Формирование доходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ формирования доходов бюджета Российской Федерации, а также пути совершенствования налоговой реформы.
Основными задачами дипломной работы является:
рассмотрение правовых и экономических основ формирования бюджетов Российской Федерации;
определение роли налогов в формировании государственного бюджета;
изучение структуры неналоговых доходов;
рассмотрение основных принципов формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и среднесрочную перспективу.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ стр. 3


Глава 1. Доходы бюджетов Российской Федерации
Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов стр. 8
Роль налогов в формировании государственного бюджета стр. 15
Неналоговые доходы бюджетов стр. 24
Глава 2. Анализ доходов бюджетов

2.1. Формирование доходов федерального бюджета стр. 30

2.2. Формирование доходов субъектов Российской Федерации стр. 39

2.3. Формирование доходов местных бюджетов стр. 50

Глава 3. Пути совершенствования налоговой реформы и

принципы формирования доходов бюджетов на 2005 год и на среднесрочную перспективу
Налоговая система и меры, подлежащие реализации на

завершающем этапе налоговой реформы стр. 60
Основные принципы формирования финансовых

взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год

и среднесрочную перспективу стр. 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 78

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 82

Файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 569.50 Кб (Скачать)

    Борьба  с предоставлением незаконных льгот  и с ведением не отражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности должна вестись через ужесточение контроля за движением наличных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в «теневой» сектор, за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц (в том числе за оффшорными счетами), а также за предприятиями, оказывающими услуги по созданию оффшорных фирм и открытию зарубежных банковских счетов, за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных подразделений и «третьих лиц».

    Для решения проблемы недоимки по налогам  необходимо:

    • законодательно обеспечить преимущество налоговых платежей при установлении порядка списания средств со счета предприятия-должника;

    • наладить работу по обращению взыскания задолженности на имущество недоимщиков;

    • осуществлять процедуру банкротства при наличии устойчивой задолженности по налогам;

    • установить ответственность собственников и управляющих предприятий за неуплату налогов в бюджет;

    • отказаться от использования зачетных схем уплаты налогов в бюджет, вызывающих рост отсроченных недоимок;

    • наладить индивидуальную работу с крупными неплательщиками налогов путем установления налоговых постов, введения представителей налоговой администрации в аппарат управления;

    • перевести счета крупных налогоплательщиков в ЦБ РФ и федеральное казначейство;

    • предусмотреть возможность оплаты налогов за счет средств, полученных от продажи пакетов акций предприятий-должников, в том числе за счет выпуска новых акций.

Скорейшее введение в действие указанных мер  позволит существенно повысить собираемость налогов, соотнести налоговую систему с задачами достижения экономического роста.

    Существенна регулирующая роль налогов. Так, например, снижение ставок налогов, предоставление налоговых льгот, налоговых кредитов способствует повышению деловой активности хозяйствующих субъектов, трансформации сбережений в инвестиции, со всеми сопутствующими экономическими процессами. При повышении налоговых ставок, а следовательно, сокращении доли денежных средств, находящихся в распоряжении частного сектора, снижаются темпы экономического роста.

     Главным среди налогов, взимаемых с юридических  лиц, является налог на прибыль (доход) организаций. Он является одним из основных инструментов налогового регулирования и одним из важнейших налоговых источников доходов бюджета. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного хозяйства роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства. Налог на прибыль должен использоваться не только в федеральных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства и улучшении его материально-технической оснащенности.

     Налогоплательщиками признаются российские и иностранные предприятия, осуществляющие свою деятельность в России.

     Объектом  налогообложения признается прибыль, которая представляет собой полученный доход, уменьшенный на величину производственных расходов.

     Максимальная  налоговая ставка 24% (6,5% - в федеральный бюджет, а 17,5% - в бюджеты субъектов Российской Федерации).

     Наличие форм собственности, их экономическое  соперничество вызывает необходимость  взимания налога не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным  образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество организаций – неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях.

     Плательщиками налога признаются российский организации, а также иностранные организации, осуществляющие деятельность в России через постоянные представительства.

     Объектом  налогообложения является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве основных средств. Ставка налога не должна превышать 2,2% от среднегодовой стоимости имущества.

       Однако до настоящего времени  он не имеет большого значения  в формировании доходной базы  соответствующих бюджетов (бюджетов  субъектов Российской Федерации,  а также местных бюджетов) и  его доля в налоговых доходах  составляет около 3%. В будущем  планируется повышение роли имущественных налогов в системе налогообложения и переход от имущественного налогообложения к налогообложению недвижимости путем поэтапного слияния налога на имущество и платы на землю, когда в качестве объекта налогообложения выступают не только основные средства, запасы, затраты, но и рыночная стоимость земельных участков.

     Обязательным  условием успешной реализации экономических  реформ в нашей стране является формирование государственной политики в области  воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов. Развитие и эффективное использование природно-сырьевой базы России становится одним из главных факторов роста ее экономики. Установление платности природных ресурсов преследует цели экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов. Однако в настоящее время доля платы за природные ресурсы в доходной части федерального бюджета составляет менее 3%. В России сложилась система платежей за природные ресурсы в бюджет и во внебюджетные фонды, которая включает в себя налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, земельный налог.

