Формирование доходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ формирования доходов бюджета Российской Федерации, а также пути совершенствования налоговой реформы.
Основными задачами дипломной работы является:
рассмотрение правовых и экономических основ формирования бюджетов Российской Федерации;
определение роли налогов в формировании государственного бюджета;
изучение структуры неналоговых доходов;
рассмотрение основных принципов формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и среднесрочную перспективу.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ стр. 3


Глава 1. Доходы бюджетов Российской Федерации
Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов стр. 8
Роль налогов в формировании государственного бюджета стр. 15
Неналоговые доходы бюджетов стр. 24
Глава 2. Анализ доходов бюджетов

2.1. Формирование доходов федерального бюджета стр. 30

2.2. Формирование доходов субъектов Российской Федерации стр. 39

2.3. Формирование доходов местных бюджетов стр. 50

Глава 3. Пути совершенствования налоговой реформы и

принципы формирования доходов бюджетов на 2005 год и на среднесрочную перспективу
Налоговая система и меры, подлежащие реализации на

завершающем этапе налоговой реформы стр. 60
Основные принципы формирования финансовых

взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год

и среднесрочную перспективу стр. 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 78

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 82

Файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 569.50 Кб (Скачать)

   Как установлено в Бюджетном Кодексе  Российской Федерации, внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о федеральных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Право предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек принадлежит федеральным органом исполнительной власти в пределах лимитов, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

     В 2005 году закреплены основные источники  доходов федерального бюджета согласно приложению  1    к Федеральному закону за федеральными органами государственной  власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

     Правительство Российской Федерации вправе в случае изменения функций федеральных органов исполнительной власти уточнять закрепленные за ними основные источники доходов федерального бюджета, предусмотренные приложением  1   к Федеральному закону от 23 декабря 2004 года «О федеральном бюджете на 2005 год». 

   К неналоговым доходам федерального бюджета кроме общего перечня неналоговых доходов также относятся:

  • прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности.
 

   Федеральные органы власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие только путем внесения изменений в Бюджетном Кодексе Российской Федерации.

   Нормативы отчислений неналоговых налогов  в федеральный бюджет представлены в приложении 2. 
 

   Учет  доходов целевых бюджетных фондов должен вестись обособленно в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации.  Распределение доходов между федеральными и территориальными целевыми бюджетными фондами производится по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. 

   После ознакомления с правовыми аспектами  формирования доходов федерального бюджета, рассмотрим его структуру, чтобы составить представление об экономических особенностях доходов федерального бюджета (таблица 2 ).

Таблица 2

    Поступления доходов в федеральный  бюджет на 2003, 2004 и 2005 гг. 

Наименование  доходов Сумма доходов  за 2003 г. (тыс.руб.) Уд.вес, в % Сумма доходов  за 2004 г. (тыс.руб.) Уд.вес, в % Сумма доходов  за 2005 г. (тыс.руб.) Уд.вес, в %
ВСЕГО ДОХОДОВ 2 417 791 800,00 100,00 2742699600,00 100 3326041100,00 100,00
Налоговые доходы 2 258 003 700,00 93,39 2509443700,00 91,50 2232651800,00 67,13
Налог на прибыль организаций 178 295 300,00 7,37 164587400,00 6,00 259003300,00 7,79
Налог на игорный бизнес 1 255 200,00 0,05 178200,00 0,01    
Налоги  на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные  сборы 1 178 971 200,00 48,76 1088389600,00 39,68 1205557000,00 36,24
Налог на добавленную стоимость 946 218 500,00 39,14 988368200,00 36,04 1120751300,00 33,69
Акцизы  по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья 231 368 300,00 9,57 98516800,00 3,59 84805700,00 2,55
Лицензионные  и регистрационные сборы 1 384 400,00 0,06 1504600,00 0,05    
Налоги  на совокупный доход 8 478 400,00 0,35        
Налог на операции с ценными  бумагами 840 000,00 0,03 824000,00 0,03    
Платежи за пользование природными ресурсами 183 129 500,00 7,57 279381100,00 10,19 483035600,00 14,52
Таможенные  пошлины 335 975 500,00 13,90 532538200,00 19,42    
Прочие  налоги, пошлины и  сборы 2 709 100,00 0,11 2175800,00 0,08    
Государственная пошлина 2 709 500,00 0,11 3159400,00 0,12 18555900,00 0,56
             
