Государственные внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

По своему функциональному назначению можно выделить социальные и общеэкономические внебюджетные фонды.
Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных специальных внебюджетных фондов и источников их формирования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..2
I. Теоретические основы формирования государственных внебюджетных
социальных фондов……………………………………………………………………5
1.1. Социально-экономическая сущность государственных социальных
фондов и необходимость их формирования………………………………………5
1.2. Классификация государственных социальных фондов……………………..10
1.3. Источники и порядок формирования и использования государственных внебюджетных фондов……………………………………………………………..17
II. Государственное регулирование государственных социальных
внебюджетных фондов……………………………………………………………....27
III. Анализ формирования и использования средств бюджета Пенсионного
фонда в РФ…………………………………………………………………………...30
1.1. Источники формирования бюджета ПФР…………………………………….30
1.2. Анализ бюджета ПФР…………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………………...38
Список использованной литературы………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Анализ бюджета ПФР745.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

Содержание

                                                                                                                        стр.

Введение………………………………………………………………………………..2

  1. Теоретические основы формирования государственных внебюджетных

социальных фондов……………………………………………………………………5

1.1. Социально-экономическая  сущность государственных социальных 

фондов и необходимость  их формирования………………………………………5

1.2. Классификация  государственных социальных фондов……………………..10

1.3. Источники  и порядок формирования и использования государственных внебюджетных фондов……………………………………………………………..17

  1. Государственное регулирование государственных социальных

внебюджетных  фондов……………………………………………………………....27

  1. Анализ формирования и использования средств бюджета Пенсионного

    фонда в РФ…………………………………………………………………………...30

1.1. Источники  формирования бюджета ПФР…………………………………….30

1.2. Анализ бюджета  ПФР…………………………………………………………..32

Заключение……………………………………………………………………………...38

Список использованной литературы………………………………………………….40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Фонд, с одной стороны, как категория  экономическая представляет собой  централизацию денежных средств, аккумулированных для решения определенных задач, с другой — как категория общественная фонд — есть организация, которая  принимает и распределяет денежные средства, поступившие в ее распоряжение, между потребителями.

     Фондам, как и любым другим явлениям природы  и общества, присущи определенные признаки, по которым их можно классифицировать. К таким признакам, характеризующим  фонды, можно отнести следующие:

     · иерархию или уровень власти;

     · принадлежность фонда;

     · источник формирования средств фонда;

     · сферу использования средств фонда;

     · период функционирования (действия) фонда.

     По  признаку принадлежности к уровню власти фонды бывают федеральные и территориальные внебюджетные и бюджетные фонды.

     По  источникам формирования средств фонды  подразделяют на фонды, формируемые  непосредственно за счет налоговых  и неналоговых поступлений, и  фонды, формируемые из средств бюджета.

     По  сферам или целям использования средств фонды подразделяют на фонды, обеспечивающие социальную сферу, сферу экономики, науки, культуры, обороны, экологии и т. д.

     В свою очередь, группу экономических  фондов можно подразделить на инвестиционные, валютные, дорожные и другие, а специальные — на фонды социального страхования, пенсионного обеспечения, социальной поддержки населения и т. д.

     По  охвату проблем фонды можно подразделить на фонды общего и конкретного  характера. К фондам общего характера, например, можно отнести фонд регионального развития, а к фондам конкретного назначения фонд развития автомагистралей в масштабе государства или субъекта РФ.

     Учитывая  вышеизложенное все фонды федерального уровня можно свести в четыре основные группы:

     · государственные внебюджетные фонды;

     · целевые бюджетные фонды;

     · специальные бюджетные фонды;

     · отраслевые внебюджетные фонды.

     В ходе развития современной цивилизации  общество пришло к выводу о необходимости  социальной защиты людей.

     Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня

экономического  развития страны, состояния сферы  материального производства. Источником  формирования фондов, из которых финансируются мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды. Мобилизуемые в бюджеты и внебюджетные фонды, денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.

     В соответствии с Законом РСФСР  «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10октября 1991г. средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета, и на их основе были созданы внебюджетные фонды. Такие действия были обусловлены стремлением центральных органов власти:

     1)  усилить контроль представительных  органов власти за целевым

     использованием  общегосударственных средств на социальную защиту населения;

     2)  передать исполнение бюджетов  внебюджетных фондов из сферы  исполнительной

     государственной власти органам управления специально созданных фондов;

     3)  создать чёткий механизм формирования  и использования целевых внебюджетных фондов, соизмерить величины источников формирования этих фондов с суммами используемых ими средств;

     4)  снять нагрузку с центрального бюджета, из которого раньше давалась дотация на социальную защиту населения.

     Внебюджетные  фонды – это один из методов  перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных групп населения.

     Внебюджетные  фонды представляют собой финансовые ресурсы, не включаемые в бюджеты различных уровней. Они имеют целевое назначение и находятся в распоряжении органов государственной власти или муниципальных образований. Эти фонды являются формой мобилизации денежных средств для решения конкретных экономических и социальных задач.

     В финансовой системе России внебюджетные фонды получили большое значение в 90-е гг., в начале экономических реформ. Кризисные явления в экономике вызвали нехватку финансовых ресурсов для решения самых неотложных проблем. Предполагалось, что за счет создания внебюджетных фондов можно будет обеспечить необходимые расходы самостоятельными источниками финансирования.

     По  своему функциональному назначению можно выделить социальные и общеэкономические внебюджетные фонды.

     Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных специальных  внебюджетных фондов и источников их формирования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические основы формирования государственных внебюджетных социальных фондов
 

     1.1. Социально-экономическая сущность государственных социальных внебюджетных фондов 

     Фонды - экономическая форма распределения  стоимости общественного продукта, обусловленная необходимостью выделения  относительно обособленных целевых частей в его составе.

     Внебюджетные  фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения (государственные внебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельных региональных или ведомственных программ экономического характера, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектов РФ и органами местного самоуправления.

     Внебюджетный  фонд - представляет собой фонд денежных средств, образуемый вне бюджета  за счет специальных источников, находящийся  в распоряжении государственных, региональных и местных органов самоуправления и имеющий целевое назначение.

     Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Они являются материально-вещественным воплощением финансовых отношений, которые складываются у государства, его федеральных и региональных органов, а также органов местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу обеспечения социальной, экономической, экологической и других видов защиты общества в целом и каждого из его граждан, улучшения социально-экономической среды обитания.

     Государство мобилизует в фонды часть доходов  организаций и населения для  финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи:

     · обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;

     · расширение социальных услуг населению.

     Для внебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников, позволяющих  достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, что не менее  важно, контролировать целевое использование  указанных финансовых ресурсов.

     Внебюджетные  государственные  фонды позволяют  преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они  позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. Главной причиной их создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Ведущую роль среди них заняли социальные внебюджетные фонды .

       Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено, прежде всего, необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики.

     К числу основных социальных рисков относятся:

     1)                 риски утраты трудоспособности с возрастом;

     2)                 риски утраты трудоспособности по инвалидности;

     3)                 риски временной нетрудоспособности в связи с болезнью или по другим причинам (беременность, роды, болезнь детей и т.п.);

     4)                 риски потери работы в связи с закрытием, реконструкцией предприятий, изменением структуры производства и т.п.;

     5)                 риски заболеваний и ухудшения здоровья[6].

     Все эти риски могут возникнуть независимо от желания работника. По большому счету  они обусловлены рыночной системой хозяйствования, при которой основным источником средств существования большинства работников является продажа своего труда. И если по какой-либо причине работник не в состоянии продавать свой труд, он обречен на вымирание. Поэтому государство обязано не допустить этого крайнего случая и предусмотреть финансовые ресурсы для компенсации работнику при наступлении страхового случая[6].

     В нашей стране впервые социальные внебюджетные фонды стали создаваться  после принятия Закона РСФСР «Об  основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Так, в начале 90-х гг. были созданы Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ. Начиная с 2001г., один из социальных внебюджетных фондов — Государственный фонд занятости населения РФ был соединен с бюджетом и перестал существовать в качестве самостоятельного. В настоящее время ставится задача объединения ряда социальных фондов и дальнейшая их консолидация с бюджетом[7].

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды