Проблемы и пути совершенствования роли федерального казначейства в бюджетном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2015 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение казначейской системы исполнения бюджетов РФ.
Задачи работы:
1. Изучить понятие сущность и структуру органов Казначейства РФ
2. Провести анализ структуры и динамики региональных и местных бюджетов на примере РСО – Алании.
3. Рассмотреть основные направления совершенствования контрольной функции органов Федерального Казначейства.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие и сущность казначейской системы РФ……………………6
1.1. Понятие и принципы бюджетного процесса………….……………..6
1.2 Задачи и функции органов федерального казначейства……………10
1.3. Сущность кассового исполнения бюджета………………...……….14
Глава 2. Анализ по исполнению федерального бюджета по доходам и расходам за 2012-2014гг……………………………………………………….29
2.1. Анализ исполнения бюджета по доходам……………………………….32
2.2. Анализ исполнения бюджета по расходам….……………………………38
Глава 3. Проблемы и пути совершенствования роли федерального казначейства в бюджетном процессе…………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………………53
Список использованной литературы…………………………………………...56

Файлы: 1 файл

казначейская система исполения бюджета (диплом2).doc

— 409.00 Кб (Скачать)

• значительная экономия финансовых средств (в виде заработной платы, материально-технического обеспечения, коммуникаций и  квалифицированного персонала);

• упрощение информационных потоков и, результат, более достоверная и комплексная  информация о бюджетной системе РФ, ее значительно большая оперативность.

    В результате существенно  возрастает прозрачность финансовых  потоков государства при  значительно меньших затратах средств налогоплательщиков.

     Осуществление реформы  управления государственными финансами  обусловливает необходимость определения  перечня стратегических и тактических задач, решение которых укрепит Казначейство РФ как институт, призванный осуществить проведение единой бюджетной политики государства, обеспечит ему должную законодательно-правовую базу, позволит эффективность  реализовать возложенные на него функции.

      К числу важнейших  стратегических задач развития российской казначейской системы следует отнести совершенствование нормативно-законодательной базы функционирования казначейской системы РФ и существенное расширение выполняемых функций органами Федерального казначейства по управлению бюджетом, регулированию долговых отношений и активов, финансированию капитальных расходов, федеральных целевых программ, участию в банковско-кредитной сфере, на фондовом рынке.

      В связи с трудностями  взаимодействия казначейских органов и кредитных учреждений напрашивается вывод о настоятельной необходимости создания бюджетного казначейского банка. Финансовая структура, взявшая на себя ответственность за исполнение бюджетов всех уровней, не может полноценно функционировать без своего ключевого звена - бюджетного банковского учреждения. Создание бюджетного банка - это единственное решение по аккумуляции всех бюджетных средств в Минфине при полном переходе на Единый счет.

      Реально казначейская  структура уже не только работает  как чисто финансовый орган, но  и совершает банковские операции, что создает предпосылки для построения в конечном итоге стройной, контролируемой финансово-банковской государственной системы.

      Выполнение казначейством  своих основных функций невозможно без контроля за финансовыми активами государства в виде акций в государственных предприятиях, компаниях и частных предприятиях, в которых государство как акционер не обладает контрольным пакетом. В эту категорию также входят ссуды, предоставленные правительством государственным или местным предприятиям, включая принятие долговых обязательств, выплаты по гарантиям в случае несостоятельности должников.

      На Казначейство также следует возложить общую ответственность за поиск новых источников финансирования государственных органов и, в частности, за развитие рынка государственных ценных бумаг. Для восстановления доверия к государственным ценным бумагам необходимо немедленно погасить существующую задолженность по предыдущим выпускам, принять нормативно-правовые положения, регламентирующие эмиссию краткосрочных ценных бумаг. Казначейство могло бы и самостоятельно выпускать собственные ценные бумаги - казначейские обязательства с предполагаемым сроком погашения до 3-5 лет.

     В совершенствовании  и развитии казначейской системы  немаловажна роль руководящих казначейских кадров, которым свойственно трудолюбие, инициативность, принципиальность в решении сложных и спорных вопросов. В значительной степени способствуют успеху территориальные органы Федерального казначейства, на базе которых проводятся различные эксперименты и апробируются передовые технологии (в частности, Управления по Архангельской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Смоленской, Ульяновской областям, по Республике Северная Осетия — Алания и т.д.).

  Казначейство России — один из динамично развивающихся органов государственной власти в Российской Федерации, перед которым стоят амбициозные задачи. Залогом их успешного решения являются передовые методы государственного менеджмента в сочетании с информационными технологиями.

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Система Федерального казначейства - относительно молодая структура, тем не менее развивается она динамично и быстро наращивает выполняемые функции и эффективность работы. Практически на всей территории страны созданы региональные управления Казначейства, завершается создание разветвленной сети казначейских отделений. И хотя главная задача состоит в обеспечении перевода всех средств бюджета на казначейскую систему исполнения, это - не самоцель. Задачей на перспективу является необходимость обеспечить профессионально грамотное управление финансовыми ресурсами государства, обеспечить бесперебойное в полном соответствии с законом исполнение бюджета и контроль за целевым использованием получателями бюджетных средств. Исходя из этого, и строится вся работа Федерального казначейства.

Исследования сущности казначейской системы как неотъемлемой части финансовых органов подтверждают, что многие негативные стороны состояния финансовой системы страны с начала 90-х гг. XX в. в части исполнения бюджета во многом были предопределены отсутствием института казначейства.

В настоящее время структура органов Федерального казначейства представлена единой централизованной, трехуровневой системой органов исполнительной власти: 1) Центральный аппарат Федерального казначейства; 2) управления Федерального казначейства по субъектам РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москва и Санкт-Петербург; 3) отделения Федерального казначейства по городам (за исключением городов районного подчинения), муниципальным районам и районам в городах РФ.

Сформулирован следующий вывод об обоснованности внедрения единой информационной системы исполнения бюджета: оперативно получаемая прозрачная информация о движении бюджетных средств на счетах органов Федерального казначейства по поступлениям и выплатам из бюджетов бюджетной системы РФ позволит органам исполнительной власти произвести объективную оценку имеющихся в наличии средств в каждом текущем периоде, что создает предпосылки для более точного прогнозирования возможных кассовых разрывов при исполнении бюджетов всех уровней на краткосрочную и среднесрочную перспективы.

В результате проведенного исследования сделан вывод, что сформировавшаяся структура органов Федерального казначейства соответствует административно-территориальному делению Российской Федерации, способствует реализации принципов бюджетного федерализма и позволяет обеспечивать вертикальное и горизонтальное выравнивание доходов бюджетов, а также обеспечивает перераспределение бюджетных средств между соответствующими бюджетами.

Говоря о совершенствовании казначейской системы исполнения бюджета, необходимо затронуть и реформу всего бюджетного процесса, которая продолжается. Еще идут преобразования, касающиеся четкого разделения полномочий между уровнями власти, начатые государством в 2012 году. Действующий БК РФ был принят в 2010 году, а последние принципиальные изменения были внесены в него в апреле 2011 года. За девять лет существования кодекса в него постоянно вносились изменения. Одно из последних усовершенствований кодекса - включение в него отчетной стадии бюджетного процесса в виде отдельного раздела. Ранее отчетная стадия была отнесена к государственному финансовому контролю. Этот раздел очень важен, потому что отчет об исполнении бюджета - это инструмент обеспечения подотчетности исполнительной ветви власти перед законодательной.

Процедура кассового исполнения бюджета заключается в списании бюджетных средств (например, в пользу контрагентов по договору) непосредственно со счета органа федерального казначейства в пределах установленных лимитов с отражением этой операции на лицевом счете бюджетополучателя. Таким образом, бюджетополучатель лишается возможности изменить направление финансирования определенное федеральным бюджетом и вышестоящими распорядителями бюджетных ассигнований.

Бухгалтерский учет операций со средствами федерального бюджета, является ещё одной чрезвычайно важной функцией, выполнение которой возлагается на федеральное казначейство. Бухгалтерский учет обеспечивает достоверный автоматический механизм контроля всех операций. Именно он непрерывно дает представление о достоверной картине движения государственных финансовых ресурсов.

На сегодняшний день актуальным стал вопрос эффективности использования средств федерального бюджета, ликвидации нефинансируемых государственных мандатов. В системе федерального казначейства фактически завершен процесс формирования автоматизированного единого реестра бюджетополучателей, позволяющего обеспечить адресность и эффективность государственного финансирования.

Широкий спектр функций адекватен роли казначейства в сфере бюджетно-налоговой политики, проводимой в Российской Федерации.