Единый  социальный налог, зачисляемый  в федеральный бюджет 365 640 000,00 15,12 438210000,00 15,98 266500000,00 8,01
Неналоговые доходы 145 721 800,00 6,19 219194400,00 7,99 1093389300,00 32,87
Доходы  от имущества, находящегося в государственной  и муниципальной  собственности, или  от деятельности государственных и муниципальных организаций 46487700,00 1,92 74906400,00 2,73 73004000,00 2,19
Доходы  от оказания платных  услуг или компенсации  затрат государства 28 871 100,00 1,19 62032200,00 2,26 58083700,00 1,75
Плата за пользование природными ресурсами 7 800 000,00 0,32 28673500,00 1,05 35046800,00 1,05
Доходы  от продажи нематериальных активов 200,00 0,00 10900,00 0,00 874500,00 0,03
Административные  платежи  и сборы 1 406 500,00 0,06 1381200,00 0,05 1714000,00 0,05
Штрафные  санкции, возмещение ущерба 1 353 600,00 0,06 1157800,00 0,04 1483900,00 0,04
Доходы  от ВЭД 55 932 700,00 2,48 45205200,00 1,65 919093800,00 27,63
Таможенные  пошлины         867 969 000,00 26,10 
Таможенные  сборы         30 513 800,00 0,92 
Другие  доходы от ВЭД         20 611 000,00 0,62
Прочие  неналоговые доходы 3 870 000,00 0,16 5827200,00 0,21 4088600,00 0,12
             
Доходы  целевых бюджет. фондов 14 066 300,00 0,58 14061500,00 0,51    
Фонд  Министерства Российской Федерации   по атомной энергии  14 066 300,00 0,58 14061500,00 0,51    
 

    Анализ  данных таблицы 2 показывает, что налоговые  доходы занимают лидирующее место в  доходах федерального бюджета, их доля в 2005 году  составляет 67,13%. Основную массу налогов образуют налоги на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации (НДС, акцизы).

     Поступления в федеральный бюджет доходов  от уплаты налога на прибыль организаций составили в 2003, 2004, 2005 гг. – 7,37%, 6% и 7,79% соответственно.  Поступления налога на прибыль организаций составили в 2004 году 205,7 млрд. рублей, или 109,9% от годовых бюджетных назначений. По сравнению с 2003 годом они выросли на 34,8 млрд.рублей, или на 20,3%, несмотря на снижение ставки с 6 до 5 процентов с 1 января 2004 года. Превышение объема поступлений по налогу на прибыль организаций против утвержденных федеральным законом составило 18,5 млрд.рублей.

     Одним из основных факторов, повлиявших на рост поступлений налога на прибыль организаций, явилось улучшение результатов  финансово-хозяйственной деятельности организаций в 2004 году, а также улучшение налогового администрирования. На увеличение поступлений налога на прибыль организаций в 2004 году также оказало влияние снижение доли убыточных организаций по сравнению с 2003 годом. Вследствие вышеуказанных факторов увеличилась (по предварительной оценке) налоговая база для исчисления налога. Кроме того, изменилась структура поступлений налога на прибыль организаций в федеральный бюджет относительно 2003 года: снизился удельный вес налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов, и доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам.

     Поступления доходов от уплаты налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет за 2004 год составили 1069,7 млрд. рублей, или 104,5% к годовым бюджетным назначениям.

     При этом доходы от уплаты НДС по товарам, производимым на территории Российской Федерации превысили плановые назначения на 38,3 млрд.рублей, что вызвано следующими факторами:

    • изменение макроэкономических показателей и, в том числе, ВВП (относительно учтенных в расчетах к федеральному бюджету на 2004 год) способствовало дополнительному поступлению НДС в сумме 8,8 млрд.рублей;
    • поступление НДС, исчисленного по ставке 20% - в результате этого фактора дополнительно поступило в федеральный бюджет 0,8 млрд.рублей;
    • дополнительное поступление НДС за счет сумм реструктурированной задолженности, поступивших ранее срока, предусмотренного графиками, составило 4,6 млрд.рублей;
    • дополнительное поступление НДС за счет проведения мероприятий по контрольной работе ФНС сложилось в сумме 27,3 млрд.рублей;
    • увеличение возмещения НДС налогоплательщикам по налоговой ставке 0 процентов на 3,2 млрд.рублей (относительно ранее оцениваемых) в результате роста объемов экспорта привело к соответствующему снижению поступления НДС в федеральный бюджет
 

     Поступление доходов от уплаты НДС по товарам, производимым на территории Российской Федерации, в 2004 году на 21,0% превысило аналогичный показатель 2003 года. При этом следует отметить, что в 2004 году обеспечен достаточно высокий темп роста поступления доходов от уплаты НДС по сравнению с 2003 годом, в течение которого поступления по данному налогу выросли на 16,3% (по сравнению с поступлениями 2002 года).

