380 67,15 636514 58,58
10. Доходы от предпринимательской  и иной приносящей  доход деятельности 41265 4,11 75100 6,91
11. Субвенции 216206 21,56 275473 25,35
12. Средства, полученные  по взаимным расчетам 1681 0,17 91288 8,40
13. Дотации     3265 0,30
14. Фонд "Правопорядок" 400 0,04 800 0,07
15. Экологический фонд     4091 0,38
16. Прочие безвозмездные  перечисления от  вышестоящего бюджета 69900 6,97    
ВСЕГО ДОХОДОВ 1002832 100 1086531 100,00
 
 

   Анализ  таблицы 8 показывает, что доходная база бюджета Щелковского района на 2005 год характеризуется преобладанием налоговых доходов (47,47%). Так, налог на доходы физических лиц и налог на прибыль предприятий в совокупности составляют почти 30% доходов бюджета. В части неналоговых доходов особое место занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – более 90% всей суммы неналоговых доходов.

   В 2005 году в полном объеме полном объеме подлежат зачислению в бюджет Щелковского  района финансовые средства, полученные от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности.

   Базовая ставка арендной платы, получаемой от сдачи в аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности  Щелковского района, составляет 800 рублей за один квадратный метр в год.

   Установлено, что 25% прибыли районного муниципального предприятия Щелковского района «Щелковские Электросети» и 20% прибыли  других муниципальных предприятий, остающейся после уплаты ими налогов  и иных обязательных платежей, зачисляются в соответствии с действующим законодательством в бюджет Щелковского района. Указанные платежи исчисляются ежеквартально и подлежат перечислению в бюджет Щелковского района за первый квартал, полугодие и 9 месяцев 2005 года не позднее чем 35 календарных дней после окончания соответствующего отчетного периода, а по расчету за год – в срок, установленный Решением Совета депутатов Щелковского района о бюджете района на 2006 год. Расчет указанных платежей в бюджет осуществляется от суммы полученной прибыли нарастающим итогом с начала года.

   Доходы  от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, переданного в оперативное управление учреждениям образования, здравоохранения, культуры и искусства, физкультуры  и спорта, финансируемым за счет бюджета Щелковского района, в полном объеме учитываются в доходах бюджета Щелковского района и отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений.

   Поступившие на счет бюджета Щелковского района средства от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности и переданного в оперативное управление учреждениям образования, здравоохранения, культуры и искусства, физкультуры и спорта, финансируемым за счет бюджета Щелковского района, направляются соответствующим учреждениям в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования их содержания и развития материально технической базы. 

   С развитием рыночных принципов хозяйствования расширяются и усложняются экономические  функции местных органов власти, центр тяжести проводимых реформ смещается на нижние уровни бюджетной системы. К сожалению, несмотря на совершенствование законодательства адекватного упрочнения финансового положения муниципальных образований пока не происходит. Укрепление доходной базы местных бюджетов и развитие их самостоятельности – длительный процесс. Успешное решение этих проблем позволит не только адоптировать бюджетные отношения в России к условиям рынка, но и усилить влияние бюджета на процессы финансового оздоровления экономики страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.  ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ  И ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ НА 2005 ГОД И СРЕДНЕСРОЧНУЮ  ПЕРСПЕКТИВУ

3.1 Налоговая система  и меры, подлежащие  реализации на  завершающем этапе  налоговой реформы

Текущее состояние налоговой системы

     Налоговая система России в настоящее время  находится на завершающем этапе  своего реформирования. Основные меры по совершенствованию налоговой  системы, направленные на ее упрощение, повышение справедливости и экономической  обоснованности взимаемых налогов и сборов, а также связанные со снижением налоговой нагрузки уже осуществлены:

     - упразднены “оборотные” налоги  и налог с продаж, а также целый ряд неэффективных налогов, что обеспечило заметное упрощение налоговой системы;

- начиная  с 2004 г. с 20 до 18% была снижена основная ставка НДС;

- вместо  имевшихся ранее самостоятельных  отчислений в государственные  социальные внебюджетные фонды  введен единый социальный налог  с возможностью снижения относительной  суммы налога при увеличении  размера выплат физическим лицам. С 2005 г. произошло существенное снижение ставки ЕСН и облегчен доступ к регрессивной шкале налогообложения;

- снижены  налоговые ставки по налогу  на доходы физических лиц и  налогу на прибыль организаций, что, в конечном счете, привело к росту поступлений по этим налогам;

- введен  принципиально новый порядок  исчисления налога на прибыль, соответствующий системам налогообложения, применяющимся в международной практике;

- реформирована  система налогообложения добычи  полезных ископаемых и, прежде всего, добычи углеводородного сырья. Наряду с новой системой экспортных пошлин это обеспечило изъятие в доход государства значительных сумм, не связанных с деятельностью недропользователей и обусловленных исключительно высоким уровнем мировых цен на такое сырье;

- заметно  упрощен и облегчен режим налогообложения  малого бизнеса и сельскохозяйственных  товаропроизводителей за счет  введения трех специальных налоговых  режимов;

- начата  реформа имущественного налогообложения,  предусматривающая уменьшение числа объектов налогообложения по налогу на имущество организаций и новую систему земельного налога, ориентированную на кадастровую стоимость земельных участков;

- обеспечено  более равномерное распределение  налоговой нагрузки на всех  налогоплательщиков, в том числе за счет отмены неэффективных налоговых льгот и ликвидации “внутренних оффшоров”;

- улучшилось  налоговое администрирование, что  привело к заметному росту  собираемости налоговых платежей.

     Приняты и вступили в действие 17 глав второй части Налогового кодекса, регулирующие порядок уплаты конкретных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальных налоговых режимов.

     С 1 января 2005 г. окончательно оформилась структура налоговой системы  России. Общее количество налогов и сборов, предусмотренных на федеральном уровне, снизилось с 54 до 15, или более чем в три раза. В настоящее время установлено 10 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога. Кроме этого применяется 4 специальных налоговых режима.

     Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что явилось одним из факторов поддержания экономического роста.

     В последние годы снижение налогового бремени на экономику составляло около 1 % к ВВП ежегодно (без учета влияния изменения цен на нефть).

     Налоговая нагрузка, рассчитываемая как отношение  общей суммы налоговых и иных обязательных платежей (включая таможенные платежи) к объему ВВП без учета  влияния изменения мировых цен  на нефть снизилась с 31,7% до 28,4%.

     Примерно  в таких же параметрах предлагается снижение налогового бремени в 2006-2008 годах.

     При этом, несмотря на общее снижение налоговой  нагрузки на законопослушных налогоплательщиков удалось обеспечить постоянный и  стабильный рост налоговых и иных обязательных платежей (включая администрируемые таможенными органами).

     Налоговая реформа привела также к позитивным изменениям в структуре уплачиваемых налогов:

- заметно  увеличилась доля налогов, связанных  с использованием природных ресурсов (в первую очередь ресурсов недр);

- в 2002-2003 гг. несколько снизилась доля  налога на прибыль организаций  (как наиболее чувствительного  для развития бизнеса), что объяснимо  введением с 2002 года нового  режима его уплаты. Однако, в 2004 г. его доля резко возросла, что наряду с общим экономическим ростом обусловлено прекращением действия “оффшорных зон”, а также доначислениями в результате усиления контрольной работы налоговых органов;

- увеличилась  почти в полтора раза доля  налога на доходы физических  лиц.

     Произошли определенные позитивные изменения и в структуре поступлений налоговых платежей по основным отраслям экономики. При сохранении высокой доли промышленности особенно заметно возросла доля налогов, уплачиваемых топливной промышленностью (прежде всего, связанной с добычей и переработкой нефти) с одновременным уменьшением доли налогов, уплачиваемых обрабатывающими и другими промышленными предприятиями.

Меры, подлежащие реализации на завершающем этапе  налоговой реформы

     Главное внимание в ближайшее время должно быть уделено мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленным, с одной стороны, на пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения, с другой стороны, на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, а также создание для налогоплательщиков максимально комфортных условий для уплаты налогов и сборов.

     В связи с этим предполагается реализовать  следующие основные меры, направленные на совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков:

- упорядочить  процесс проведения камеральных  налоговых проверок, в частности: 

конкретизировав вопросы, которые должны проверяться  при проведении таких проверок;

Информация о работе Формирование доходов государственного бюджета