Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:40, курсовая работа
Каждый из государственных внебюджетных фондов является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Средства расходуются на уставную деятельность, обусловленную социальным назначением фонда. Кроме того, как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов
Введение
Глава 1. Общая характеристика и правовой статус государственных внебюджетных фондов
1.1 Понятие и классификация государственных внебюджетных фондов
1.2 Общие принципы и правовой статус государственных внебюджетных фондов
Глава 2. Правовая основа деятельности государственных внебюджетных фондов
2.1 Пенсионный фонд
2.2 Фонд социального страхования
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика и правовой статус государственных внебюджетных фондов
1.1 Понятие и классификация
государственных внебюджетных
1.2 Общие принципы и
правовой статус
Глава 2. Правовая основа деятельности государственных внебюджетных фондов
2.1 Пенсионный фонд
2.2 Фонд социального страхования
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования
Заключение
Список литературы
Введение
Государственный бюджет всегда
являлся важным инструментом воздействия
на развитие экономики и социальной
сферы. Функционирование государственного
бюджета происходит посредством
экономических форм - доходов и
расходов, выражающих последовательные
этапы перераспределения
Переход к рыночной экономике
сопровождался формированием
Первоначально внебюджетные
фонды появились в виде специальных
фондов или особых счетов задолго
до возникновения бюджета. Государственная
власть с расширением своей
С укреплением централизованного государства начинался период унификации специальных фондов. На основе объединения различных фондов был создан государственный бюджет. В современных условиях наряду с бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (от 10 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.
Анализ направлений и
результатов деятельности внебюджетных
фондов является актуальной задачей. Ее
значение в настоящее время существенно
в связи с постоянным дефицитом
бюджета страны и необходимостью
целенаправленного решения
Объект исследования - государственные внебюджетные фонды.
Предмет исследования - правовая основа деятельности государственных внебюджетных фондов.
Цель курсовой работы - изучить сущность и правовую основу деятельности государственных внебюджетных фондов.
Задачи курсовой:
1) Изучить сущность, понятие внебюджетных фондов;
2) Рассмотреть правовой
статус и классификацию
3) Изучить правовую основу
функционирования
Структура работы - введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Общая характеристика и правовой статус государственных внебюджетных фондов
1.1 Понятие и классификация
государственных внебюджетных
Внебюджетные фонды создаются
федеральным и региональными
органами государственной власти и
органами местного самоуправления для
аккумуляции в них денежных средств,
поступающих как в обязательном
порядке, так и на добровольной основе.
Расходование средств этих фондов осуществляется
по строго целевому назначению - на государственное
социальное страхование, дополнительное
финансирование затрат на укрепление
материально-технической базы и
социальное обеспечение фискальных
и правоохранительных органов, на развитие
социальной и производственной инфраструктуры
территории и др. Государственные
и местные внебюджетные фонды
являются составной частью подсистемы
государственных и
Внебюджетные фонды - это своеобразная форма аккумуляции перераспределения денежных средств, используемых, во-первых, для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения и, во-вторых, для дополнительного финансирования территориальных нужд, осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. Внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России на федеральном уровне, по решению законодательных органов власти субъектов РФ - на региональном уровне и по решению органов местного самоуправления - на муниципальном уровне. Порядок формирования внебюджетных фондов и контроль за использованием средств в них на местном уровнях регулируется Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» (от 15 апреля 1993 г.)
Внебюджетные фонды имеют
строго целевое назначение и управляются
автономно. По признаку целевой направленности
расходования средств их можно объединить
в три группы. Первая включает внебюджетные
фонды социального страхования,
имеющие общегосударственное
Государственные внебюджетные фонды первой группы.
Конституция РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, устанавливаемых законом (ст.29). Каждый имеет право: на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41,п. 1), на защиту от безработицы (ст.37 п.3). Финансовой основной реализации конституционных гарантий и прав российских граждан являются государственные внебюджетные фонды социального страхования. Основные принципы их функционирования:
- всеобщность - охватывает всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания;
- необлагаемость налогом;
- общедоступность, многообразие видов социального обеспечения;
гласность, демократический характер. (17, с. 45)
В первую группу входит также
Республиканский фонд социальной поддержки
населения, созданный Указом Президента
РФ от 26.12.91. В отличие от предыдущих
четырёх фондов, формируемых в
основном за счёт обязательных страховых
взносов работодателей и
Доходы внебюджетных фондов
социального страхования
Плательщики обязаны зарегистрироваться
в территориальном органе каждого
фонда. Вновь созданные предприятия
регистрируются в качестве плательщиков
в 30-дневный срок со дня учреждения.
Не являются плательщиками страховых
взносов: воинские формирования РФ - по
денежному довольствию
Каждый из государственных
внебюджетных фондов является самостоятельным
финансово-кредитным
Внебюджетные фонды
Территориальные внебюджетные
фонды отличаются названиями, определяющими
их целевую направленность, но суть
их одна: 1) аккумулировать некоторые
неналоговые доходы на специальных
счетах, открываемых органом
Наиболее распространены
территориальные фонды
Решение об образовании фонда
принимают законодательные
Государственными
1.2 Общие принципы и
правовой статус
Политика внебюджетных фондов не может быть абсолютно независимой к налогово-бюджетным (фискальным) мероприятиям. Колебания федерального бюджета от его дефицита до образования излишков и обратно на долгосрочных временных интервалах влияют на объем производства, занятость населения, уровень доходов, а, следовательно, на наполняемость внебюджетных фондов. В свою очередь денежные средства фондов выполняют сглаживающую и стабилизирующую роль при резких колебаниях в доходной части государственного бюджета, основанной на налоговых сборах.
Поскольку плательщиками взносов во внебюджетные фонды являются юридические и физические (предприниматели) лица, т.е. потребители социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения денежных средств фондов касаются всех граждан России, и поэтому проявляется их заинтересованность в оптимальном функционировании системы внебюджетных фондов.
Вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:
- социальное обеспечение по возрасту;
- социальное обеспечение
по болезни, инвалидности, в случае
потери кормильца, рождения и
воспитания детей и в других
случаях, предусмотренных
- социальное обеспечение в случае безработицы;
- охрану здоровья и
получение бесплатной
Каждый фонд имеет особенности при формировании и использовании средств, но есть общие черты для всех фондов:
- гос. регулирование системы страхования;
- гос. гарантии соблюдения прав застрахованных лиц, т.е. выполнения страховщиком своих обязательств, независимо от его финансового положения;
- внебюджетные фонды являются
общедоступными и охватывают
всех граждан, независимо от
пола, национальности и мест
- единый механизм формирования
фондов из относительно
- отчисления в фонды
осуществляют работодатели от
всех сумм оплаты труда,
- все фонды по экономической природе являются страховыми, т.е. все внесенные суммы являются возвратными. При ненаступлении страхового случая для конкретного гражданина, взносы перераспределяются государством в пользу нуждающихся.
Правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации государственных внебюджетных фондов определяются федеральным законом в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.
Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат.
Следует сказать о внебюджетном валютном фонде, создаваемом субъектом РФ и используемом в целях социального и производственного развития региона на финансирование текущих расходов и капитальных вложений. Самым значительным по объёму аккумулируемых средств является валютный фонд правительства г. Москвы, расходуемый в основном на финансирование строительства особых объектов.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.