Государственные внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 17:54, реферат

Краткое описание

Государственным внебюджетным фондом называют форму образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В российской практике государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ государственными внебюджетными фондами являются:

Файлы: 1 файл

Государственные внебюджетные фонды.doc

— 66.00 Кб (Скачать)

Государственные внебюджетные фонды 

Государственным внебюджетным фондом называют форму  образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации. В российской практике государственные внебюджетные фонды созданы для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. В РФ государственными внебюджетными фондами являются:

1. Пенсионный фонд РФ;

2. Фонд социального  страхования РФ;

3. Федеральный  фонд обязательного медицинского  страхования. 

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов рассматриваются в органах законодательной  власти вместе с пакетом документов, представляемых одновременно с проектом федерального бюджета на соответствующий год. В соответствии с Бюджетным кодексом, федеральные законы, утверждающие бюджеты внебюджетных фондов должны утверждаться Федеральным Собранием одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете. 

Первые целевые  внебюджетные фонды (в основном социальные) начали создаваться в РФ в начале девяностых. Формирование системы целевых  внебюджетных социальных фондов было обусловлено необходимостью “разгрузить” государственный бюджет от значительной доли плохо финансируемых на тот момент социальных расходов. 

Средства государственных  внебюджетных фондов находятся в  государственной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней  и не полежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством.  

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством  РФ. Контроль за рациональным и целевым  расходованием средств внебюджетных фондов осуществляет Министерство финансов РФ.

Пенсионный  фонд РФ

Основная задача данного фонда – аккумуляция  страховых взносов и расходование средств фонда на цели обязательного  пенсионного законодательства.  

Пенсионный фонд вместе со своими территориальными органами составляют единую централизованную систему  органов управления средствами обязательного пенсионного страхования.  

В соответствии с Федеральным законом “Об  обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации” №167-ФЗ от 15.12.2001 бюджет Пенсионного фонда  формируется за счет: 

страховых взносов;

средств федерального бюджета;

сумм пеней  и иных финансовых санкций;

доходов от размещения (инвестирования) временно свободных  средств обязательного пенсионного  страхования;

добровольных  взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

иных источников, не запрещенных законодательством  Российской Федерации.

Фонд  социального страхования 

Фонд социального  страхования действует как самостоятельное  государственное некоммерческое финансово-кредитное  учреждение. Управление Фондом возложено на Правление фонда и его председателя. Председатель и его заместители назначаются Правительством РФ. 

Среди основных задач фонда:  

обеспечение гарантированных  государством пособий по временной  нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное оздоровление работников и членов их семей и др. цели государственного социального страхования; 
 

участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования.

Основную часть  доходов фонда с 2001 года составляют поступления от единого социального  налога и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний.

Фонд  обязательного медицинского страхования 

Медицинское страхование  является одной из форм социально  защиты населения в случае утраты здоровья. Целью медицинского страхования - гарантия гражданам при возникновении  страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных государством средств и финансирование профилактических мероприятий. 

Фонд обязательного  медицинского страхования (ФОМС) –  источник в котором аккумулируются средства для осуществления медицинского обслуживания населения, предусмотренного медицинским страхованием. 
 

Бюджетный процесс и бюджетное  планирование. Их содержание и особенности.

 

Бюджетный процесс  представляет собой совокупность мероприятия, которые совершает государство  и его уполномоченные органы по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Бюджетный процесс  осуществляется на очередной финансово-бюджетный  год, который в РФ совпадает с  календарным.  

Длительность  бюджетного процесса определяется бюджетным  периодом. Бюджетный период включает в себя все время, которое необходимо исполнительным органам для осуществления всех четырех стадий бюджетного процесса. Бюджетный период начинается с момента принятие решения исполнительными органами о начале составления бюджета и заканчивается утверждением отчета об исполнении бюджета законодательными органами.  

Значительная  часть бюджетного процесса связана  с подготвкой и утверждением проекта  бюджета. Эта часть бюджетного процесса называется бюджетным планированием, которая включает в себя три стадии – составление, рассмотрение и утверждение бюджета.

Целями бюджетного планирования является:  

1,определение  общего объема расходов бюджета  и отдельных направлений использования  средств в соответствии с экономической,  функциональной и ведомственной  классификацией расходов. Поиск путей наиболее эффективного использования бюджетных средств на основе максимально возможного обеспечения государственных бюджетных стандартов.

2,Определение  максимально возможного объема  доходов бюджета и отдельных  источников образования доходов с учетом возможного роста поступлений налогов и других доходов.

3,Определение  бюджетного результата (бюджетного  дефицита или профицита). При этом  установление возможных источников  финансирования бюджетного дефицита  на основе оптимального сочетания внутренних и внешних кредитных ресурсов. При бюджетном профиците – это определение возможных путей его использования и распределения по дополнительным расходам государства.

4.Установление  необходимых форм и методов  организации межбюджетных отношений  и расчет нормативов распределения регулирующих доходов и выделяемых в нижестоящие бюджеты направлений финансовой помощи.

5.Определение  параметров обслуживания государственного  долга и установления предельной  величины общего государственного  долга, и, в том числе, внешнего государственного долга.

6.Контроль за  деятельность государственных органов  и бюджетных учреждений в процессе  планирования доходов и расходов  бюджета.  

Бюджетный процесс  включает кроме бюджетного планирования еще исполнение бюджетов. Исполнение бюджетов имеет следующие основные цели:  

1.Сбор и получение  предусмотренных законом о бюджете  доходов в целом и по каждому  источнику.

2.Полное финансирование  расходов бюджета в общей сумме  и по каждому направлению использования  средств в соответствии со сроками и целями, установленными в законе о бюджете.

3.Составление  и утверждение отчета об исполнении  бюджета.

4.Контроль за  сбором доходов и финансированием  расходов со стороны государства. 

Бюджетное устройство.

Бюджетное устройство определяется БК РФ. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство-, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Эти нормы являются в бюджетном праве основополагающими, поскольку выражают право государственных и административно-территориальных образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его использовании. Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней - государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления. Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня - государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Бюджетная система  РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических  нормах совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов субъектов РФ и местных  бюджетов. Бюджетная система РФ является частью финансовой системы РФ.

 В соответствии  с законодательством РФ бюджетная  система РФ состоит из бюджетов  трех уровней: 

 первый уровень  - федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

 второй уровень  - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

 третий уровень  - местные бюджеты.  

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных  или, местных органов.

Важнейшими принципами бюджетного устройства РФ являются:

 единство;

 принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы РФ;

 самостоятельность  бюджетов;

 принцип полноты  отражения доходов и расходов;

 сбалансированность;

 эффективность  и экономность использования  бюджетных средств;

 принцип общего (совокупного) покрытия расходов  бюджетов;

 гласность;

 достоверность;

 адресность  и целевой характер бюджетных  средств. 
 

Бюджетная система

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране. 

Через государственный  бюджет осуществляется влияние на образование  и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. 

Бюджет –  это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. 

С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д. 

Государственный бюджет – это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность  осуществлять властные полномочия. 

В то же время  бюджет является категорией, которая свойственна различным отношениям. С зарождением и формированием государства связано возникновение и развитие бюджета. Для государства бюджет – это инструмент обеспечения непосредственно своей деятельности, и в то же время он является важным элементом для проведения социальной и экономической политики. 

Задачи бюджета: 

1) перераспределение  ВВП; 

2) финансовое  обеспечение бюджетной сферы  и осуществление социальной политики  государства; 

3) государственное  регулирование и стимулирование  экономики; 

4) контроль за  образованием и использованием  централизованных фондов денежных  средств. 
 
 

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды