Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:34, курсовая работа
Экономическая сущность такого планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны и выявление резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3 – 4
ГЛАВА 1 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ
Понятие бюджетного процесса..………………………………5 – 6
Стадии бюджетного процесса……..…………………………..6 – 7
Контроль за бюджетным процессом…………………………..7 – 8
ГЛАВА 2 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
2.1 Экономические проблемы реализации………………………… ..8 – 10
2.2 Политические проблемы реализации. Мировой экономический кризис……………………………………………….…………………………11 – 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..26 – 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..28 – 29
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ
ГЛАВА 2 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
2.1 Экономические проблемы реализации………………………… ..8 – 10
2.2 Политические проблемы реализации.
Мировой экономический кризис……………………………………………….……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы заключается в том, что бюджетное планирование, частью которой является бюджетный процесс — важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Экономическая сущность такого планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны и выявление резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Бюджетное планирование
включает бюджетный процесс как
порядок составления и
Бюджетный процесс как главная форма бюджетного планирования представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных/местных бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны, бюджетными правами соответствующих органов власти и юридических лиц.
Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Все стадии бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отражением не только экономической жизни общества, но и политической культуры.
Переход от административно-командных методой управления к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование всей финансовой системы России и ее основного звена — бюджетной системы. В настоящее время новая бюджетная система России находится в стадии становления: отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральной и территориальными уровнями власти, органами местного самоуправления. Существует серьезное отставание теоретических разработок в области государственных финансов применительно к условиям современной России, что связано и с чисто практическими трудностями, возникающими в ходе осуществления бюджетного процесса в принципиально новых для России условиях. Бюджетный процесс России регулируют более чем двадцать нормативных актов, многие положения которых неадекватно отражают характер реальных противоречивых процессов в экономике России и в отдельных ее регионах.
Представленная работа имеет следующую структуру:
Введение. Содержит актуальность и обоснование выбранной темы, структуру работы и обзор литературных источников.
Глава 1 Бюджетный процесс в РФ. Включает в себя понятие, стадии и контроль за бюджетным процессом.
Глава 2 Бюджетный процесс. Проблемы реализации. Содержит экономические и политические проблемы исполнения бюджета в условиях мирового финансового кризиса.
Заключение. Включает в себя выводы и предложения по всей проделанной работе.
Для написания настоящего курсового проекта нами были использованы труды таких авторов как: Химичевой Н.И., Соколовой Э.Д., Грачевой Е.Ю., а так же Налоговый и Бюджетный кодексы, проект бюджета на 2010 год и отчет об исполнении бюджета за 2009 год и др.
ГЛАВА 1 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ
Бюджетный процесс – регламентированная и регулируемая процессуальными нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и всех участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов внебюджетных фондов, их утверждению и исполнению, а также по контролю за их исполнением.
Задачами бюджетного процесса являются:
- выявление материальных и финансовых резервов государства;
- максимально приближенный к реальности расчет доходов и расходов бюджетов;
- обеспечение сбалансированности бюджетов;
- согласование бюджетной политики с реализуемой экономической программой;
- осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д.
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.
Продолжительность всех стадий бюджетного процесса от начала составления проектов бюджетов до утверждения отчетов об их исполнении различна по странам, но как правило, в связи со сложностью работ, выполняемых на каждой стадии, занимает период около трех лет.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями в соответствии с БК РФ включаются :
- финансовые органы;
- органы денежно-кредитного регулирования (Банк России);
- органы государственного (муниципального) финансового контроля (Счетная палата РФ, контрольные и финансовые органы исполнительной власти, контрольные органы региональных и местных представительных органов).
Правовой основой бюджетного процесса в России выступают положения Конституции РФ, Бюджетного кодекса (далее БК) РФ, а также принятые в рамках, очерченных норм БК РФ, правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления. В основе указанных правовых норм лежат такие принципы бюджетного процесса, как ежегодность бюджета (краткосрочность бюджетного планирования) и конкретность (специализация) бюджетных показателей: ежегодность означает, что бюджет составляется (а закон о бюджете принимается) сроком на один финансовый год, который в нашей стране соответствует календарному году (с 1 января по 31 декабря). Ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, учесть происходящие изменения в темпах роста производства, изменение курса рубля и т. д., специализация бюджетных показателей означает, что бюджеты всех уровней составляются по единой бюджетной классификации – обязательной группировке доходов и расходов по общим признакам с присвоением отдельным разделам бюджета точных наименований и порядковых номеров.
Круг участников бюджетного процесса очерчен в ст. 152 БК РФ. В него входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования и государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы; органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); органы денежно-кредитного регулирования (ЦБ РФ); органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия; получатели бюджетных средств - бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др..
Таким образом, в соответствии с БК под бюджетным процессом понимается процесс составления проекта бюджета, его рассмотрения, утверждения и исполнения.
А теперь перейдем к следующему параграфу, который на наш взгляд, тесно связан с понятием бюджетного процесса…
Стадии бюджетного
периода имеют строгую
Бюджетный процесс состоит из 5 стадий. В науке финансового права высказывается и другая точка зрения, согласно которой процесс включает в себя четыре стадии прохождения бюджетов в их циклическом развитии.
Составление проекта федерального бюджета. Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета принимается за 18 месяцев до начала соответствующего финансового года.
1. В течение первых
трех месяцев производятся разр
Руководители учреждений и организаций, находящихся на сметно-бюджетном финансировании, составляют проекты смет, которые представляются в соответствующие министерства и ведомства РФ, где они обобщаются. Министерства и ведомства в свою очередь представляют Министерству финансов и Министерству экономики РФ расчеты и обоснования проектируемых расходов.
2. В течение следующих
четырех месяцев Министерство
финансов РФ анализирует всю
представленную информацию и
разрабатывает контрольные
3. Затем составляется окончательный вариант проекта федерального бюджета, который представляется Правительством РФ в Федеральное Собрание для рассмотрения и утверждения.
Рассмотрение и утверждение федерального бюджета. Необходимо отметить, что на данный момент отсутствует стабильная процедура рассмотрения и утверждения федерального бюджета, так как старая редакция Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» рассчитана на принятие бюджета Верховным Советом и хотя бы поэтому не может действовать. До принятия новой редакции этого закона Федеральное Собрание строит свою работу с проектом бюджета на основе ежегодно принимаемого федерального Закона «О порядке рассмотрения и утверждения федерального бюджета на предстоящий год (1995/1996)». Поэтому процедура год от года меняется. На сегодняшний день она выглядит следующим образом.
До рассмотрения проекта федерального закона «О федеральном бюджете» в первом чтении данный проект обсуждается в комитетах и комиссиях Государственной Думы. Предложения по поводу законопроекта обобщаются в комитете по бюджету, налогам, банкам и финансам, который готовит заключение по проекту федерального бюджета и представляет его на' рассмотрение Государственной Думы.
Проект федерального
бюджета рассматривается
В дальнейшем процесс
утверждения проекта
В случае непринятия до 1 января проекта Федерального закона «О федеральном бюджете» Государственная Дума принимает федеральный закон о финансировании государственных расходов из федерального бюджета на I квартал.
Исполнение федерального бюджета. Исполнение бюджета – это практическая реализация бюджета по всем предусмотренным показателям его доходной и расходной частей. Исполнение бюджетов относится к функциям исполнительной ветви власти. В процессе исполнения бюджета Правительство РФ может вносить изменения по статьям расходов бюджетной классификации в пределах утвержденных ассигнований по каждому направлению расходования средств.
Оперативное исполнение бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной росписью (росписью доходов и расходов), утверждаемой Министерством финансов РФ. Оперативное исполнение бюджета заключается в принятии мер к поступлению запланированных доходов, в предоставлении финансовых средств на мероприятия, предусмотренные бюджетной росписью, контроле за правильным их использованием.
В исполнении бюджета в какой-то мере участвуют все государственные органы, бюджетные предприятия, учреждения и другие организации. Однако наиболее существенная роль в этой области принадлежит органам налоговой службы, ответственным за собирание денежных средств, финансовым органам и кредитным учреждениям.
Органы Федерального казначейства наделены достаточно серьезными правами, в частности, правом приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений, использующих средства федерального бюджета, в случае допущения ими определенных нарушений финансовой дисциплины, правом взыскивать с юридических лиц в бесспорном порядке средства федерального бюджета, используемые не по целевому назначению, и т. п.
Исполнение
расходной части бюджета связан