     Фактическое поступление доходов от уплаты НДС по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, сложилось в сумме 320,6 млрд. рублей, что составило 102,5% к годовым бюджетным назначениям. Основными факторами, повлиявшими на сверхплановые поступления по данному налогу (7,7 млрд. рублей), по экспертной оценке, стали:

    • изменение объемов и структуры импорта против прогнозных объемов, предусмотренных в расчетах при формировании федерального бюджета на 2003 год,
    • изменение курса доллара США относительно прогнозного.

     Поступление доходов от акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, составило 109,7 млрд. рублей, или 99,3% к бюджетным назначениям на 2004 год. Следует отметить, что поступления по акцизам по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, в 2004 году оказались на 0,78 млрд.рублей ниже годовых бюджетных назначений и на 55,8% ниже соответствующего показателя 2003 года. Удельный вес акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, в общем объеме поступлений налогов и сборов в бюджет составил в 2004 году 4,1% (в 2003году – 12,2%). Такое существенное снижение поступлений акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2004 году обусловлено, главным образом, исключением природного газа из видов подакцизного минерального сырья, а также изменением порядка уплаты акциза на алкогольную продукцию. Снижение поступлений по акцизам по отдельным видам подакцизных товаров, производимых на территории Российской Федерации, против плана вызвано следующими причинами:

  • по акцизам на табачные изделия (-112,0 млрд.рублей; 99,5% к годовым бюджетным назначениям) - значительным снижением производства табачной продукции;
  • по акцизам на природный газ - в части сумм по расчетам за 2003 год и погашения задолженности прошлых лет (-951,0 млрд.рублей; 97,6%) - снижением курса доллара США относительно заложенного в расчетах показателя;
  • по акцизам на спирт этиловый из всех видов сырья, спирт питьевой и спиртосодержащую продукцию (-24,0 млн.руб.; 99,4%) - изменением объема реализации подакцизной продукции

    Изменилась  доля поступлений в федеральный  бюджет акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, в общем объеме поступлений  акцизов в бюджетную систему  Российской Федерации. Если в 2003 году в федеральный бюджет мобилизовано 72,2% акцизов от их общего объема, поступившего в консолидированный бюджет Российской Федерации, то в 2004 году - 46,3%. Снижение удельного веса поступлений в федеральный бюджет акцизов на товары, производимые на территории России, в 2004 году объясняется изменением порядка и сроков уплаты акцизов на нефтепродукты, нормативы распределения которых между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации изменены в сторону увеличения поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

    Поступление доходов от акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации, составило 7,5 млрд. рублей, или 136,9% от бюджетных назначений на 2004 год. Превышение показателя бюджетных назначений на 2,01 млрд. рублей обусловлено увеличением объема импорта в Российскую Федерацию практически всех категорий подакцизных товаров. Основной объем акциза, взимаемого при ввозе товаров, поступает в федеральный бюджет от импорта алкогольной продукции и легковых автомобилей (52,8% приходится на алкогольную продукцию, 32,2% - на легковые автомобили и мотоциклы).

    Поступление платежей за пользование природными ресурсами с каждым годом растет (в 2003 году -  7,57%, в 2004 году – 10,19%, в 2005 году – 14,52%). Основную долю указанных платежей составляет налог на добычу полезных ископаемых. Более 10% всех платежей за пользование природными ресурсами составляют платежи за пользование лесным фондом, а так же поступление сборов за пользование объектами водных биоресурсов . 

    В неналоговых доходах существенную роль играют доходы от внешнеэкономической  деятельности , они составляют примерно 85% всех неналоговых доходов. Согласно новой бюджетной классификации  с 2005 года в доходы от внешнеэкономической деятельности входят таможенные пошлины, поэтому наблюдается значительное увеличение этих доходов по сравнению с 2003 и 2004 годами. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций составляют 2,19% (немного уменьшились по сравнению с 2004 годом).

    С 2001 года упразднено большинство федеральных  целевых бюджетных фондов. В составе  доходов и расходов федерального бюджета учтено функционирование только Фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии.

Информация о работе Формирование доходов государственного бюджета