Формирование доходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ формирования доходов бюджета Российской Федерации, а также пути совершенствования налоговой реформы.
Основными задачами дипломной работы является:
рассмотрение правовых и экономических основ формирования бюджетов Российской Федерации;
определение роли налогов в формировании государственного бюджета;
изучение структуры неналоговых доходов;
рассмотрение основных принципов формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и среднесрочную перспективу.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ стр. 3


Глава 1. Доходы бюджетов Российской Федерации
Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов стр. 8
Роль налогов в формировании государственного бюджета стр. 15
Неналоговые доходы бюджетов стр. 24
Глава 2. Анализ доходов бюджетов

2.1. Формирование доходов федерального бюджета стр. 30

2.2. Формирование доходов субъектов Российской Федерации стр. 39

2.3. Формирование доходов местных бюджетов стр. 50

Глава 3. Пути совершенствования налоговой реформы и

принципы формирования доходов бюджетов на 2005 год и на среднесрочную перспективу
Налоговая система и меры, подлежащие реализации на

завершающем этапе налоговой реформы стр. 60
Основные принципы формирования финансовых

взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год

и среднесрочную перспективу стр. 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 78

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 82

Файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 569.50 Кб (Скачать)

Таблица 6

Нормативы отчислений федеральных  налогов и сборов (в  части погашения  задолженности прошлых  лет по отдельным  видам налогов, а также в части погашения задолженности по отмененным налогам и сборам) в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектовРоссийской Федерации на 2005 год 

Код бюджетной классифика

ции РФ

Наименование  налога (сбора)  
Федераль-

ный бюджет

Консолиди-рованные бюджеты субъектов РФ
 
1 03 02000 01 0000 110 Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации    
  в том числе:    
1 03 02050 01 0000 110 Акцизы на автомобильный  бензин, дизельное топливо, моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (в части погашения задолженности прошлых лет, образовавшейся до 1 января 2003 года) 100  
       
1 03 02140 01 0000 110 Акцизы на алкогольную  продукцию с объемной долей  спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, в части сумм по расчетам за 2003 год    
  в том числе:    
1 03 02141 01 0000 110 Акцизы на алкогольную  продукцию с объемной долей  спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением  вин) при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады, в части сумм по расчетам за 2003 год 50 50
1 03 02142 01 0000 110 Акцизы на алкогольную  продукцию с объемной долей  спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением  вин) при реализации производителями на акцизные склады в части сумм по расчетам за 2003 год 100  
       
1 03 02143 01 0000 110 Акцизы на алкогольную  продукцию с объемной долей  спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением  вин) при реализации с акцизных складов  в части сумм по расчетам за 2003 год   100
       
1 06 05020 01 0000 110 Налог на игорный  бизнес, зачисляемый в федеральный  бюджет (в части погашения задолженности  прошлых лет) 100  
1 09 00000 00 0000 000 Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам    
1 09 01000 03 0000 110 Налог на прибыль  организаций, зачисляемый в местные бюджеты (в части сумм по расчетам за 2004 год и погашения задолженности прошлых лет)   100
       
1 09 02010 01 0000 110 Акцизы на природный  газ1 100  
       
1 09 02020 01 0000 110 Акцизы на нефть  и стабильный газовый конденсат 100  
1 09 02030 02 0000 110
Акцизы  на ювелирные изделия
  100
       
1 09 03000 00 0000 110 Платежи за пользование  природными ресурсами    
       
1 09 03010 03 0000 110 Платежи за проведение поисковых и разведочных работ   100
       
1 09 03020 00 0000 110 Платежи за добычу полезных ископаемых    
  в том числе:    
       
1 09 03021 03 0000 110 Платежи за добычу общераспростра-ненных полезных ископаемых   100
       
1 09 03022 01 0000 110 Платежи за добычу углеводородного сырья    
  в том числе:    
  на территории края или области, имеющих автономные округа 20 80
  на остальных  территориях 40 60
1 На указанный код зачисляется также акциз на природный газ, добытый до 1 января 2004 года.
1 09 03023 01 0000 110 Платежи за добычу подземных вод 40 60
1 09 03024 01 0000 110 Платежи за добычу полезных ископаемых из уникальных месторождений  и групп месторождений федерального значения В порядке, установленном соглашением
       
1 09 03025 01 0000 110 Платежи за добычу других полезных ископаемых    
  в том числе:    
  на территории края или области, имеющих автономные округа 12,5 87,5
  на остальных  территориях 25 75
1 09 03030 03 0000 110 Платежи за пользование  недрами в целях, не связанных  с добычей полезных ископаемых   100
       
1 09 03040 01 0000 110 Платежи за пользование  недрами территориального моря Российской Федерации 40 60
1 09 03050 01 0000 110 Платежи за пользование  недрами континентального шельфа Российской Федерации 100  
       
1 09 03060 01 0000 110 Платежи за пользование  недрами при выполнении соглашений о разделе продукции В порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством, действующим на дату подписания соглашения
       
1 09 03061 01 0000 110 Разовые платежи (бонусы), регулярные платежи (роялти) В порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством, действующим на дату подписания соглашения
       
1 09 03062 01 0000 110 Ежегодные платежи  за проведение поисковых и разведочных работ В порядке, установленном соглашением в соответствии с законодательством, действующим на дату подписания соглашения
       
1 09 03070 01 0000 110 Платежи за пользование  континентальным шельфом Российской Федерации 100  
       
1 09 03080 01 0000 110 Отчисления  на воспроизводство минерально-сырьевой базы    
  в том числе:    
1 09 03081 01 0000 110 Отчисления  на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в федеральный бюджет 100  
1 09 03082 02 0000 110 Отчисления  на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации, за исключением уплачиваемых при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд   100
       
1 09 03083 02 0000 110 Отчисления  на воспроизводство минерально-сырьевой базы при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации   100
1 09 04020 02 0000 110 Налог с владельцев транспортных средств и налог  на приобретение транспортных средств   100
       
1 09 04030 01 0000 110 Налог на пользователей  автомобильных дорог   100
       
1 09 05010 01 0000 110 Налог на реализацию горюче-смазочных материалов 100  
1 09 05020 01 0000 110 Налог на операции с ценными бумагами 100  
1 09 05030 01 0000 110 Сбор за использование  наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их  основе слов и словосочетаний 100  
       
1 09 05040 01 0000 110 Налог на покупку  иностранных денежных знаков и платежных  документов, выраженных в иностранной валюте 60 40
       
1 09 05050 01 0000 110 Прочие налоги и сборы 100  
       
1 09 08010 01 0000 140 Недоимка, пени и штрафы за несвоевременную уплату единого социального налога в части, зачисляемой ранее в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, образовавшиеся на 1 января 2002 года 100  
       
1 09 08060 01 0000 140 Недоимка, пени и штрафы по взносам в Государственный  фонд занятости населения Российской Федерации, а также средства указанного Фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами 100  
 

     Примечание. Погашение задолженности по пеням и штрафам за несвоевременную уплату налогов и сборов в части отмененных налогов и сборов осуществляется по нормативам отчислений соответствующих налогов и сборов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. 

    1.    Формирование доходов местных бюджетов    
 

    Доходы  местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов  за счет отчислений от федеральных  и региональных регулирующих налогов  и сборов.

    К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.

    К другим собственным доходам местных  бюджетов относятся:

    • доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
    • не менее 10% доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;
    • доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;
    • платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей;
    • штрафы подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • не менее 50% налога на имущество предприятий (организаций);
    • подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
 
 

    К собственным доходам местных  бюджетов относятся также доли федеральных  налогов, распределенные между бюджетами разных уровней и закрепленные за муниципальными образованиями на постоянной основе. К ним относятся:

    • часть налога (на доходы) с физических лиц в пределах не менее 50% в среднем по субъекту Российской Федерации;
    • часть налога на прибыль организаций в пределах не менее 5 % в среднем по субъекту Российской Федерации;
    • часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту Российской Федерации;
    • часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия в пределах не менее 5% в среднем по субъекту Российской Федерации;
    • часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары) в пределах не менее 10% в среднем по субъекту РФ.

   Размеры минимальный долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъекта Российской Федерации. Расчет долей федеральных налогов, подлежащих закреплению за муниципальными образованиями, производится, исходя из общего объема средств, переданных субъекту Российской Федерации по каждому из этих налогов. В этих пределах законодательной (представительной) орган субъекта Российской Федерации устанавливает в соответствии с фиксированной формулой для каждого муниципального образования доли соответствующих федеральных налогов, закрепляемых на постоянной основе, исходя из их среднего уровня по субъекту Российской Федерации. Доли указанных налогов рассчитываются по фактическим данным базового года. Сверх этих долей законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации может устанавливать нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты от регулирующих доходов на планируемый финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года).

   Представительные  органы местного самоуправления вправе устанавливать местные налоги и  сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации принимать решения об установлении или отмене местного налога и сбора, о внесении изменений в порядок его уплаты ( Исключением из этого правила являются два субъекта Российской Федерации – город Москва и Санкт-Петербург, где в целях сохранения единства городского хозяйства решение об источниках доходов местных бюджетов, в том числе местных налогов, принимается соответствующим органом государственной власти Российской Федерации). Органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования. Население муниципального образования может непосредственно принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан в соответствии с уставом муниципального образования (средства самообложения), которые используются исключительно по целевому назначению.

