Бюджетный процесс:проблемы реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:34, курсовая работа

Краткое описание

Экономическая сущность такого планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны и выявление резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3 – 4

ГЛАВА 1 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ
Понятие бюджетного процесса..………………………………5 – 6
Стадии бюджетного процесса……..…………………………..6 – 7
Контроль за бюджетным процессом…………………………..7 – 8

ГЛАВА 2 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
2.1 Экономические проблемы реализации………………………… ..8 – 10
2.2 Политические проблемы реализации. Мировой экономический кризис……………………………………………….…………………………11 – 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..26 – 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..28 – 29

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

 
СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3 – 4

 

ГЛАВА 1 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ

    1. Понятие бюджетного процесса..………………………………5 – 6
    2. Стадии бюджетного процесса……..…………………………..6 – 7
    3. Контроль за бюджетным процессом…………………………..7 – 8

 

ГЛАВА 2 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

2.1 Экономические проблемы реализации…………………………  ..8 – 10

2.2 Политические проблемы реализации. Мировой экономический кризис……………………………………………….…………………………11 – 16

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..26 – 27

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..28 – 29

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы работы заключается в том, что бюджетное  планирование, частью которой является бюджетный процесс — важнейшая  составная часть финансового  планирования, подчиненная требованиям  финансовой политики государства. Экономическая сущность такого планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны и выявление резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Бюджетное планирование включает бюджетный процесс как  порядок составления и исполнения бюджетов разного уровня, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов страны. Основы бюджетного планирования определяются Конституцией и законами страны.

Бюджетный процесс как  главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных/местных бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Все  стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отражением не только экономической жизни общества, но и политической культуры.

Переход от административно-командных  методой управления к рыночным методам  хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы России и ее основного звена — бюджетной системы. В настоящее время новая бюджетная система России находится в стадии становления: отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральной и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления. Существует серьезное отставание теоретических разработок в области государственных финансов применительно к условиям современной России, что связано и с чисто практическими трудностями, возникающими в ходе осуществления бюджетного процесса в принципиально новых для России условиях. Бюджетный процесс России регулируют более чем двадцать нормативных актов, многие положения которых неадекватно отражают характер реальных противоречивых процессов в экономике России и в отдельных ее регионах.

Представленная работа имеет следующую структуру:

Введение. Содержит актуальность и обоснование выбранной темы, структуру работы и обзор литературных источников.

Глава 1 Бюджетный процесс  в РФ. Включает в себя понятие, стадии и контроль за бюджетным процессом.

Глава 2 Бюджетный процесс. Проблемы реализации. Содержит экономические и политические проблемы исполнения бюджета в условиях мирового финансового кризиса.

Заключение. Включает в себя выводы и предложения по всей проделанной работе.

Для написания настоящего курсового проекта нами были использованы труды таких авторов как: Химичевой  Н.И., Соколовой Э.Д., Грачевой Е.Ю., а  так же Налоговый и Бюджетный  кодексы, проект бюджета на 2010 год  и отчет об исполнении бюджета за 2009 год и др.

 

ГЛАВА 1 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС  В РФ

 

    1. Понятие бюджетного процесса

 

Бюджетный процесс – регламентированная и регулируемая процессуальными нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и всех участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов внебюджетных фондов, их утверждению и исполнению, а также по контролю за их исполнением.

Задачами бюджетного процесса являются:

- выявление материальных и финансовых резервов государства;

- максимально приближенный к реальности расчет доходов и расходов бюджетов;

- обеспечение сбалансированности бюджетов;

- согласование бюджетной политики с реализуемой экономической программой;

- осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

Продолжительность всех стадий бюджетного процесса от начала составления проектов бюджетов до утверждения  отчетов об их исполнении различна по странам, но как правило, в связи  со сложностью работ, выполняемых на каждой стадии, занимает период около трех лет.

В систему  органов, обладающих бюджетными полномочиями в соответствии с БК РФ включаются :

- финансовые органы;

- органы денежно-кредитного регулирования (Банк России);

- органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).

Правовой основой бюджетного процесса в России выступают положения  Конституции РФ, Бюджетного кодекса (далее БК) РФ, а также принятые в рамках, очерченных норм БК РФ, правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления. В основе указанных правовых норм лежат такие принципы бюджетного процесса, как ежегодность бюджета (краткосрочность бюджетного планирования) и конкретность (специализация) бюджетных показателей: ежегодность означает, что бюджет составляется (а закон о бюджете принимается) сроком на один финансовый год, который в нашей стране соответствует календарному году (с 1 января по 31 декабря). Ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, учесть происходящие изменения в темпах роста производства, изменение курса рубля и т. д., специализация бюджетных показателей означает, что бюджеты всех уровней составляются по единой бюджетной классификации – обязательной группировке доходов и расходов по общим признакам с присвоением отдельным разделам бюджета точных наименований и порядковых номеров.

Круг участников бюджетного процесса очерчен в ст. 152 БК РФ. В него входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования и государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы; органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); органы денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ); органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия; получатели бюджетных средств - бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др..

