Тенденции формирования доходов государственных внебюджетных фондов, пути их оптимизации в РФ. Государственный кредит, развитие его форм

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:09, доклад

Краткое описание

Появление внебюджетных фондов произошло задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства, бюджета в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во всё новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и предназначались для специальных целей. Они носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и отменой их финансирования такие фонды прекращали своё существование. В связи с этим количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объёма специальных фондов.
Множественность специальных фондов создавала определённые ф

Оглавление

Введение
Глава 1.
Понятие внебюджетного фонда, его основные функции
1.2 Источники создания и направления расходования государственных внебюджетных фондов
1.2.1. Пенсионный фонд
1.2.2. Фонд социального страхования
1.2.3. Фонд обязательного медицинского страхования
1.2.4. Отраслевые государственные внебюджетные фонды
1.3 Пути совершенствования и оптимизации государственных внебюджетных фондов в РФ
Глава 2.
2.1 Экономическое содержание и функции государственного кредита. Государственный кредит как экономическая категория
2.2 Основные тенденции развития государственного кредита в РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

доклад 1.doc

— 203.50 Кб (Скачать)

 
 

Тамбовский  государственный университет имени  Г.Р. Державина 
 

Доклад  по дисциплине: Финансы и кредит                                                              Тема:                                                                                                    Тенденции формирования доходов государственных внебюджетных фондов, пути их оптимизации в РФ. Государственный кредит, развитие его форм в условиях рыночной экономики в России.             

Выполнила студентка 1 курса 110 группа                                   Кочевцева Елена                                                                                   Проверил преподаватель по Финансам и кредиту                    Полунин Лев Вячеславович                          

Тамбов 2011 

 

 

Содержание 

Введение

Глава 1.

    1.      Понятие внебюджетного фонда, его основные функции

    1.2  Источники создания и направления расходования государственных внебюджетных фондов

    1.2.1. Пенсионный фонд

    1.2.2. Фонд социального страхования

    1.2.3. Фонд обязательного медицинского страхования

    1.2.4. Отраслевые государственные внебюджетные фонды

    1.3       Пути совершенствования и оптимизации государственных внебюджетных фондов в РФ

Глава 2.  

    2.1  Экономическое содержание и функции государственного кредита. Государственный кредит как экономическая категория

    2.2    Основные тенденции развития государственного кредита в РФ

Заключение

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Появление внебюджетных фондов произошло задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государства,  бюджета  в виде специальных фондов и особых счетов. С расширением деятельности государство нуждалось во всё новых расходах. Средства для их покрытия централизовались в особых фондах и предназначались для специальных целей. Они носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий и отменой их финансирования такие фонды прекращали своё существование. В связи с этим количество специальных фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. В целом наблюдалась тенденция к увеличению количества и объёма специальных фондов.

   Множественность специальных фондов создавала определённые финансовые неудобства и требовала дополнительных расходов на управление ими. С укреплением централизованного государства начался период унификации фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет, который после рассмотрения и утверждения парламентом становится законом, обязательным к исполнению.

   В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов. Увеличение количества и объёмов таких фондов объясняется рядом причин:

1) у  органов государственной власти появляются дополнительные средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержки предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;

2) будучи  автономными от бюджета, эти  фонды предназначались для решения новых важных задач, которые требуют особого внимания со стороны государства;

3) внебюджетные  фонды могут при определённых  условиях, то есть при наличии  активного сальдо, использоваться  для покрытия бюджетного дефицита  через механизм кредита. 

   Современная кредитная система - это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.

  Через кредитную систему реализуются сущность и функции кредита. Кредит - есть движение ссудного капитала, который отдается в ссуду на условиях возвратности за определенный процент.

   Кредит выполняет следующие функции: аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала; перераспределение денежного капитала ; экономию издержек; ускорение концентрации и централизации капитала; регулирование экономики. 

   На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд , динамикой, величиной процента и сферой функционирования. 

  Принимая во внимание сложившиеся в России экономические условия, хочется особо отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно- финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие внебюджетного фонда, его основные функции
 

   Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

   Государственные внебюджетные фонда создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

Внебюджетные  фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

  • Запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
  • Денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • Формируются в основном за счёт обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • Страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;
  • Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фона)

Внебюджетные  фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.

Источники формирования внебюджетных фондов.

Внебюджетные  фонды создаются двумя путями, либо выделением из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, либо формированием внебюджетного  фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

   Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создаётся в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

   Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных/местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определённых отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заёмные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

С помощью  внебюджетных фондов возможно:

  • влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
  • обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
  • оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
  • предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.

   Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти — центральных, региональных и местных. 
   Ведущая роль принадлежит государственным социальным внебюджетным фондам:

-Пенсионному  фонду Российской Федерации; 

-Фонду  социального страхования Российской  Федерации; 

-Федеральному  фонду обязательного медицинского  страхования; 

Одновременно  с социальными были созданы другие внебюджетные фонды. Крупнейшими из них были:

-дорожные (федеральный и территориальные)  фонды; 

-воспроизводства  минерально-сырьевой базы.

   Реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: одни внебюджетные фонды утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, а другие сохраняют юридическую самостоятельность, но включаются в состав бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы. 
 

Связи между внебюджетными  фондами.

   Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

   При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.

   При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счёт страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

   При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

С помощью  внебюджетных фондов государство решает следующие важные социальные задачи:

  1. социальная защита населения;
  2. повышение жизненного уровня населения;
  3. сохранение и улучшение здоровья населения;
  4. социальная ориентация безработного населения;
  5. оказание социальных услуг населению.

Информация о работе Тенденции формирования доходов государственных внебюджетных фондов, пути их оптимизации в РФ. Государственный кредит, развитие его форм