   Дальнейшее  развитие вопросов формирования доходов  местных бюджетов нашло отражение в Бюджетном Кодексе  Российской Федерации. Так, в доходы местных бюджетов поступают полностью доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

   В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных  государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления,  ассигнования на финансирование реализации органами  местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципального образования, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, установленными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления. Введение компенсационной нормы весьма своевременно, поскольку в бюджетной практике России 1990 гг. имели место случаи передачи расходов на уровень местных бюджетов без обеспечения источником финансирования(так называемые нефинансируемые мандаты). Это относится прежде всего к передаче на балансы органов власти местного самоуправления ведомственной социально-культурной сферы. Представляется, что эта норма позволит защитить интересы проживающего на данной территории населения. 

      Рассмотрим  в качестве примера структуру  доходов бюджета Щелковского  района Московской области за 2004 – 2005 гг.

     Доходы  бюджета Щелковского района формируются  по нормативам отчислений от федеральных, региональных и местных налогов  и сборов в бюджет Щелковского района  на 2005 год согласно таблице 7. 
 
 

Таблица 7

Нормативы отчислений от федеральных, региональных и местных

налогов и сборов в бюджет Щелковского района на 2005 год 

Наименование  доходных источников

Ставки  зачисления (нормативы  отчислений) (%)
Налог на прибыль По ставке 2 %, установленной законодательством РФ (в части сумм по расчетам за 2004 г.)
3,6
Налог на доходы физических лиц 22
Налог на игорный бизнес 30
Акциз на этиловый спирт-сырец из всех видов  сырья, спирт этиловый из пищевого сырья, спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию, вина, другие алкогольные напитки, пиво 15
Налог с продаж (в части сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности  прошлых лет) 60
Единый  налог, взимаемый в связи с  применением упрощенной системы налогообложения (за исключением доходов от уплаты минимального налога) 40
Единый  налог на вмененный доход для  отдельных видов деятельности 30
Налог на имущество физических лиц 100
Налог на имущество организаций 20
Налог на имущество предприятий (в части сумм по расчетам на 2003 год и погашения задолженности прошлых лет) 50
Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых 100
Земельный налог на земли сельхозназначения 100
Земельный налог на земли городов и поселков 100
Земельный налог на другие земли несельскохозяйственного назначения 100
Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции (в части сумм по расчетам за 2003 год) 100
Налог на рекламу (в части сумм по расчетам за 2004 год) 100
 
 
 
 
 

   Бюджет Щелковского района на 2005 год по доходам составил 1086531 тыс. рублей – это на 83 699 тыс. рублей больше, чем в 2004 году.

   В бюджет Щелковского района по итогам 2004 года поступило 1 259 млн. рублей, из которых 65 процентов - собственные доходы района. В объеме налоговых и неналоговых доходов почти половину или 49 % составляют налоги на доходы, 10 % - налоги на имущество, 22 % - плата за землю. Из областного бюджета в виде финансовой помощи поступили денежные средства в сумме 443 млн. рублей.  

Структура доходов бюджета Щёлковского района в 2004 году (в %)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Таблица 8

   Структура доходов Щелковского  района в 2004 – 2005 гг. 

Наименование  доходов Бюджет Щелковского  района на 2004 год (тыс.руб) Уд. вес, % Бюджет Щелковского  района на 2005 год (тыс.руб) Уд. вес, %
 
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
       
1. Прямые налоги  на прибыль, доход,  прирост капитала  – Всего: 338672 33,77 283237 26,07
Налог на прибыль (доход) предприятий и  организаций 82173 8,19 80 474 7,41
Налог на доходы физических лиц 255905 25,52 198 108 18,23
Налог на игорный бизнес 594 0,06 4 655 0,43
2. Налоги на товары  и услуги, лицензионные  и регистрационные сборы 43167 4,30 49 616 4,57
Акцизы  по подакцизным товарам 41958 4,18 49 616 4,57
Прочие  лицензионные и регистрационные  сборы 191 0,02    
Налог с продаж 1018 0,10    
3. Налоги на совокупный  доход 21249 2,12 34322 3,16
Единый  налог, взимаемый в связи с  применением упрощенной системы  налогообложения 7485 0,75 10455 0,96
Единый  налог на вмененный доход 13764 1,37 23867 2,20
4. Налоги на имущество  – Всего: 87176 8,69 28308 2,61
Налог на имущество организаций 79873 7,96 22760 2,09
Налог на имущество физических лиц 5548 0,55 5548 0,51
наследования  и дарения 1755 0,18    
5. Платежи за использование  природных ресурсов  – Всего: 60720 6,05 119446 10,99
Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых 67 0,01 139 0,01
Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы вредных веществ 5226 0,52    
Земельные налоги, всего: 55427 5,53 119307 10,98
- за земли сельхозназначения     2033 0,19
- за земли городов и поселков     109086 10,04
- за другие земли несельскохозяйственного назначения     8188 0,75
6. Прочие налоги, пошлины  и сборы – Всего: 8482 0,85 835 0,08
Местные налоги и сборы     835 0,08
- налог на рекламу     835 0,08
Итого по налоговым доходам: 559466 56,00 515764 47,47

Информация о работе Формирование доходов государственного бюджета