Формирование доходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ формирования доходов бюджета Российской Федерации, а также пути совершенствования налоговой реформы.
Основными задачами дипломной работы является:
рассмотрение правовых и экономических основ формирования бюджетов Российской Федерации;
определение роли налогов в формировании государственного бюджета;
изучение структуры неналоговых доходов;
рассмотрение основных принципов формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и среднесрочную перспективу.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ стр. 3


Глава 1. Доходы бюджетов Российской Федерации
Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов стр. 8
Роль налогов в формировании государственного бюджета стр. 15
Неналоговые доходы бюджетов стр. 24
Глава 2. Анализ доходов бюджетов

2.1. Формирование доходов федерального бюджета стр. 30

2.2. Формирование доходов субъектов Российской Федерации стр. 39

2.3. Формирование доходов местных бюджетов стр. 50

Глава 3. Пути совершенствования налоговой реформы и

принципы формирования доходов бюджетов на 2005 год и на среднесрочную перспективу
Налоговая система и меры, подлежащие реализации на

завершающем этапе налоговой реформы стр. 60
Основные принципы формирования финансовых

взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год

и среднесрочную перспективу стр. 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 78

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 82

Файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 569.50 Кб (Скачать)

    Новацией 2002 года стало включение в состав доходов федерального бюджета части  единого социального налога, что  связано с радикальной пенсионной реформой, начавшейся в этом же году.

    Порядок формирования доходов федерального бюджета оказывает определяющее влияние на доходную базу бюджетов других уровней бюджетной системы  Российской Федерации. 
 

    1.    Формирование доходов субъектов Российской Федерации  

   Доходы  бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.

   К налоговым доходам  бюджетов субъектов  Российской Федерации  относятся:

  • собственные налоговые доходы субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом;
  • отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

    Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных доходов  и сборов, а также от закрепления  за субъектами Российской Федерации  федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. При передаче собственных доходов  субъектов Российской Федерации местным бюджетам учитываются минимальные доли федеральных налогов, закрепленные за муниципальными образованиями согласно Закону о финансовых основах местного самоуправления.

    Полномочия  законодательных (представительных) и  исполнительных органов субъектов  Российской Федерации по формированию бюджетов заключаются в праве  введения региональных налогов и  сборов, установления ставок по ним  и предоставления налоговых льгот в пределах, установленных налоговым законодательством.

    Например, органы законодательной власти субъектов  Российской Федерации вправе снизить  ставку налога на имущество юридических  лиц (в федеральном законе установлена  ставка 2,2%) либо освободить отдельные категории плательщиков от уплаты этого налога на  данной территории. В случаях, определенных налоговым законодательством, органы власти субъектов Российской Федерации имеют право предоставления льгот по федеральным налогам. Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации вправе снижать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. 

    Законы  субъектов Российской Федерации  о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах их компетенции, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъектов Российской Федерации о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в законы субъектов Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год.

    Органы  исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляют налоговые  кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей  в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных законами субъектов Российской Федерации о бюджете. Предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в части суммы федерального налога или сбора, поступающего в бюджет субъекта Российской Федерации, возможно только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам бюджета субъекта Российской Федерации перед федеральным бюджетом, соблюдении предельного размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и размера государственного долга  субъекта Российской Федерации.

     К неналоговым доходам бюджетов субъектов Российской Федерации относятся:

  • доходы от использования или продажи имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, например дивиденды по акциям, арендная плата за сданное в аренду имущество, проценты, полученные от размещения временно свободных денежных средств в банках, поступления от продажи акций, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
  • доходы от реализации бесхозяйственного и конфискованного имущества и т.д;
  • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • средства, получаемые в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафные санкции, суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступления и т.п.).
 
 

   Отдельную группу бюджетных доходов составляют безвозмездные перечисления, поступающие от нерезидентов международных организаций, правительств иностранных государств, юридических и физических лиц, бюджетов других уровней в виде дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов, средств по взаимным расчетам, возникающим в связи с изменениями в бюджетном и налоговом законодательстве.

   Обособленную  группу бюджетных доходов образуют средства, поступающие от государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов.

    Особенности доходов бюджетов субъектов Российской Федерации на примере Ленинградской  области представлены в таблице 4.

Таблица 4

Структура доходов областного бюджета Ленинградской  области на 2005 год. 

Источники доходов Сумма,

тыс. руб.

Удельный  вес, %
  1. Налоговые доходы, всего
    1. Налог на прибыль организаций
    2. Налог на прибыль кредитных и страховых организаций
    3. Налог на доходы физических лиц
    4. Акцизы по подакцизным товарам
    5. Лицензионные и регистрационные сборы
    6. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
    7. Налог на имущество предприятий
    8. Налог на добычу полезных ископаемых
    9. Плата за пользование недрами
    10. отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
    11. Плата за пользование водными объектами
    12. Земельный налог
    13. Плата за право пользования объектами животного мира
    14. Сбор на нужды образовательных учреждений с юридических лиц
  2. Неналоговые доходы, всего
  3. Безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней
  4. Доходы целевых бюджетных фондов
    1. Территориальный экологический фонд
    2. Территориальный дорожный фонд
    3. Фонд развития экспортно-лицензионной службы
    Всего доходов
5874830

1437054

9735

2347601

1015248

4410

86648 

435244

55536

500

11500 

66133

33395

2290 

126783 

208175

600000

1685773

84857

1598716

2200

8368778

70,2

17,17

0,12

28,05

12,13

0,05

1,04 

5,2

0,66

0,0

0,14 

0,79

0,4

0,03 

1,51 

2,49

7,17

20,14

1,01

19,13

0,0

100

     Анализ  показывает, что в доходах областного бюджета Ленинградской области  преобладают налоговые доходы – 70,2 %. Два крупнейших прямых налога – налог на прибыль организаций и на доходы физических лиц – в совокупности составляют 45% доходной базы. Отметим высокий удельный вес акцизов – 12,13%, что обусловлено функционированием в Ленинградской области предприятий, производящих подакцизные товары. Среди неналоговых доходов наибольшую величину занимает арендная плата за землю, но ее удельный вес в доходах бюджета небольшой – 0,63%. Ленинградская область относится к дотационным регионам, поэтому 7,17% ее доходов составляет финансовая помощь из федерального бюджета. Однако, являясь динамично развивающейся в экономическом плане территорией, Ленинградская область в 2005 году снизила зависимость от федерального бюджета (в 2004 году этот показатель составлял 12%). Среди доходов целевых бюджетных фондов выделяется Территориальный дорожный фонд, удельный вес которого в составе доходов составляет 19,13%.

      Для сравнения рассмотрим структуру  доходов бюджета другого субъекта Российской Федерации – города Санкт-Петербурга, который относится к «регионам донорам» (таблица 5).

Таблица 5

Структура доходов бюджета  Санкт-Петербурга на 2005 год 

Наименование  доходов Сумма,

тыс. руб.

Удельный  вес, %
 

  НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 

1. Прямые налоги  на прибыль, доход,  прирост капитала 

 
42689315 

28359018

 
74,46 

49,46

Налог на прибыль (доход) предприятий и  организаций 11816161 20,61
Налог на доходы физических лиц 16191904 28,24
Налог на игорный бизнес 350953 0,61
2. Налоги на товары  и услуги, лицензионные  и регистрационные  сборы 8549515 14,91
Акцизы  по подакцизным товарам 5476374 9,55
Лицензионные  и регистрационные сборы 26210 0,05
3. Налоги на совокупный  доход 906608 1,58
Единый  налог, взимаемый в связи с  применением упрощенной системы  налогообложения 367292 0,64
Единый  налог на вмененный доход 539316 0,94
4. Налоги на имущество  4587460 8,0
Налог на имущество организаций 4587460 8,0
5. Платежи за использование  природных ресурсов  207846 0,36
Земельный налог 83382 0,14
Прочие  платежи за пользование природными ресурсами 234 0,0
6. Прочие налоги, пошлины и сборы 78868 0,13
Государственная пошлина 78868 0,13
 

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 

1. Доходы от имущества,  находящегося в  государственной  и муниципальной  собственности и  деятельности

 
5413095,2 

4876369,2

 
9,44 

8,5

Дивиденды по акциям, принадлежащим государству 10000 0,02
Доходы  от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности 3822505,0 6,67
Проценты, полученные от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета 121072,3 0,21
Доходы  от оказания услуг или компенсации затрат государства 82521,1 0,14
Платежи от государственных и муниципальных  организаций 773383,8 1,35
Доходы  от продажи квартир 30000,0 0,05
Доходы  от продажи оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей 9000,0 0,02
Прочие  поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности 27887,0 0,04
2. Доходы от продажи  земли и нематериальных  активов 56000,0 0,1
3. Административные  платежи и сборы 335429,0 0,59
4. Штрафные санкции.  Возмещение ущерба. 120437,0 0,21
5. Прочие неналоговые  доходы 24860,0 0,04
 
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ 

От  бюджетов других уровней

 
1397728,0 

1397728,0

 
2,44 

2,44

Субвенции 527849,0 0,92
Субсидии 869879,0 1,52
 
ДОХОДЫ  ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ  ФОНДОВ
 
5077461,0
8,86
 
ДОХОДЫ  ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2755845,0 4,8
ИТОГО ДОХОДОВ 57333444,0 100
 
 
 
 

    Доходная  база бюджета Санкт-Петербурга на 2005 год характеризуется преобладанием  налоговых доходов (74,46%). Так, налог  на доходы физических лиц и налог на прибыль предприятий в совокупности составляют почти 50% доходов бюджета города. Акцизы занимают около 10% доходов бюджета.

    Большая часть неналоговых доходов формируется  за счет доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Они составляют более 90% всей суммы неналоговых доходов. Удельный вес второй по значимости статьи – административные платежи и сборы, и третьей – штрафные санкции и возмещение ущерба, постепенно снижается.

    Значительная  часть административных платежей и сборов в бюджете Санкт-Петербурга складывается из сборов, взимаемых Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения (за исключением штрафов). Неналоговые доходы в виде штрафных санкций и возмещения ущерба включают:

  • санкции за нарушение порядка цен;
  • административные штрафы и иные санкции за нарушение правил дорожного движения;
  • суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей.

    Одним из источников неналоговых доходов  местных бюджетов муниципальных образований Санкт-Петербурга являются штрафы за нарушение применения контрольно-кассовых машин.

    В 2004-2005 годах Санкт-Петербург, как  и все субъекты Российской Федерации, получал субсидии и субвенции  из федерального бюджета на реализацию ряда федеральных законов. Эти суммы составили в доходах бюджета Санкт-Петербурга 1 млрд. 397,7 млн. руб., или 2,44% доходов. Целевые бюджетные фонды занимают около 9% в доходах бюджета города, и в этой сумме преобладают средства Территориального дорожного фонда.

    Таким образом, сравнение структуры доходов  бюджетов двух различных по финансовому  потенциалу субъектов Российской Федерации  выявило много совпадающих характеристик, что позволяет составить общее  представление об особенностях структуры  доходов бюджетов Российской Федерации.

    Продолжающая  налоговая реформа, одним из направлений  которой является снижение налогового бремени, привела к определенным потерям в доходах бюджетов субъектов  Российской Федерации. Нормативы распределения  налоговых доходов по видам бюджетов Российской Федерации представлен в таблице 6.

Информация о работе Формирование доходов государственного бюджета