Таким образом, в соответствии с БК под бюджетным процессом понимается процесс составления проекта бюджета, его рассмотрения, утверждения и исполнения.

А теперь перейдем к следующему параграфу, который на наш взгляд, тесно связан с понятием бюджетного процесса…

 

    1. Стадии бюджетного процесса

 

Стадии бюджетного периода имеют строгую очередность, осуществляются последовательно и  этот порядок изменению не подлежит. Могут меняться потребности государства, субъектов, муниципальных образований в размерах финансирования, но стадий это не касается. Бюджет разрабатывается снизу вверх, а утверждается сверху вниз. На каждой стадии бюджетного процесса решаются те вопросы, которые не могут быть решены либо в другое время, либо на другой стадии.

Бюджетный процесс  состоит из 5 стадий. В науке финансового  права высказывается и другая точка зрения, согласно которой процесс  включает в себя четыре стадии прохождения  бюджетов в их циклическом развитии. 

Составление проекта  федерального бюджета. Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета принимается за 18 месяцев до начала соответствующего финансового года.

1. В течение первых  трех месяцев производятся разработка прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, составление сводного баланса финансовых ресурсов, определение основных направлений бюджетной политики, расчет контрольных цифр проекта федерального бюджета на соответствующий период.

Руководители учреждений и организаций, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, составляют проекты смет, которые представляются в соответствующие министерства и ведомства РФ, где они обобщаются. Министерства и ведомства в свою очередь представляют Министерству финансов и Министерству экономики РФ расчеты и обоснования проектируемых расходов.

2. В течение следующих  четырех месяцев Министерство  финансов РФ анализирует всю  представленную информацию и  разрабатывает контрольные цифры  проекта федерального бюджета,  которые затем согласовываются  с территориальными органами исполнительной власти. Эти органы могут вносить предложения по корректировке показателей отчислений, дотаций, субвенций и др.

3. Затем составляется  окончательный вариант проекта  федерального бюджета, который  представляется Правительством  РФ в Федеральное Собрание для рассмотрения и утверждения.

Рассмотрение  и утверждение федерального бюджета. Необходимо отметить, что на данный момент отсутствует стабильная процедура рассмотрения и утверждения федерального бюджета, так как старая редакция Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» рассчитана на принятие бюджета Верховным Советом и хотя бы поэтому не может действовать. До принятия новой редакции этого закона Федеральное Собрание строит свою работу с проектом бюджета на основе ежегодно принимаемого федерального Закона «О порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета на предстоящий год (1995/1996)». Поэтому процедура год от года меняется. На сегодняшний день она выглядит следующим образом.

До рассмотрения проекта  федерального закона «О федеральном бюджете» в первом чтении данный проект обсуждается в комитетах и комиссиях Государственной Думы. Предложения по поводу законопроекта обобщаются в комитете по бюджету, налогам, банкам и финансам, который готовит заключение по проекту федерального бюджета и представляет его на' рассмотрение Государственной Думы.

Проект федерального бюджета рассматривается Государственной  Думой в трех чтениях.

В дальнейшем процесс  утверждения проекта федерального бюджета происходит в порядке, установленном  Конституцией РФ.

В случае непринятия до 1 января проекта Федерального закона «О федеральном бюджете» Государственная  Дума принимает федеральный закон  о финансировании государственных  расходов из федерального бюджета на I квартал.

Исполнение  федерального бюджета. Исполнение бюджета – это практическая реализация бюджета по всем предусмотренным показателям его доходной и расходной частей. Исполнение бюджетов относится к функциям исполнительной ветви власти. В процессе исполнения бюджета Правительство РФ может вносить изменения по статьям расходов бюджетной классификации в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходования средств.

Оперативное исполнение бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной росписью (росписью доходов  и расходов), утверждаемой Министерством финансов РФ. Оперативное исполнение бюджета заключается в принятии мер к поступлению запланированных доходов, в предоставлении финансовых средств на мероприятия, предусмотренные бюджетной росписью, контроле за правильным их использованием.

В исполнении бюджета  в какой-то мере участвуют все  государственные органы, бюджетные  предприятия, учреждения и другие организации. Однако наиболее существенная роль в  этой области принадлежит органам  налоговой службы, ответственным  за собирание денежных средств, финансовым органам и кредитным учреждениям.

Органы Федерального казначейства наделены достаточно серьезными правами, в частности, правом приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений, использующих средства федерального бюджета, в случае допущения ими определенных нарушений финансовой дисциплины, правом взыскивать с юридических лиц в бесспорном порядке средства федерального бюджета, используемые не по целевому назначению, и т. п.

Исполнение  расходной части бюджета связано с распределением средств федерального бюджета. Право распоряжаться денежными средствами, выделенными из бюджета, предоставлено законодательством руководителям учреждений, организаций и др., которые называются распорядителями бюджетных средств. Распорядители бюджетных средств подразделяются на главных и нижестоящих. К главным распорядителям относятся министры и руководители ведомств РФ. К нижестоящим относятся руководители учреждений, получающих средства от главных распорядителей для распределения между подведомственными учреждениями, а также руководители учреждений, получающих средства для их использования на средства учреждений.

Информация о работе Бюджетный процесс:проблемы реализации