Государственные внебюджетные фонды

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

По своему функциональному назначению можно выделить социальные и общеэкономические внебюджетные фонды.
Целью данной работы является рассмотрение сущности государственных специальных внебюджетных фондов и источников их формирования.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..2
I. Теоретические основы формирования государственных внебюджетных
социальных фондов……………………………………………………………………5
1.1. Социально-экономическая сущность государственных социальных
фондов и необходимость их формирования………………………………………5
1.2. Классификация государственных социальных фондов……………………..10
1.3. Источники и порядок формирования и использования государственных внебюджетных фондов……………………………………………………………..17
II. Государственное регулирование государственных социальных
внебюджетных фондов……………………………………………………………....27
III. Анализ формирования и использования средств бюджета Пенсионного
фонда в РФ…………………………………………………………………………...30
1.1. Источники формирования бюджета ПФР…………………………………….30
1.2. Анализ бюджета ПФР…………………………………………………………..32
Заключение……………………………………………………………………………...38
Список использованной литературы………………………………………………….40

Файлы: 1 файл

Анализ бюджета ПФР745.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

     Одновременно  с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. В конце 90-х гг., исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами.

     Внебюджетные  фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

  • учреждаются органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;
  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • денежные средства формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы страховых взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов (налогов) в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса РФ;
  • денежные ресурсы фондов находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);
  • являются юридическими лицами, освобождены от уплаты налогов и других обязательных платежей.

     За  счет средств внебюджетных фондов обычно финансируются мероприятия по обязательному  социальному страхованию в отношении  работающих граждан, а за счет средств  бюджета - неработающих.

     Внебюджетные фонды не подлежат непосредственно контролю со стороны законодательных органов власти, освобождены от уплаты налогов, сборов, пошлин. Они могут возникать и ликвидироваться лишь в связи условиями, определяющими потребность их существования. С помощью внебюджетных фондов возможно:

  • влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования;
  • обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет штрафов за загрязнение окружающей среды;
  • оказывать социальные услуги населению за счет выплаты социальных пособий, пенсий;
  • предоставлять займы зарубежным партнерам.
 

     Внебюджетные  фонды как институциональные  структуры являются самостоятельными финансовыми, а иногда и финансово-кредитными учреждениями и зачастую, имея целью  получение дополнительных доходов, выступают в качестве крупных инвесторов прежде всего на рынке государственных ценных бумаг. Более того, государство зачастую принуждает внебюджетные фонды приобретать государственные ценные бумаги. Можно говорить о том, что внебюджетные фонды выступают в ряде случаев в качестве своеобразного кредитора государственных бюджетов.Таким образом, главная причина создания внебюджетных  социальных фондов — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2.Классификация государственных внебюджетных

     социальных  фондов 

     Государственными  внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

     1) Пенсионный фонд Российской Федерации;

     2)  Фонд социального страхования Российской Федерации;

     3)  Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. 

     1) Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. Это постановление было принято после принятия Закона РФ «О государственных пенсиях в РСФСР» 20 ноября 1990г. Реально фонд начал функционировать лишь с 1 января 1992г.[17]

     Закон «О государственных пенсиях в  РСФСР» заложил основы страховой  системы пенсионного обеспечения. При этом решались две принципиальные задачи:

     1. Средства пенсионной системы  выводились из государственного  бюджета и становились сферой  самостоятельного бюджетного процесса, а ПФ приобретал статус самостоятельного  государственного внебюджетного  фонда.

     2. Основным источником финансирования пенсионных выплат становились страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами становился не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства ПФ сохраняли статус федеральных средств, в то же время, по своей природе, они являлись средствами обязательного пенсионного страхования.

     Пенсионный  Фонд является самостоятельным финансово-кредитным  учреждением, подотчетным Правительству  РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Основным документом, регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде России, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. № 2122-1 (в ред. от 5 августа 2000г.).

     Основные  задачи Пенсионного фонда РФ:

     целевой сбор и аккумуляция страховых  взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением  ПФР;

     организация работы по взысканию с работодателей  и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

     капитализация средств ПФР, а также привлечение  в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

     контроль  с участием налоговых органов  за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а  также за правильным и рациональным расходованием его средств;

     межгосударственное  и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

     В качестве системы управления финансами  пенсионного обеспечения Пенсионный фонд осуществляет некоторые функции:

  • участвует в определении размера взносов на государственное страхование, обосновании их дифференциации по предприятиям и организациям в зависимости от условий труда;
  • обеспечивает контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов и правильным расходованием средств;
  • участвует в подготовке предложений по совершенствованию пенсионного обеспечения и разработке социальных программ;
  • осуществляет международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции фонда.

     Пенсионный  Фонд является самым крупным из социальных внебюджетных фондов.  

     2) Фонд государственного социального страхования (ФСС) — централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах. Был создан в 1990г. в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990г. в целях управления средствами государственного социального страхования России.

     Создается он страховым методом с обязательным участием средств предприятий и организаций разных форм собственности и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

     ФСС создан в целях обеспечения государственными гарантиями в системе социального  страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования и является самостоятельным государственным финансово-кредитным учреждением.

     Задачами  фонда являются:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • обеспечение государством пособий на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, а также санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования и мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;
  • разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования;
  • международное сотрудничество по вопросам социального страхования работников.

     В состав фонда входят:

  • региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъекта РФ;
  • центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях экономики;
  • филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда.

     Региональные  отделения фонда образуются в  субъектах РФ и решают следующие  задачи:

    • регистрируют страхователей, выдают удостоверения о регистрации, организуют банки данных по всем категориям страхователей;
    • осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе или отрасли экономики;
    • устанавливают для страхователей нормативы расходов, необходимых для обеспечения государственных гарантий по социальному страхованию работников;
    • обеспечивают полноту и своевременность уплаты страхователями взносов на социальное страхование, исполнение доходных и расходных частей бюджетов органов фонда;
    • аккумулируют страховые взносы и другие платежи для создания резервов, принимают решения об использовании свободных денежных средств;
    • разрабатывают проекты бюджетов органов фонда и смет расходов;
    • производят расчеты со страхователями и другими органами фонда и организациями; организуют и осуществляют контроль за расходованием средств фонда.

     3) Фонд медицинского страхования создан в соответствии с Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 года № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского обслуживания.

     Обязательное  медицинское страхование — составная  часть государственного социального  страхования, обеспечивает всем гражданам  РФ равные возможности в получении  медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.

     Для реализации политики в области медицинского страхования созданы Федеральный  и территориальные фонды медицинского страхования как самостоятельные  некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Эти фонды действуют в соответствии с Положением о федеральном обязательном медицинском страховании и Положением о территориальном обязательном медицинском страховании, утвержденными Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 года. Средства фондов находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

     Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), созданный в соответствии с федеральным законом, предназначен для:

    • выравнивания условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;
    • финансирования целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
    • осуществления контроля за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования.

     Основными задачами фонда медицинского страхования  являются:

    • обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»;
    • обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе ОМС;
    • достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС;
    • участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;
    • разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой на всей территории РФ;
    • обеспечение всеобщности ОМС граждан;
    • обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС.

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды