Формирование доходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ формирования доходов бюджета Российской Федерации, а также пути совершенствования налоговой реформы.
Основными задачами дипломной работы является:
рассмотрение правовых и экономических основ формирования бюджетов Российской Федерации;
определение роли налогов в формировании государственного бюджета;
изучение структуры неналоговых доходов;
рассмотрение основных принципов формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и среднесрочную перспективу.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ стр. 3


Глава 1. Доходы бюджетов Российской Федерации
Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов стр. 8
Роль налогов в формировании государственного бюджета стр. 15
Неналоговые доходы бюджетов стр. 24
Глава 2. Анализ доходов бюджетов

2.1. Формирование доходов федерального бюджета стр. 30

2.2. Формирование доходов субъектов Российской Федерации стр. 39

2.3. Формирование доходов местных бюджетов стр. 50

Глава 3. Пути совершенствования налоговой реформы и

принципы формирования доходов бюджетов на 2005 год и на среднесрочную перспективу
Налоговая система и меры, подлежащие реализации на

завершающем этапе налоговой реформы стр. 60
Основные принципы формирования финансовых

взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год

и среднесрочную перспективу стр. 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 78

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 82

Файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 569.50 Кб (Скачать)

     С 2007 года предполагается ввести местный налог на недвижимость жилого назначения.

     Налог на недвижимость должен заменить для  соответствующих налогоплательщиков (физических и юридических лиц) налог  на имущество физических лиц, а также  налог на имущество организаций и земельный налог в части налогообложения участков, на которых находятся соответствующие строения.

     При этом предлагается принципиально новый  подход к определению налоговой  базы, основанный на оценке рыночной стоимости  объектов недвижимого имущества  для целей налогообложения.

     С учетом социальной значимости жилья  законопроектом устанавливается размер налогового вычета для налогоплательщиков - физических лиц, являющихся собственниками жилья.

     Однако, для того, чтобы этот налог мог  быть введен в действие уже начиная с 2007 года, требует ускорения работа по разработке методики оценки стоимости объектов недвижимости для целей определения налоговой базы по этому налогу.

3.2 Основные принципы  формирования финансовых  взаимоотношений  федерального бюджета  с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и на среднесрочную перспективу

   Основные  подходы к формированию финансовых взаимоотношений федерального бюджета  с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и на среднесрочную перспективу разработаны в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года.

   Правительством  Российской Федерации внесен в Государственную  Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который принят в первом чтении.

   Целью данного законопроекта является приведение федерального законодательства в соответствие с законодательством о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

   Результатом реализации поправок в законодательство станет существенное расширение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по формированию расходов соответствующих бюджетов, поскольку и объем и порядок осуществления выплат будет определяться региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.

   Вместе  с тем, пересмотр значительной части  законодательства потребует серьезной  и интенсивной работы с представительными  органами власти на местах с целью  принятия до начала 2005 года полного перечня законов и решений по каждому из собственных полномочий.

   Кроме того, необходимо в возможно сжатые сроки определить перечень бюджетных  учреждений, передаваемых и принимаемых  от других уровней бюджетной системы.

   На 2005 год планируется изменение налогового законодательства, предусматривающее централизацию в федеральном бюджете 1,5 процентных пункта ставки налога на прибыль организаций, зачисление в полном объеме в федеральный бюджет водного налога и 95 % поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых по нефти. Распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы будет закреплено не действующими только один год законами о бюджете, а Бюджетным и Налоговым кодексами. Это создает условия для внедрения средне и долгосрочного бюджетного планирования, повысит стабильность и предсказуемость доходов территориальных бюджетов.

   После одобрения Государственной Думой  Федерального Собрания Российской Федерации  законодательных инициатив Правительства  Российской Федерации в отношении  снижения ставки единого социального налога (с 35,6 % до 26 %) и перевода основной массы натуральных льгот отдельным категориям граждан в денежную форму, регионы не только получат существенную прибавку в объемах поступлений доходов, но и выиграют от улучшения финансового положения предприятий жилищно-коммунальной сферы и транспортных организаций, повышения объективности и прозрачности финансового обеспечения государственных обязательств по предоставлению льгот. В результате произойдет увеличение ресурсного потенциала регионов, интенсификация экономического роста и поступлений доходов в целом в бюджетную систему Российской Федерации. Распределение единого социального налога будет осуществляться в следующем порядке: в федеральный бюджет – 6,0 % поступлений, в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации – 14,0 %, Фонда социального страхования Российской Федерации – 3,2%, Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 0,8 %, территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2,0 % поступлений.

   Начиная с формирования проекта федерального бюджета на 2005 год, бюджетному процессу на всех стадиях будет сопутствовать системная оценка планов и показателей работы всех органов исполнительной власти, при этом повышение самостоятельности бюджетополучателей в распоряжении средствами должно сопровождаться ростом их ответственности за результаты работы.

   Тем же постановлением Правительства Российской Федерации одобрена новая бюджетная  классификация, необходимая для  осуществления намеченных реформ.

      Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (ФФПР) сформирован в объеме 189 875 735 тыс. рублей исходя из объема ФФПР, утвержденного Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2004 год“, увеличенного на уровень роста потребительских цен в 2005 году в размере 8 процентов.

      Распределение средств фонда финансовой поддержки  между субъектами Российской Федерации  с целью повышения доходов  наименее обеспеченных регионов будет  произведено в соответствии с  методикой, которую предусматривается  утвердить постановлением Правительства Российской Федерации. 
 