Эта роль может быть пассивной, - когда казначейство лишь доводит выделенные Главными распорядителями бюджетных ассигнований ресурсы бюджетным учреждениям согласно закону о федеральном бюджете, а может быть активной, - когда казначейство жестко регламентирует процесс исполнения и контролирует все расходы бюджетных учреждений, полностью ведет их бухгалтерский учет, а также управляет всеми государственными активами.

Определенные Казначейством России цели признаны реальными и достижимыми и их реализация планируется в сроки, определенные Проектом модернизации казначейской системы РФ.

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Афанасьев М. Бюджетная реформа в России: первые итоги и возможные перспективы / М. Афанасьев, И. Кривогов // Вопросы экономики.- 2013.-N 11.- С. 57-69.
  2. Бобкова О.В., Борисов М.С., Гатин А.М., Колпаков Р.В., Никитина О.В., Романова Е.В., Степанова О.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. 2008г.
  3. Лимонов А.М. «Местное самоуправление в Российской Федерации»: учебное пособие – М., Издательство: Книжный мир, 2011, - 220 с.
  4. К вопросу о сущности казначейского исполнения бюджетов. Н.С. Сергиенко //Финансы, №11,2006
  5. Совершенствование механизма кассового исполнения бюджета. О.И. Дроздов//Финансы,№8,2011
  6. Маркина Е.В. Проблемы и перспективы развития государственных и муниципальных финансов// Финансы и кредит №6 2 005,с.2
  7. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Финансы. М.- 2001г. с. 83

 

  1. Экономика. / Под ред. А.С.Булатова. – М.: Юрист, 2011
  2. Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 2011
  3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 2009.
  4. Бурцев В.В., «Система государственного контроля» // «Финансы». 2012. 9 сентября. № 9. Стр. 47 – 49.
  5. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2008.
  6. Финансы: учебник для вузов./ Под. Ред. Проф. Л.А. Дробозиной – М.: 2009;
  7. А. И. Деева. Финансы.  Изд. «Экзамен»  Москва  2012 год.  413 стр.
  8. Конюхова Т.В. О системе Российского бюджетного законодательства // Журнал российского права.-2013.-N 6.- С.-9
  9. Начинкин Д. - «Эволюция казначейской службы в России»/ «Финансы» - 2013
  10. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: Учебное пособие.-М.: Вузовский учебник, 2012.
  11. Г.Б. Поляк «Бюджетная система Росси» 2-е издание, перераб. и допол. – М.ЮНИТИ-ДАНА. 2011 год. 703 стр.
  12. Пансков В. Бюджетная реформа: нерешенные вопросы налогового обеспечения финансовых потребностей субъектов РФ и МО / В. Пансков // РЭЖ.- 2013.- N 9-10.- С. 26-32.
  13. Пансков В. Бюджетная реформа: нерешенные вопросы налогового обеспечения финансовых потребностей субъектов РФ и МО / В. Пансков // РЭЖ.- 2013.- N 9-10.- С. 26-32. .
  14. «Бюджетная система Росси» Г.Б. Поляк 2-е издание, перераб. и допол. – М.ЮНИТИ-ДАНА. 2011 год 703 стр.
  15. И.Д.Мацкуляка. Государственные и муниципальные финансы – М.: 2003 – 680 с.;
  16. Финансовое право: Учебник. / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2012. – 600 с. 24.
  17. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации: учебное пособие/И.Г.Акперов, И.А.Коноплева,С.П.Головач;под.ред. проф. И.Г.Акперова.-2-е изд.,перераб. И доп. - М.:КНОРУС,2009,с. 287
  18. Гайдар Е. Т., Мау В. и др., Экономика переходного периода, под ред. Гайдара Е. Т., М., Институт экономических проблем переходного периода, 2012.
  19. Гранкин И. В., Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации, -М., “Манускрипт”, 2012.
  20. Грищенко С.С., Основные аспекты внедрения программного обеспечения казначейского исполнения бюджетов, -М.,Оптима. 2012.
  21. Дадашев А. З., Черник Д.., Финансовая система России, М., “Инфра-М”, 2010.
  22. Дмитриев М., Бюджетная политика в современной России, -М.,. Московский центр Карнеги, 2010.
  23. Дмитриева В. В., Финансовая система Великобритании в 90-е годы, -М.,. МИНХ им.. В. Плеханова, 2010.
  24. Дробозина Л. А., Константинова Ю. Н., Окунева Л. П. и др., Общая теория финансов, под ред. Дробозиной Л. А., -М.,. “ЮНИТИ”, 2003.
  25. Журавлева. П., Видяпин В. И. и др., Общая экономическая теория (политэкономия), под общей редакцией акад. Видяпина В. И., акад. Журавлевой. П., -М.,. “Промо-Медиа”, 2012.
  26. Заяц Н. Е., Фисенко М. К., Бондарь Т. Е. и др., Теория финансов, под ред. Заяц Н. Е. и Фисенко М. К., Минск, “Вышэйшая школа”, 2012.
  27. Игнатов В.., Бутов В. И., Регионоведение (методология, политика, экономика, право), -Ростов-на-Дону, “МарТ”, 2012.
  28. Кэйвено Д. и Килш Д., Стратегический подход к подготовке бюджета, -М.,. RTI (Рисерч Трайэнгл Инститьют) и Союз российских городов, 2002.
  29. Кашин В. и др., Регионы России: финансовые аспекты развития, под ред. Кашина В., -М.,. Инфомарт, 2002.
  30. Ковалева А. М. и др., Финансы, под ред. Ковалевой А. -М.,. “Финансы и статистика”, 2012.
  31. Лавров А. -М.,. Мифы и рифы российского бюджетного федерализма, -М.,. “Магистр”, 2010.
  32. Ласточкин Ю. В., Майоров И. -М.,. Федоров А. П., Концепция реформирования бюджетных отношений разных уровней, Ярославль, Верхне-Волжский региональный центр РАЕН, 2012.
  33. Леонтьев В., Экономические эссе, Теории, исследования, факты и политика, пер. с англ., -М.,. Экономика, 2011.
  34. Мартинес Х., Боекс Д., Децентрализация бюджетной системы в Российской Федерации: тенденции, проблемы и рекомендации, -М., Изд. МГУ, 2012.
  35. Морозов А., Реформа системы федеральных трансфертов регионам в Российской Федерации, Всемирный банк, 2012.
  36. Пантелеев А. П., Юрченко Л. А., Бюджет и бюджетная система, -М.,. ВЗФЭИ, “Экономическое образование”, 2012.

32. Публичные финансы государств  АТР, под ред. Козырина А. Н., -М.,. “Ось-89”, 2012.

  1. .Финансы и кредит: учебник / под ред. проф. М.В.Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2011.  С. 67-68
  2. Положение о Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации.– Режим доступа: http://document.kremlin.ru/doc.asp.
  3. Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. проф. С.И.Лушина, проф. В.А.Слепова. – М.: Экономистъ, 2008. С.610-611.
  4. Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. проф. С.И.Лушина, проф. В.А.Слепова. – М.: Экономистъ, 2008. С.609.
  5. Бурцев В.В. О стандартизации государственного финансового контроля // Финансовый вестник. – 2009, №4. С. 36-40.
  6. Терехова Т.Б. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации// Финансы и кредит. – 2009, № 35. С.47-53.
  7. Финансы: Учебник/ под. ред.  В.В Ковалева.-2-е. изд., перераб. и доп. - М: Проспект, 2011. С 512.
  8. Официальный сайт Министерства Финансов РФ – www.minfin.ru
  9. Официальный сайт Федерального казначейства (Казначейства России) – www.roskazna.ru
  10. Управление Федерального казначейства по Республике Северная Осетия–Алания – www.alania.roskazna.ru.
  11. Справочная правовая система «Гарант»
  12. Справочная правовая система «Консультант плюс»
  13. http://www.minfin.ru  - Официальный сайт Министерства финансов РФ
  14. http://www.roskazna.ru – Официальный сайт Федерального казначейства РФ

 

1 Акперов И.Г., Коноплева И.А., Головач С.П. Казначейская система исполнения бюджета в РФ: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2011

2 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Райт, 2013.

3 Основные параметры доходов  Федерального бюджета РФ базируются на прогнозе среднегодовой цены нефти марки «Urals» (в 2012 г.  – 21,5$/баррель, в 2013 г. – 22$/баррель, в 2014 г. – 28$/баррель).

4 Основные параметры расходов Федерального бюджета РФ определены  при  прогнозируемой базовой цене  на нефть, в качестве которой принят средний показатель цены марки  «Urals» за последние 10 лет (20$/баррель).

5 Данные представлены в соответствии с  той бюджетной классификацией РФ, которая действовала на дату принятия ФЗ «О Федеральном бюджете РФ».

6 В соответствии с настоящей бюджетной классификацией РФ единый социальный налог учитывается в структуре налоговых доходов.

Информация о работе Проблемы и пути совершенствования роли федерального казначейства в бюджетном процессе