Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:28, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ формирования доходов бюджета Российской Федерации, а также пути совершенствования налоговой реформы.
Основными задачами дипломной работы является:
рассмотрение правовых и экономических основ формирования бюджетов Российской Федерации;
определение роли налогов в формировании государственного бюджета;
изучение структуры неналоговых доходов;
рассмотрение основных принципов формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и среднесрочную перспективу.
ВВЕДЕНИЕ стр. 3
Глава 1. Доходы бюджетов Российской Федерации
Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов стр. 8
Роль налогов в формировании государственного бюджета стр. 15
Неналоговые доходы бюджетов стр. 24
Глава 2. Анализ доходов бюджетов
2.1. Формирование доходов федерального бюджета стр. 30
2.2. Формирование доходов субъектов Российской Федерации стр. 39
2.3. Формирование доходов местных бюджетов стр. 50
Глава 3. Пути совершенствования налоговой реформы и
принципы формирования доходов бюджетов на 2005 год и на среднесрочную перспективу
Налоговая система и меры, подлежащие реализации на
завершающем этапе налоговой реформы стр. 60
Основные принципы формирования финансовых
взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год
и среднесрочную перспективу стр. 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 82
Нормативы
отчислений федеральных
налогов и сборов (в
части погашения
задолженности прошлых
лет по отдельным
видам налогов, а
также в части погашения
задолженности по отмененным
налогам и сборам) в
федеральный бюджет
и консолидированные
бюджеты субъектовРоссийской
Федерации на 2005 год
Код
бюджетной классифика
ции РФ |
Наименование налога (сбора) | Федераль- ный бюджет |
Консолиди-рованные бюджеты субъектов РФ |
1 03 02000 01 0000 110 | Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации | ||
в том числе: | |||
1 03 02050 01 0000 110 | Акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (в части погашения задолженности прошлых лет, образовавшейся до 1 января 2003 года) | 100 | |
1 03 02140 01 0000 110 | Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, в части сумм по расчетам за 2003 год | ||
в том числе: | |||
1 03 02141 01 0000 110 | Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады, в части сумм по расчетам за 2003 год | 50 | 50 |
1 03 02142 01 0000 110 | Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации производителями на акцизные склады в части сумм по расчетам за 2003 год | 100 | |
1 03 02143 01 0000 110 | Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации с акцизных складов в части сумм по расчетам за 2003 год | 100 | |
1 06 05020 01 0000 110 | Налог на игорный
бизнес, зачисляемый в федеральный
бюджет (в части погашения |
100 | |
1 09 00000 00 0000 000 | Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | ||
1 09 01000 03 0000 110 | Налог на прибыль организаций, зачисляемый в местные бюджеты (в части сумм по расчетам за 2004 год и погашения задолженности прошлых лет) | 100 | |
1 09 02010 01 0000 110 | Акцизы на природный газ1 | 100 | |
1 09 02020 01 0000 110 | Акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат | 100 | |
1 09 02030 02 0000 110 | Акцизы на ювелирные изделия |
100 | |
1 09 03000 00 0000 110 | Платежи за пользование природными ресурсами | ||
1 09 03010 03 0000 110 | Платежи за проведение поисковых и разведочных работ | 100 | |
1 09 03020 00 0000 110 | Платежи за добычу полезных ископаемых | ||
в том числе: | |||
1 09 03021 03 0000 110 | Платежи за добычу общераспростра-ненных полезных ископаемых | 100 | |
1 09 03022 01 0000 110 | Платежи за добычу углеводородного сырья | ||
в том числе: | |||
на территории края или области, имеющих автономные округа | 20 | 80 | |
на остальных территориях | 40 | 60 | |
1 На указанный код зачисляется также акциз на природный газ, добытый до 1 января 2004 года. | |||
1 09 03023 01 0000 110 | Платежи за добычу подземных вод | 40 | 60 |
1 09 03024 01 0000 110 | Платежи за добычу
полезных ископаемых из уникальных месторождений
и групп месторождений |
В порядке, установленном соглашением | |
1 09 03025 01 0000 110 | Платежи за добычу других полезных ископаемых | ||
в том числе: | |||
на территории края или области, имеющих автономные округа | 12,5 | 87,5 | |
на остальных территориях | 25 | 75 | |
1 09 03030 03 0000 110 | Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых | 100 | |
1 09 03040 01 0000 110 | Платежи за пользование недрами территориального моря Российской Федерации | 40 | 60 |
1 09 03050 01 0000 110 | Платежи за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации | 100 | |
1 09 03060 01 0000 110 | Платежи за пользование недрами при выполнении соглашений о разделе продукции | В порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством, действующим на дату подписания соглашения | |
1 09 03061 01 0000 110 | Разовые платежи (бонусы), регулярные платежи (роялти) | В порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством, действующим на дату подписания соглашения | |
1 09 03062 01 0000 110 | Ежегодные платежи за проведение поисковых и разведочных работ | В порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством, действующим на дату подписания соглашения | |
1 09 03070 01 0000 110 | Платежи за пользование континентальным шельфом Российской Федерации | 100 | |
1 09 03080 01 0000 110 | Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы | ||
в том числе: | |||
1 09 03081 01 0000 110 | Отчисления
на воспроизводство минерально- |
100 | |
1 09 03082 02 0000 110 | Отчисления
на воспроизводство минерально- |
100 | |
1 09 03083 02 0000 110 | Отчисления
на воспроизводство минерально- |
100 | |
1 09 04020 02 0000 110 | Налог с владельцев транспортных средств и налог на приобретение транспортных средств | 100 | |
1 09 04030 01 0000 110 | Налог на пользователей автомобильных дорог | 100 | |
1 09 05010 01 0000 110 | Налог на реализацию горюче-смазочных материалов | 100 | |
1 09 05020 01 0000 110 | Налог на операции с ценными бумагами | 100 | |
1 09 05030 01 0000 110 | Сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний | 100 | |
1 09 05040 01 0000 110 | Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте | 60 | 40 |
1 09 05050 01 0000 110 | Прочие налоги и сборы | 100 | |
1 09 08010 01 0000 140 | Недоимка, пени и штрафы за несвоевременную уплату единого социального налога в части, зачисляемой ранее в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, образовавшиеся на 1 января 2002 года | 100 | |
1 09 08060 01 0000 140 | Недоимка, пени и штрафы по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства указанного Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами | 100 |
Примечание.
Погашение задолженности по пеням и штрафам
за несвоевременную уплату налогов и сборов
в части отмененных налогов и сборов осуществляется
по нормативам отчислений соответствующих
налогов и сборов в федеральный бюджет
и консолидированные бюджеты субъектов
Российской Федерации.
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.
К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:
К собственным доходам местных бюджетов относятся также доли федеральных налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе. К ним относятся:
Размеры минимальный долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится, исходя из общего объема средств, переданных субъекту Российской Федерации по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательной (представительной) орган субъекта Российской Федерации устанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из их среднего уровня по субъекту Российской Федерации. Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации может устанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).
Представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты ( Исключением из этого правила являются два субъекта Российской Федерации – город Москва и Санкт-Петербург, где в целях сохранения единства городского хозяйства решение об источниках доходов местных бюджетов, в том числе местных налогов, принимается соответствующим органом государственной власти Российской Федерации). Органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования. Население муниципального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования (средства самообложения), которые используются исключительно по целевому назначению.
Дальнейшее развитие вопросов формирования доходов местных бюджетов нашло отражение в Бюджетном Кодексе Российской Федерации. Так, в доходы местных бюджетов поступают полностью доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.
В
местный бюджет поступают ассигнования
на финансирование осуществления отдельных
государственных полномочий, передаваемых
органам местного самоуправления,
ассигнования на финансирование реализации
органами местного самоуправления
федеральных законов и законов субъектов
Российской Федерации, ассигнования на
компенсацию дополнительных расходов,
возникших в результате решений, принятых
органами государственной власти, приводящих
к увеличению бюджетных расходов или уменьшению
бюджетных доходов муниципального образования,
а также другие неналоговые доходы, поступающие
в местные бюджеты в порядке и по нормативам,
установленными федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации
и правовыми актами органов местного самоуправления.
Введение компенсационной нормы весьма
своевременно, поскольку в бюджетной практике
России 1990 гг. имели место случаи передачи
расходов на уровень местных бюджетов
без обеспечения источником финансирования(так
называемые нефинансируемые мандаты).
Это относится прежде всего к передаче
на балансы органов власти местного самоуправления
ведомственной социально-культурной сферы.
Представляется, что эта норма позволит
защитить интересы проживающего на данной
территории населения.
Рассмотрим в качестве примера структуру доходов бюджета Щелковского района Московской области за 2004 – 2005 гг.
Доходы
бюджета Щелковского района формируются
по нормативам отчислений от федеральных,
региональных и местных налогов
и сборов в бюджет Щелковского района
на 2005 год согласно таблице 7.
Таблица 7
налогов
и сборов в бюджет
Щелковского района
на 2005 год
Наименование доходных источников |
Ставки зачисления (нормативы отчислений) (%) |
Налог на прибыль | По ставке 2 %, установленной законодательством РФ (в части сумм по расчетам за 2004 г.) |
3,6 | |
Налог на доходы физических лиц | 22 |
Налог на игорный бизнес | 30 |
Акциз на этиловый спирт-сырец из всех видов сырья, спирт этиловый из пищевого сырья, спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию, вина, другие алкогольные напитки, пиво | 15 |
Налог с продаж (в части сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет) | 60 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (за исключением доходов от уплаты минимального налога) | 40 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 30 |
Налог на имущество физических лиц | 100 |
Налог на имущество организаций | 20 |
Налог на имущество предприятий (в части сумм по расчетам на 2003 год и погашения задолженности прошлых лет) | 50 |
Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых | 100 |
Земельный налог на земли сельхозназначения | 100 |
Земельный налог на земли городов и поселков | 100 |
Земельный налог на другие земли несельскохозяйственного назначения | 100 |
Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции (в части сумм по расчетам за 2003 год) | 100 |
Налог на рекламу (в части сумм по расчетам за 2004 год) | 100 |
Бюджет Щелковского района на 2005 год по доходам составил 1086531 тыс. рублей – это на 83 699 тыс. рублей больше, чем в 2004 году.
В
бюджет Щелковского района по итогам
2004 года поступило 1 259 млн. рублей, из которых
65 процентов - собственные доходы района.
В объеме налоговых и неналоговых доходов
почти половину или 49 % составляют налоги
на доходы, 10 % - налоги на имущество, 22 %
- плата за землю. Из областного бюджета
в виде финансовой помощи поступили денежные
средства в сумме 443 млн. рублей.
Структура доходов бюджета Щёлковского района в 2004 году (в %) |
Таблица 8
Структура
доходов Щелковского
района в 2004 – 2005 гг.
Наименование доходов | Бюджет Щелковского района на 2004 год (тыс.руб) | Уд. вес, % | Бюджет Щелковского района на 2005 год (тыс.руб) | Уд. вес, % |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
||||
1. Прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала – Всего: | 338672 | 33,77 | 283237 | 26,07 |
Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций | 82173 | 8,19 | 80 474 | 7,41 |
Налог на доходы физических лиц | 255905 | 25,52 | 198 108 | 18,23 |
Налог на игорный бизнес | 594 | 0,06 | 4 655 | 0,43 |
2. Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы | 43167 | 4,30 | 49 616 | 4,57 |
Акцизы по подакцизным товарам | 41958 | 4,18 | 49 616 | 4,57 |
Прочие лицензионные и регистрационные сборы | 191 | 0,02 | ||
Налог с продаж | 1018 | 0,10 | ||
3. Налоги на совокупный доход | 21249 | 2,12 | 34322 | 3,16 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 7485 | 0,75 | 10455 | 0,96 |
Единый налог на вмененный доход | 13764 | 1,37 | 23867 | 2,20 |
4. Налоги на имущество – Всего: | 87176 | 8,69 | 28308 | 2,61 |
Налог на имущество организаций | 79873 | 7,96 | 22760 | 2,09 |
Налог на имущество физических лиц | 5548 | 0,55 | 5548 | 0,51 |
наследования и дарения | 1755 | 0,18 | ||
5. Платежи за использование природных ресурсов – Всего: | 60720 | 6,05 | 119446 | 10,99 |
Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых | 67 | 0,01 | 139 | 0,01 |
Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ | 5226 | 0,52 | ||
Земельные налоги, всего: | 55427 | 5,53 | 119307 | 10,98 |
- за земли сельхозназначения | 2033 | 0,19 | ||
- за земли городов и поселков | 109086 | 10,04 | ||
- за другие земли несельскохозяйственного назначения | 8188 | 0,75 | ||
6. Прочие налоги, пошлины и сборы – Всего: | 8482 | 0,85 | 835 | 0,08 |
Местные налоги и сборы | 835 | 0,08 | ||
- налог на рекламу | 835 | 0,08 | ||
Итого по налоговым доходам: | 559466 | 56,00 | 515764 | 47,47 |
Информация о работе Формирование доходов государственного бюджета