     В соответствии с новым бюджетным  законодательством средства ФФПР будут  предоставляться только в виде дотаций  на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, без дополнительного выделения  из общего объема финансовой помощи Фонда средств на обеспечение завоза продукции в районы Крайнего Севера, приравненные к ним местности, и субвенций на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области. При этом в целях сохранения опережающих темпов перечисления финансовой помощи, применяемых в текущем году, будет разработан порядок перечисления средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации с учетом сезонной потребности территориальных бюджетов в финансировании приоритетных расходов.

      Как и в предшествующие годы, распределение  ФФПР будет осуществлено на основе сопоставления налогового потенциала регионов с учетом различий в стоимости  предоставления населению бюджетных  услуг по субъектам Российской Федерации.

      Для повышения качества оценки доходных возможностей консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  в Методику распределения средств  Федерального фонда финансовой поддержки  субъектов Российской Федерации  предполагается внесение необходимых изменений, позволяющих использовать оперативные данные статистической отчетности – объема промышленного производства. Кроме того, в целях упрощения методологии распределения средств данного фонда предлагается существенное сокращение количества используемых показателей, что обеспечит повышение прозрачности расчетов и, как следствие, получаемых результатов выравнивания бюджетной обеспеченности. 
 

      В 2005 году предусматривается повысить эффективность выравнивания бюджетной  обеспеченности при сохранении стимулирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации к развитию собственной налоговой базы. В этих целях первая часть финансовой помощи будет распределяться таким образом, чтобы гарантировать минимальный уровень доходов регионов с наименьшим уровнем социально-экономического развития. При этом, выравнивание будет производиться пропорционально отставанию показателя бюджетной обеспеченности этих субъектов Российской Федерации от заданного для данной группы регионов уровня.

      Оставшаяся  часть Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации будет распределяться для регионов, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает установленное пороговое значение с учетом полученных средств группой наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации.

      Изменение порядка распределения средств  Федерального фонда финансовой поддержки  позволит повысить доходы наименее обеспеченных субъектов Российской Федерации, сохранив при этом стимулы к повышению  уровня собственных доходов, поскольку даже после применения выравнивающих механизмов, субъект Российской Федерации, имевший до получения финансовой помощи более высокий уровень доходов в расчете на одного жителя с учетом удорожающих факторов, сохранит свое преимущество.

      С учетом требований нового бюджетного законодательства в состав Фонда регионального развития войдут субсидии на поддержку дорожного хозяйства, поскольку указанные средства направляются на мероприятия по созданию и поддержке региональной и муниципальной собственности. Распределение этих средств будет осуществлено в рамках общей методологии распределения финансовой помощи с учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и потребности в получении соответствующих капитальных трансфертов.

     Исследования  в среднесрочной перспективе 2004 – 2006 годы намечено сконцентрировать на разработке вопросов финансового обеспечения успешного решения задачи, поставленной Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, по удвоению валового внутреннего продукта страны к 2010 году.

     В соответствии с этой главной задачей  предусматривается проведение исследований наиболее актуальных проблем совершенствования  методологии планирования финансовых ресурсов, оптимизации объёма расходов и доходов бюджетной системы, необходимого расширения и настройки инструментов финансово – кредитного механизма в целях стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности, ускорения модернизации, диверсификации и интенсификации производства, повышения конкурентоспособности технологий, продукции и предприятий в реальном секторе экономики, обеспечения эффективной занятости населения и перехода Российской Федерации к устойчивому социально – экономическому развитию, неуклонного искоренения на этой основе условий, порождающих научно-техническую отсталость экономики и бедность населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, так как последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

     В дипломной работе проведен анализ формирования доходов федерального бюджета за 2003-2005 года,  бюджета субъектов  Российской Федерации на примере  города Санкт-Петербурга, а также анализ доходов Щелковского района Московской области за 2004 и 2005 года.

     Раскрыты  основные задачи  дипломной работы: правовые и экономические основы формирования бюджетов Российской Федерации; роль налогов в формировании государственного бюджета, а также пути совершенствования налоговой реформы; рассмотрены основные принципы формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и среднесрочную перспективу. 
 
 
 

     Итак, доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В состав доходов бюджетов включаются налоговые и неналоговые доходы,  безвозмездные перечисления, а также доходы целевых бюджетных фондов.

     К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

     Налоговые источники доходов бюджетов всех уровней за последние годы составляли в их структуре более 80%.

     Налоговая система страны находится в состоянии  реформирования. Для добросовестных и не имеющих льгот налогоплательщиков уровень налогов чрезмерен. В то же время значительное число налогоплательщиков имеют льготы или противозаконно уклоняются от налогов, возможности наращивания доходов бюджета за счет увеличения номинального налогового бремени исчерпаны. Поэтому основной прирост доходов бюджета предполагается получить за счет значительного сокращения количества налоговых льгот и совершенствования бюджетных процедур, а также за счет повышения собираемости таможенных платежей и доходов от производства и продажи алкоголя, усиления значимости в доходах бюджета налогов с физических лиц. Основным направлением налоговой политики должно стать обеспечение приемлемых, как для государства, так и для участников рынка, фискальных условий деятельности. При этом основным приоритетом налоговой реформы становится не только увеличение доходов бюджета, но и обеспечение предпринимательской и деловой активности для оживления производства.

Информация о работе Формирование доходов государственного бюджета