     Одним из самых ценных природных богатств является земля. Однако эффективность  ее использования до 1991 г. не была объектом пристального внимания, так как земля  была бесплатной для основных ее потребителей – субъектов хозяйствования. Утрата сельскохозяйственных угодий, разбазаривание земельных массивов при строительстве дорог и сооружении промышленных объектов, нерациональные жилищная и административная застройка в городах – все это было логическим следствием бесплатности земли. Начиная с 1992 г. за владение землей в городской и сельской местности уплачивается земельный налог (за аренду земли – арендная плата). Земельный налог является наиболее распространенной формой платы за землю. Его уплачивают собственники земли, землевладельцы и землепользователи, которыми могут быть юридические и физические лица. Наряду с поступлениями земельного налога появляется весомая основа для пополнения местных бюджетов неналоговыми доходами от использования права собственности на землю органами местного самоуправления.

     В составе налогов, взимаемых за природные  ресурсы, важную роль играет плата за воду. Ее вносят промышленные предприятия, использующие воду для производственных целей. Исчисляется эта плата по ставкам, устанавливаемым за 1 м3 забираемой воды, и относится на себестоимость продукции. При определении ставок учитываются затраты государства на воспроизводство водных ресурсов. Если потребление воды превышает технически установленные нормы, ставка платы за воду повышается. В интересах охраны водной среды государство использует также штрафы за сброс неочищенных или недостаточно очищенных вод.

     Обложение физических лиц дополняется взиманием  налога на имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающего себя собственником. Налог на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства денежные средства наиболее состоятельных граждан. Благоприятные тенденции в развитии страны, ее экономический и социальный расцвет впрямую зависят от того, насколько быстро состоятельные владельцы имущества станут преобладающей частью российского общества.

     В российской системе налогов наряду с прямыми используются и косвенные, крупнейшим из которых является налог на добавленную стоимость. Он веден с 1 января 1992 г. и количественно заменил (вместе с акцизами) ранее действовавшие налог с оборота и налог с продаж. Налог с оборота, основанный на применении фиксированных оптовых и розничных цен, в условиях их либерализации уже не мог функционировать; поэтому его пришлось заменить налогом на добавленную стоимость (НДС). Однако взимание НДС в 1992 г. отразило существенный недостаток всей модели вновь введенной налоговой системы – слабую увязку между собой отдельных ее элементов, допускающую возможность многократного обложения одних и тех же объектов. Вероятно, в будущем, совершенствуя систему налогообложения, следует осторожнее обращаться с косвенными налогами, непродуманное применение которых может привести к резкому ухудшению материального положения значительной части граждан.

     Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица-налогоплательщики в связи с перемещением товаров через таможенную границу России.

     Объектом  налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории России; передача на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Максимальная налоговая ставка составляет 18%

     Налог на добавленную стоимость, являясь  важнейшим косвенным налогом, влияет на процессы ценообразования, структуру  потребления, а также регулирует спрос. Следует отметить, что во многих случаях объекты налогообложения  совпадают, что способствует постоянному росту цен на потребительские товары и услуги.

     Одновременно  с НДС в системе косвенного обложения используются также различные  акцизы, устанавливаемые на отдельные  виды и группы товаров. Акцизы используются в налоговых системах практически всех стран и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства, так как объектами налогообложения ими являются прежде всего товары массового спроса. В СССР акцизы были составной частью налога с оборота. В 1992 году акцизы вошли в систему федеральных налогов в качестве самостоятельного налогового платежа. С 2003 года в акцизном налогообложении произошли важные изменения, направленные на обеспечение стабильного увеличения сумм этого налога, зачисляемых в федеральный и региональные бюджеты.

     К подакцизным товарам относятся: алкогольная продукция, этиловый спирт, спиртосодержащая продукция, пиво, табачная продукция, высокомощные легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла. Налогоплательщиками признаются: организации и индивидуальные предприниматели, совершающие операции, подлежащие обложению акцизами; лица-налогоплательщики в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу Российской Федерации. Налоговые ставки дифференцированы по видам подакцизных товаров. По большинству товаров установлены твердые ставки – в рублях за единицу измерения, по сигаретам и папиросам – комбинированные ставки.

     Акцизы  играют существенную роль в формировании доходов бюджетов всех уровней.

     Мировая практика доказала, что главным направлением мобилизации средств в бюджет являются именно налоги. Конечно, государство может использовать для покрытия расходов займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных налоговых поступлений. Кроме того, государство может прибегнуть к денежной эмиссии, однако это приведет к инфляции и тяжелым экономическим последствиям. В результате остается главный источник доходов – налоги.

1.3. Неналоговые доходы  бюджетов.

Состав  неналоговых доходов.

     Неналоговые доходы являются составной частью доходов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации. Большинство  неналоговых доходов не имеют  постоянного фискального характера, твердо установленной ставки. В отличие от других доходов неналоговые доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

Информация о работе Формирование доходов государственного бюджета