Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:34, курсовая работа
Экономическая сущность такого планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенациональной социально-экономической программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. В ходе бюджетного планирования финансы активно воздействуют на основные экономические и качественные показатели государственных программ развития страны и выявление резервов эффективного использования природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….3 – 4
ГЛАВА 1 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ
Понятие бюджетного процесса..………………………………5 – 6
Стадии бюджетного процесса……..…………………………..6 – 7
Контроль за бюджетным процессом…………………………..7 – 8
ГЛАВА 2 БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
2.1 Экономические проблемы реализации………………………… ..8 – 10
2.2 Политические проблемы реализации. Мировой экономический кризис……………………………………………….…………………………11 – 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..26 – 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..28 – 29
Кроме того, необходимо поддержать региональные финансы, дать территориям дополнительные налоговые источники. В частности, предлагается расширить права субъектов Российской Федерации по установлению ставки транспортного налога.
В 2010 году будут созданы условия для введения местного налога на недвижимость. Он должен заменить действующий сейчас земельный налог и налог на имущество. Речь идет не о повышении налоговых ставок, а о перераспределении налоговой нагрузки на недвижимое имущество граждан, создании защитных механизмов, льгот для малообеспеченных людей, для собственников недорогого имущества. И в то же время создать условия для взимания более высоких, рыночно обоснованных налогов с тех, кто является собственниками «люксовых» квартир, дорогостоящих особняков и больших участков земли.
Естественно, в рамках такой новой системы доходы местных бюджетов увеличатся. Кроме того, нужно усилить стимулирующую роль налогов. В частности, необходимо продолжить совершенствование налогообложения в сфере добычи полезных ископаемых. Предлагается ввести налоговые каникулы для новых месторождений, расположенных в Черном и Охотском морях, понижающий коэффициент для малых месторождений. Будет введена дифференцированная ставка НДПИ в зависимости от марки угля.
В период экономического кризиса соблюдение баланса между интересами государства и предпринимателей и выбор оптимальной политики налоговых ставок становится для правительства первоочередной задачей.
На сегодняшний день государственная политика в области расходов (на поддержку экономики уже потрачен огромный объем ресурсов) привела к ситуации, когда в условиях кризиса среднесрочные задачи налоговой политики в определенном смысле идут вразрез с долгосрочными задачами. Целями налоговой политики в долгосрочном периоде в России последние годы было прямое или косвенное снижение налоговой нагрузки. Требования о снижении налоговой нагрузки на бизнес постоянно высказываются представителями предпринимательского сообщества. Однако в кризис правительство столкнулось с острой проблемой бюджетного дефицита и вынуждено искать источники его финансирования, в том числе рассматривая варианты повышения налогов.
Во избежание такого
расхождения между
В условиях экономического кризиса произошло резкое снижение бюджетных доходов. Общий объем налоговых доходов федерального бюджета за первое полугодие 2009 года составил 1 801,1 млрд. рублей, т.е. снизился в номинальном выражении на 26,3% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
С начала 2009 года наблюдается
существенный рост задолженности по
налогам и сборам в бюджетную систему.
Наиболее значительно увеличилась задолженность
по региональным налогам и сборам (25%).
По федеральным налогам и сборам рост
составил 7%, в том числе по налогу на добавленную
стоимость - 13,4%. В первом полугодии текущего
года собираемость по НДС составила 85,3%
(при том, что бюджетные проектировки на
2010 год и плановый период 2011-2012 годов исходят
из 91,3%).
При расчете объема доходов федерального
бюджета на 2010 год учитывались предполагаемые
к принятию в 2009 году изменения и дополнения
в законодательство Российской Федерации,
вступающие в действие с 1 января 2010 года.
В части налогового законодательства приняты следующие решения:
а) индексация ставок акцизов: на табачные изделия: индексация специфических ставок на 44% к уровню 2009 года и увеличение адвалорной ставки до 7%; на нефтепродукты - на 10% к уровню 2009 года; на алкогольную продукцию - на 30% к уровню 2009 года или на 20% к ранее утвержденным ставкам на 2010 год; на пиво - в 3 раза к уровню 2009 года или на 190% к ранее утвержденным ставкам 2010 года; б) увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ со 147 до 162 рублей за 1 тыс. куб. м; в) увеличение размеров государственной пошлины на ряд юридически значимых действий (по делам, рассматриваемым в арбитражных судах (для юридических лиц); за совершение действий, связанных с приобретением гражданства или выходом из него, а также с въездом или выездом из страны; за совершение действий при осуществлении федерального пробирного надзора; за государственную регистрацию и за совершение прочих юридически значимых действий); г) увеличение средних ставок транспортного налога, установленных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации, в два раза, при этом сохранив действующий в настоящее время минимальный уровень налоговых ставок, разрешив органам власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз. По бюджетному законодательству предполагается реализация следующих решений: а) увеличение норматива зачисления в федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых на нефть и газовый конденсат с 95 до 100%; б) зачисление в доход федерального бюджета доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. В таможенном законодательстве будут осуществляться следующие меры: а) установление ставки вывозной таможенной пошлины на нефтепродукты в зависимости от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть; б) введение ставок вывозной таможенной пошлины на никель в зависимости от изменения мировых цен. В банковском законодательстве запланировано внесение изменения в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части увеличения норматива зачисления в доход федерального бюджета от фактически полученной Банком России прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и сборов, с 50 до 75%.
Общая сумма доходов федерального бюджета в 2010-2012 годах прогнозируется на уровне 15,5-15,7% ВВП (рис.4.1). В номинальном выражении доходы ожидаются в 2010 году в размере 6636,2 млрд. рублей, 7346,9 млрд. рублей в 2011 году и 8097,4 млрд. рублей в 2012 году.
Снижение доходов федерального бюджета в реальном выражении в 2010 году составит порядка 8%, а в процентах ВВП они окажутся на 1,4 п.п. ниже. Влияние экономического кризиса на доходы федерального бюджета будет достаточно продолжительным, и даже к 2012 году доходы в реальном выражении прогнозируются на 3% ниже уровня 2009 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на определенные успехи в области реформирования бюджетной системы, в России в настоящее время отсутствуют включенные в бюджетный процесс механизмы среднесрочного планирования и обеспечения результативности бюджетных расходов, что проявляется в:
а) разработке среднесрочного финансового плана для каждого бюджетного цикла отдельно, годовом периоде планирования бюджетных расходов, неопределенности объема и структуры ассигнований, выделяемых главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств (далее - администраторы бюджетных средств);
б) предоставлении бюджетных средств на основе корректировки (индексации) ассигнований прошлых лет в условиях низкой формализации механизмов перераспределения бюджетных ресурсов и отсутствия четких критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики;
в) отсутствии четких формулировок
целей и конечных результатов
использования бюджетных
г) формальном характере применяемых методов программно-целевого планирования (в том числе разработки и реализации федеральных целевых программ);
д) ограниченности полномочий
и, следовательно, ответственности
администраторов бюджетных
е) преобладании внешнего контроля за соответствием кассовых расходов плановым показателям при отсутствии процедур и методологии внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств;
ж) отсутствии четкого закрепления доходов бюджетной системы за администраторами соответствующих платежей;
з) отсутствии системы оценки финансового результата деятельности органов власти разных уровней и закрепления за определенными органами государственной власти и органами местного самоуправления активов и обязательств соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
и) затянутости и громоздкости процедуры рассмотрения проекта бюджета законодательными (представительными) органами власти, ориентированной на технические детали в ущерб оценке приоритетов бюджетной политики и их реализации;
к) нечеткости разграничения полномочий в бюджетном процессе между законодательными (представительными) и исполнительными органами власти и т. д.
Таким образом, сложившиеся
традиции и организация бюджетного
процесса существенно ограничивают
возможности и
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