Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 01:17, курсовая работа
На сегодняшний день тема внебюджетных фондов весьма актуальна, так как развитие и совершенствование рыночной экономики изменило содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировало финансовую систему. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов. Эти процессы важны для каждого россиянина, так как изменение в функционировании любого/всех фондов испытывает на себе каждый.
Ведение
На сегодняшний день тема внебюджетных фондов весьма актуальна, так как развитие и совершенствование рыночной экономики изменило содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировало финансовую систему. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов. Эти процессы важны для каждого россиянина, так как изменение в функционировании любого/всех фондов испытывает на себе каждый.
Цель курсовой работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в системе развития экономики Российской Федерации.
Социально-экономическая роль внебюджетных фондов
Организационно-правовыми
формами социального
Внебюджетные
фонды представляют собой совокупность
финансовых ресурсов, находящихся в
распоряжении органов государственной
власти и местного самоуправления,
которые не входят в состав бюджетов,
имеют самостоятельные
Внебюджетные фонды многообразны и могут быть классифицированы.
По целевому назначению внебюджетные фонды бывают:
- социальные (для финансирования социальных расходов — выплаты пенсий, пособий и т.п.);
-
экономические (для
По уровням управления (определяются государственным устройством страны): федеральные; региональные; местные.
В научном же понимании к внебюджетным фондам как к звену государственных и муниципальных финансов относят лишь те из них, средствами которых распоряжается орган государственной власти соответствующего уровня либо орган местного самоуправления.
В качестве основного признака, характерного для внебюджетных фондов и отличающего их от бюджетов, является то, что они должны иметь целевое назначение, которое определяет их состав доходов и направления расходования средств, соответствующие названию фонда.
Для финансирования одних и тех же нужд целесообразно создавать только один внебюджетный фонд. Так как множественность фондов, созданных для одной и той же цели, не позволяет оперативно оценить все имеющиеся ресурсы. Кроме того, важное требование к внебюджетным фондам — это определить оптимальную продолжительность их функционирования, она зависит от сложности и характера задач, для решения которых создается фонд. Они могут создаваться на очень длительную перспективу (например, такие, в которых аккумулируются средства для пенсионного обеспечения населения), или же на срок в несколько лет, образованные для финансирования важных расходов в определенный исторический период (это, например, внебюджетные фонды экономического назначения). Как правило, с решением поставленных задач необходимость в таких фондах отпадает.
В
настоящее время в России в
составе государственных
Пенсионный фонд
Пенсионный
фонд Российской Федерации — фонд
денежных средств, образуемый вне федерального
бюджета, предназначенный для
Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов. Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. К ним относятся:
-
федеральные государственные
Трудовые пенсии в Российской Федерации состоят из следующих составных частей:
- базовой — размер которой рассчитывается в зависимости от вида пенсии (по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца), установленной группы инвалидности и наличия иждивенцев;
- страховой — зависит от результатов труда застрахованного лица, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете в форме расчетного (условного) пенсионного капитала,(под которым понимается объем приобретенных пенсионных прав в связи с уплатой страховых взносов в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации;)
- накопительной — исчисляется из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Основным источником формирования Пенсионного фонда РФ можно назвать единый социальный налог. Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, В настоящий момент он в сумме составляет 40%, из которых 20% уходит на формирование пенсионного фонда. В свою очередь 6% идёт в федеральный бюджет, для последующей выплаты за счёт его средств базовой части пенсии, а 14% идут в местный бюджет для выплаты страховой и накопительной частей пенсии.
В настоящее время доходы Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет следующих источников:
Расходы Пенсионного фонда Российской Федерации можно разделить на следующие группы: по обязательному пенсионному страхованию; по государственному пенсионному обеспечению; на дополнительное пенсионное обеспечение; на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности фонда; прочие расходы.
Значительную часть (89%) расходов Пенсионного фонда РФ занимают расходы по обязательному пенсионному страхованию. Они включают в себя выплаты трудовой пенсии, пособий и компенсаций (например, неработающим гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими трудовые пенсии, выплата пособий на погребение и т.п.).
Расходы
по обязательному пенсионному
Расходы
по дополнительному пенсионному
обеспечению включают в себя доплаты
к пенсии членам летных экипажей воздушных
судов гражданской авиации, выплаты
дополнительного ежемесячного пожизненного
материального обеспечения
Расходы
по пенсионному обеспечению
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности фонда включают в себя расходы на содержание органов управления, на подготовку и повышение квалификации работников Пенсионного фонда и прочие расходы Контроль за использованием средств бюджета ПФ РФ осуществляется Счетной палатой РФ в соответствии с законодательством РФ.
Фонд социального страхования
Фонд
социального страхования
Фонд
социального страхования РФ является
самостоятельным
Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных выше. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
В настоящий момент в России введено (с 01.01.2002г.) обязательное страхование граждан от несчастных случаев на производстве. Страховые взносы в этом случае начисляются на заработную плату по соответствующим тарифам. Тарифные ставки у каждого предприятия разные. Соответственно, они тем выше, чем выше степень риска работы на данном предприятии.
Доходы Фонда социального страхования Российской Федерации.
С 2001 г. доходная часть Фонда формируется посредством следующих поступлений: отчислений от единого социального налога; отчислений от сельхозналога; отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения; отчислений от единого налога на времененный доход; страховых взносов субъектов хозяйствования по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; доходов от размещения временно свободных средств Фонда; добровольных взносов физических и юридических лиц;
Поступления единого социального налога занимают наибольший удельный вес в доходах Фонда. Ставки единого социального налога, зачисляемого в Фонд, зависят от размера оплаты труда застрахованных работников. С 2005 г. основная ставка зачисления части единого социального налога в Фонд снижена с 4 до 3,2%. Тариф страховых взносов В настоящий момент составляет 2,9% от суммы всех доходов физического лица. Страховые взносы в ФСС регулируются постановлением Правительства РФ и уплачиваются ежемесячно одновременно с перечислением в банках или иных кредитных организациях средств на выплату заработной платы работникам за истекший месяц. Указанные средства перечисляются на единый текущий счет Фонда и его исполнительных органов. Законодательство РФ предусматривает применение к работодателям и другим плательщикам страховых взносов финансовых санкций в виде штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – штрафа в двойном размере. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов в ФСС РФ неуплаченная сумма взыскивается с плательщиков страховых взносов с начислением пени. За несвоевременное зачисление или перечисление по вине банков и иных кредитных организаций страховых взносов исполнительный орган ФСС РФ взыскивает пени за каждый день просрочки в размере 1% этих сумм.
Расходы Фонда социального страхования Российской Федерации
Расходы Фонда в первую очередь связаны с обязанностью по выплате гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение и других пособий, а с 2000 г. — по выплатам в рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Кроме того, Фондом возмещаются расходы на санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей. По решению комиссии по социальному страхованию, создаваемой на каждом предприятии, работникам на льготных условиях могут выдаваться путевки в санатории, профилактории, детям — в оздоровительные лагеря. Наибольший удельный вес в расходах ФСС (95%) занимают непосредственно выплаты по социальному страхованию.