Государственные внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 08:15, контрольная работа

Краткое описание

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.
Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.

Файлы: 1 файл

Государственные внебюджетные фонды.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

    1. Социально-экономическая сущность  внебюджетных  фондов. 

       Важным звеном финансовой системы  являются внебюджетные фонды  государства - совокупность финансовых  ресурсов, находящихся в  распоряжении или региональных местных органов самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом. Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода органами власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение   дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

       Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для своего покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.

       С укреплением централизованного  государства начинается период  унификации специальных  фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет.

       В современных условиях наряду  с бюджетом вновь повышается  значение внебюджетных фондов.  На основе Закона РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного планирования в РСФСР” от 10 октября 1991 года органы власти в рамках законодательства РСФСР могут образовывать целевые внебюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.

       Государственные внебюджетные фонда  создаются на базе соответствующих  актов высших  органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

       Внебюджетные фонды, являясь составной  частью финансовой системы РФ, обладают рядом  особенностей:

    запланированы органами власти и управления и имеют  строгую целевую направленность;

    денежные  средства фондов используются для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

    формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

    страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

    на  отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов  в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ “Об основах налоговой системы РФ”;

    денежные  ресурсы фонда находятся в  государственной собственности, они  не входят в  состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

    расходование  средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фона).

       Внебюджетные фонды - форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.  

    2. Источники формирования внебюджетных  фондов. 

       Внебюджетные фонды создаются  двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение, другой - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.

       Целевые внебюджетные фонды предназначены  для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.    Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.

    Основные  методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.    Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных (местных) бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или

процентов.  
 
 
 

    3. Связи между внебюджетными фондами 

       Разнообразие внебюджетных фондов  обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы.

    Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.    При односторонних  связях денежные средства идут в одном  направлении: от финансовых звеньев  к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств.    При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета.

    Одновременно  при наличии активного сальдо они приобретают государственные  ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

       При многосторонних связях один  внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.  

    4. Внебюджетные фонды Российской  Федерации 

       Внебюджетные фонды в финансовой  системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” (от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

       Решение об образовании внебюджетных  фондов принимает Федеральное  собрание РФ, а также государственные  представительные органы субъектов  Федерации и местного самоуправления. Внебюджетные фонды находятся  в собственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.

       К доходам внебюджетных фондов  относятся: 

    - специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

    - отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

    - средства бюджета;

    - прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

    - займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков;

       В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более  двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов. Пенсионный фонд РФ относится к социальным внебюджетным фондам.

             

    5. Специальные внебюджетные фонды  

    5.1. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)

     

       ПФР образован Постановлением  Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1. ПФР создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

       В основные задачи ПФР входят:

    - целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;

    - организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

    - капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

    - контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

    - межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

       Средства фонда формируются за счет страховых взносов работодателей, страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, адвокатов, страховых взносов иных категорий работающих граждан. Ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на затраты по доставке и пересылке пенсий и пособий; средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий и пособий; средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований; добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

       Бюджет ПФ образуется в основном из страховых взносов субъектов пенсионного страхования, к которым относятся:

    - работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и совхозы;

    - крестьянские хозяйства;

    - родовые семейные общины малочисленных районов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;

    - физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица;

    - физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве;

    - частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей;

    - нотариусы, занимающиеся частной практикой.

       Все они должны зарегистрироваться  в качестве страхователей у  уполномоченных ПФР в районах и городах. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в 30-дневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что являются плательщиками внебюджетного фонда.

    Страховой взнос составляет 20 %, из них в  Федеральный бюджет пенсионного  фонда относят 6 %, на страховую часть  пенсии 10 %, на накопительную часть  пенсии 4 %.

       Некоторые работодатели, а именно  общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также принадлежащие им на правах собственности предприятия, объединения и учреждения, освобождены от уплаты в ПФР страховых взносов за своих работников. При этом не имеет значение тот факт, что деятельность этих предприятий, объединений и учреждений должна быть направлена на осуществление уставных целей собственников.

       Страховые взносы в ПФР не  начисляются на выплаты  единовременного характера. Так, законодательством в выплатам единовременного характера отнесены в основном компенсационные выплаты: компенсация за неиспользованный отпуск, выходное пособие, сохраненный на определенное время средний заработок после увольнения по сокращению штатов, денежные пособия в виде материальной помощи, командировочные выплаты, дотации на обеды и др.

       Не начисляются страховые взносы  в ПФР также на следующие  выплаты: оплата отпусков молодым  специалистам по окончании учебного  заведения, стипендии, выплачиваемые  учебными заведениями, компенсации  женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, выходные пособия по увольнению, материальная помощь, студенческие стипендии, выплачиваемые предприятиями, беспроцентные ссуды на улучшение условий и обзаведение домашним хозяйством, пенсии, пособия по социальной защите, стоимость путевок на санаторно-курортное лечение, оплата проезда к месту отдыха и обратно.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды