Формирование доходов государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 14:28, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ формирования доходов бюджета Российской Федерации, а также пути совершенствования налоговой реформы.
Основными задачами дипломной работы является:
рассмотрение правовых и экономических основ формирования бюджетов Российской Федерации;
определение роли налогов в формировании государственного бюджета;
изучение структуры неналоговых доходов;
рассмотрение основных принципов формирования финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год и среднесрочную перспективу.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ стр. 3


Глава 1. Доходы бюджетов Российской Федерации
Правовые и экономические основы формирования доходов бюджетов стр. 8
Роль налогов в формировании государственного бюджета стр. 15
Неналоговые доходы бюджетов стр. 24
Глава 2. Анализ доходов бюджетов

2.1. Формирование доходов федерального бюджета стр. 30

2.2. Формирование доходов субъектов Российской Федерации стр. 39

2.3. Формирование доходов местных бюджетов стр. 50

Глава 3. Пути совершенствования налоговой реформы и

принципы формирования доходов бюджетов на 2005 год и на среднесрочную перспективу
Налоговая система и меры, подлежащие реализации на

завершающем этапе налоговой реформы стр. 60
Основные принципы формирования финансовых

взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на 2005 год

и среднесрочную перспективу стр. 72

ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 78

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр. 82

Файлы: 1 файл

Диплом .doc

— 569.50 Кб (Скачать)

      Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации для физических и юридических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. В нормативно-правовых актах указывается также возможность принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых доходов характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в соответствующих правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.

      Итак, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к неналоговым  доходам бюджетов относятся:

    • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
    • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
 
    • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в  том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в  возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
    • доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
    • иные неналоговые доходы.
 

     Развернутый перечень неналоговых бюджетов определяется бюджетной классификацией Российской Федерации. Однако следует отметить, что в законодательных актах  приводится различный состав неналоговых  доходов. Так, в классификации доходов  бюджетов Российской Федерации финансовая помощь отнесена не к группе «неналоговые доходы», а к «безвозмездным перечислениям», которые в свою очередь выделяются в отдельную группу доходов. В Бюджетном кодексе Российской Федерации и финансовая помощь и безвозмездные перечисления отнесены к неналоговым доходам.

     Доходы  от внешнеэкономической деятельности и часть прибыли Банка России (по установленным нормативам) зачисляются  исключительно в доходы федерального бюджета. В доходы от внешнеэкономической  деятельности включаются: оплата процентов по предоставленным Российской Федерацией кредитам правительствам иностранных государств, поступления от централизованного экспорта, таможенные сборы и другие.

     В состав прочих неналоговых доходов  федерального бюджета входят, в частности, доходы от реализации и (или) использования высокообогащенного урана и природно-сырьевого компонента низкообогащенного урана.

      Такие виды неналоговых доходов, как административные платежи и штрафные санкции, могут  зачислятся во все звенья бюджетной системы в зависимости от уровня органа, применяющего данные санкции. Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций за налоговые правонарушения и нарушения банками обязанностей, также подлежат зачислению в соответствующие бюджеты по нормативам и в порядке, принятым федеральным законодательством. В случае если указанные взыскания невозможно отнести к соответствующему налогу и сбору, то они подлежат зачислению в бюджет конкретного уровня бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенным федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год.

      Доходы  от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности, в том числе средства, получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, включаются в состав неналоговых доходов бюджетов, в то время как в Федеральном законе указанные поступления являются источниками внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

      Значительная  часть административных платежей и  сборов в бюджете складывается из сборов, взимаемых Государственной инспекцией по безопасности дорожного движения (за исключением штрафов). Неналоговые доходы в виде штрафных санкций и возмещения ущерба включают:

    • санкции за нарушение порядка изменения цен;
    • административные штрафы и иные санкции за нарушение правил дорожного движения;
    • суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей.
 
 
 

     Одним из источников неналоговых доходов  местных бюджетов муниципальных  образований являются штрафы за нарушение применения контрольно-кассовых машин. Штрафы взыскиваются с предприятий, организаций, учреждений, финансовых лиц, ведущих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

     Таким образом, неналоговые доходы являются достаточно весомым источников доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. 

Доходы  бюджета от государственного имущества. 

     Основным  источником неналоговых доходов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации являются доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. К ним относятся:

    • средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
    • средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах кредитных организаций;
    • средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, под залог в доверительное управление;
    • плата за пользование бюджетными средствами, предоставленные другими бюджетами, иностранными государствами или юридическими лицами на возвратной и платной основах;
    • доходы в виде прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
    • другие доходы от использования имущества, находящегося в государственной или  муниципальной собственности.

     Доходы  бюджетных учреждений, полученные от предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в сметах доходов и расходов бюджетных учреждений и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

     Состав  доходов от имущества бюджетов разных уровней имеет определенные особенности. В поступлениях федерального бюджета  от этих доходов значительный удельный вес составляют доходы от оказания услуг или компенсации затрат, которые складываются из консульского сбора, платы за выдаваемые паспорта, пробирной платы, платы за заимствование материальных ценностей из государственного материального запаса и др. Вторым по значимости источником являются платежи от государственных предприятий, которые представляют собой перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, унитарными предприятиями, созданными Российской Федерацией. Важную роль в составе доходов от имущества играют поступления в виде дивидендов по акциям, принадлежащим государству.

     Исключительно в доходы федерального бюджета зачисляются  также плата за пользование водными  ресурсами и часть прибыли  Банка России (по установленным нормативам).

     В составе доходов от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, учитываются также доходы:

    • от продажи квартир;
    • от государственных производственных и непроизводственных фондов, иного оборудования и материальных ценностей;
    • от реализации конфискованного, бесхозяйственного имущества, перешедшего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов.
 

     Существенно пополняются доходы бюджетов всех уровней  проценты, полученные от размещения в  банках и кредитных организациях временно свободных средств бюджета. Право распоряжаться свободными средствами позволяет субъектам Российской Федерации поддерживать промышленные и сельскохозяйственные предприятия путем временного кредитования под определенные проценты.

     Таким образом, доходы от имущества – это важнейший потенциальный источник пополнения доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, который, к сожалению, еще не занял подобающего ему места, что свидетельствует о неэффективности управления государственной и муниципальной собственности до последнего времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2  АНАЛИЗ ДОХОДОВ  БЮДЖЕТОВ

2.1 Формирование доходов федерального бюджета 

   Федеральный бюджет – центральное, стратегическое звено бюджетной системы России. Формирование эффективной бюджетной системы является неотъемлемой частью процесса развития государства, рыночной экономики. Поэтому для реализации задач бюджетной политики важное значение имеют параметры федерального бюджета – объем доходов и расходов, их структура, доля доходов государства, централизуемая в федеральном бюджете, его сбалансированность.

   Доходы  федерального бюджета  по экономическому содержанию – денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных фондов государственных и административно-территориальных образований. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций, граждан, мобилизуемых в распоряжение публичных органов власти.

   Бюджетным кодексом Российской Федерации состав доходов федерального бюджета установлен как совокупность собственных налоговых  и неналоговых доходов, а также  безвозмездных перечислений. В доходы федерального бюджета зачисляются  собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

   К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные налоги и сборы (в том числе и государственная пошлина), перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством Российской Федерации. Пропорции распределения налогов в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательства Российской Федерации.

   Установление  новых налогов, их отмена или изменение  возможны только путем внесения соответствующих  изменений в налоговое законодательство Российской Федерации. Федеральные  налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов Российской Федерации о налогах и (или) сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или)  сборах в соответствии с Налоговым кодексом.

   В Налоговом Кодексе Российской Федерации  установлено, что:

  • акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу;
  • акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования;
  • федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представленных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Информация о работе Формирование доходов государственного бюджета